Пленумом ВАС РФ, в частности, разъяснено, что сделки с участием учреждений, выходящие за пределы специальной правоспособности учреждения, закрепленной законом или иным правовым актом, ничтожны (статья 168 ГК РФ). В случае, если специальная правоспособность учреждения установлена не законом или иным правовым актом (например, ненормативным правовым актом органа местного самоуправления), сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности учреждения, могут быть признаны недействительными по
основанию, предусмотренному статьей 173 ГК РФ.
Касаясь вопроса об объеме полномочий учреждения в отношении доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенного за счет этих доходов имущества, суд разъяснил следующее.
Гражданский кодекс РФ, не регламентируя содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности,
определяет, что учреждение в силу статей 120, 296, 298 ГК РФ не может обладать данным имуществом на праве собственности.
Также было отмечено, что учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
ВАС РФ выработаны рекомендации, которыми надлежит руководствоваться арбитражным судам при рассмотрении споров, связанных с пределами и порядком реализации государственным или муниципальным учреждением полномочий по расходованию денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности.
Согласно позиции Пленума при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих
интересах. В данном случае приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 рублей (в соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ), должно осуществляться на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом РФ, в отличие от контрактов, заключаемых в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пенсионным фондом РФ сообщено, что Федеральные законы N N 70-ФЗ и 77-ФЗ от 03.06.2006, вносившие изменения в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступили в силу с 19 июня 2006 года.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ НОРМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Пленум ВАС РФ постановил дать арбитражным судам некоторые разъяснения.
В частности, разъяснено, что при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо выяснить, какой орган как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и
надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
Также указано, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока.
Кроме того, при предъявлении кредитором требования о взыскании как
пеней, так и процентов за пользование чужими денежными средствами, в том числе и в форме взыскания повышенных процентов, судам предписано удовлетворять только одно требование.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 20
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПЕРИОДИЧЕСКОМ ВРЕМЕННОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ (КРОМЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ПО ЛИНИЯМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ)"
Разъяснено, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, устанавливающий новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить российские товары, и не введенный в действие в соответствии с Таможенным кодексом РФ, упрощенный порядок декларирования товаров в виде периодического временного декларирования не применяется.
Внесенные изменения в Регламент арбитражных судов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7, касаются установления порядка привлечения судей ВАС РФ, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей судьи, проведения заседаний Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, опубликования обзоров судебной практики.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.