Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 14


В выпуске:

 ∙ Фрагмент статьи Бояркиной В.И. «Сто тысяч «Почему..?»

∙ Откуда брать исследовательские задачи?

 «При современном изобилии информации мы разучились задавать вопросы… А может, и не умели никогда, принимали всё как есть: «травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.» «Травка зеленеет», потому что – «солнышко блестит» (про хлорофилл и фотосинтез все знают), ласточка прилетает, потому что весна… Всё ясно.

Ясно?... А почему травка именно ЗЕЛЕНЕЕТ? Почему от растений отражается преимущественно зелёный цвет? Таковы свойства молекул хлорофилла? А почему у хлорофилла такие свойства? А как ласточка узнаёт, что весна наступает и что ей надо лететь, да ещё и в определённом направлении? И т.д.!

Первоначальный интерес к исследовательским задачам у меня возник от статьи И.Н. и Ю.С. Мурашковских «От почемучек к потомучкам» (http://www.trizminsk.org/ ) Для меня, бывшей в школе отличницей и никогда не подвергавшей сомнению знания, которые нам давали в школе и институте, эта статья стала открытием!.. Оказывается, можно рассуждать так, как пишут в этой статье Мурашковские:

«…в качестве рабочей гипотезы примем тезис: ИСТИНЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Есть только суждения, модель, теория, которые удобны в данный момент, в данном месте, для данной группы людей. (Например, для поэтов система Птолемея и по сей день удобна. "Солнце теплое ходит высоко..." — писал, например, Афанасий Фет.) И эти теории постоянно сменяют друг друга.»

Да, про систему Птолемея нам в школе говорили (и сейчас говорят), но как-то снисходительно… Вот, мол, раньше считали, что Солнце движется вокруг Земли, а теперь-то всем ясно, что это Земля вращается вокруг Солнца, т.е. то, что наука знает сейчас – это и есть истина окончательная и неоспоримая. Я училась в школе полвека назад, но и в 21 веке большинство учебников, детских энциклопедий дают знания в том же ключе – как истину в последней инстанции…

 Но: «Основное очарование науки – это очарование Тайны … Мы лишаем наших детей не только удовольствия от прикосновения к Тайне, но и Сомнения – этого важнейшего условия развития науки». (Ковтун В.П. Занимательный мир физики. Дельта. Санкт-Петербург.1997.) Учебников, в которых хоть изредка встречалась бы Тайна или возникало Сомнение – нет до сих пор…

Потом были другие работы Мурашковского Ю.С.: «Горизонты третьего мира», «Путь в океан», была рассылка Кондратьева А.Н. «Как делать открытия», книги Митрофанова В.В. «От технологического брака до научного открытия» и др., книги и учёба у Г.Е. Скворцова. Всё это открыло для меня ещё один мир – мир научной мысли, мир открытий. Как когда-то книги автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера открыли для меня мир изобретательства!

А главное, это то, что, имея на вооружении ТРИЗ (великолепный набор инструментов для мышления!) - в этих мирах можно действовать, можно получать собственные изобретательские идеи, научные гипотезы и идеи экспериментов по их проверке."

 ∙ Исследовательские задачи отвечают на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Какая связь?». В этом небольшом фрагменте статьи вы уже увидели, что исследовательские задачи (соответственно, и темы детских исследовательских работ) можно получить даже из совершенно "ненаучного" детского стихотворения. Хотя, вообще-то это стихотворение иллюстрирует первый этап научных исследований – описание явления под названием «Весна»: перечисляются ПРИЗНАКИ этого явления (про травку, солнышко, ласточку). Но наука на описании не останавливается, далее следует переходить к установлению причинно-следственных связей, выявлению закономерностей и т.д. Вот тут и открывается простор для развития мышления и детей, и учителей! А в помощь им инструменты ТРИЗ.

 Продолжение статьи «Сто тысяч «Почему..?» в следующем выпуске рассылки.

До встречи! Валентина Ивановна Бояркина


В избранное