Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 13


В выпуске:

  • Алгоритм творческого изучения явления (объекта, процесса, вещества)

Перечень шагов алгоритма:

 ∙ обнаружение явления, это может быть тема учебного плана или какой-то факт, наблюдение, удивившее или заинтересовавшее ученика событие, и прочее;

выявление ресурсов явления (свойств, особенностей), их классификация. Для объекта, процесса определяются главная и второстепенные функции;

∙ определение границ, в которых проявляется явление (пространственных, временных, температурных и т.д.);

 ∙ выявление связей явления с другими объектами и процессами окружающего мира, определение места данного явления в общей картине мира. На этом шаге удобно применение системного оператора;

∙ формулирование вопросов исследовательского характера: почему..? зачем…? какая связь…?

∙ выдвижение гипотез, проектирование экспериментов по доказательству гипотез. На этом шаге особенно трудно обойтись без ТРИЗ. Мысль или заходит в тупик, или мечется в поисках ответа без всяких ориентиров. А в ТРИЗ есть инструменты для планомерного системного поиска ответов: приём «обращённая задача», системный оператор, приёмы устранения технических и физических противоречий, вепольный анализ (анализ взаимодействий между объектами, правила организации эффективных взаимодействий), законы развития систем и т.д.

∙ разработка модели явления, формулирование взаимозависимостей, закономерностей.

∙ выявление возможностей управления явлением. Зная ресурсы явления, его связи и границы, уже не трудно представить, с помощью чего можно управлять явлением и в каких границах возможно управление. А может за границы заглянуть? Вдруг там САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ?

 ∙ генерация идей по применению явления. На этом шаге эффективно применение бинома фантазии, метода гирлянд ассоциаций, метода фокальных объектов.

экологическая экспертиза полученных идей, «Не навреди!», «Проверь, соответствует ли (адаптирована ли, приспособлена ли) твоя идея к потенциалу (к возможностям) природной среды? К возможностям человека?»

развитие идей в научно-техническом и социальном направлении: каждая научно-техническая идея вносит что-то новое в жизнь общества. «Проследи, какие последствия принесёт осуществление идеи для твоей семьи, друзей, школы, города, и т.д.» «Рассмотри последствия осуществления идеи в единичном варианте, в массовом использовании. Как это скажется на жизни общества?».

 ∙ сравнение полученных продуктов с изложением материала в учебнике и выработка рекомендаций по дополнению работ учащихся и дополнению учебного материала.

Идея алгоритма в том, чтобы объединить все стадии научно-исследовательских и изобретательских работ в одном обобщающем уроке по определенной теме (или серии уроков, или в исследовательской работе учащегося) с целью дать детям возможность прочувствовать самое интересное в научном и техническом творчестве – полёт мысли, вдохновение от генерации идей! Это вдохновение и даёт силы на месяцы и годы исследований, экспериментов, разработок и испытаний. А алгоритм позволяет видеть перспективу и взаимосвязь разных этапов научно технических разработок.

Статьи Бояркиной В.И. «Алгоритм творческого изучения явления» и «Сто тысяч «Почему…?» опубликованы на сайте Российской ассоциации ТРИЗ   http//:ratriz.ru/ и, конечно, в ближайшее время появятся на моём сайте

 http://valentina-bojarkina.narod.ru/

Примеры разработок уроков с применением алгоритма даны в электронной книге «Думать – это так интересно!» и в специализированных сборниках для учителей разных специальностей. Познакомьтесь со страницей сайта

http://valentina-bojarkina.narod.ru/catalog/

До встречи! Бояркина Валентина Ивановна. 23.08.10.


В избранное