Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 11


В выпуске: Вепольный анализ. Волшебное слово МАТХЭМ.

Вепольный анализ – один из самых сильных инструментов ТРИЗ для решения технических изобретательских задач. Суть его в следующем: любая минимальная работоспособная техническая система состоит из двух элементов и взаимодействия между ними. Элементы – это может быть и трактор, и расчёска, и капля воды, всё это назвали в ТРИЗ одним словом – вещества, а взаимодействия между ними – поля. Поэтому и минимальную систему назвали ВЕПОЛЬ и состоит он из В1, В2, П (т. е. вещество 1, вещество 2, и поле-взаимодействие между ними). Перечень основных взаимодействий (полей) зашифровали так: МАТХЭМ, что означает первые буквы следующих взаимодействий: 

Механическое

Акустическое

Тепловое + -    (между тепловым и химическим полем можно учесть запаховое поле)

Химическое 

Электрическое

 Магнитное

Поясним: механическое поле – это давление, удар, центробежные силы, сила Архимеда, вибрация и др. Акустическое поле – звук, включая инфразвук и ультразвук. Тепловое поле – имеется в виду со знаком + и - , т. е. и нагрев, и охлаждение. Химическое поле – все воздействия, связанные с химическим преобразованием веществ.Электрическое поле – имеется в виду и электростатика, и электрический ток в любой среде со всеми сопутствующими эффектами и явлениями. Магнитное поле – созданное постоянными магнитами, электрическими, природными объектами (магнитное поле Земли) и различными установками и приборами. Порядок расположения букв в слове МАТХЭМ не случаен, поля расположены в порядке возрастания их эффективности.

Некоторые правила вепольного анализа:

1. Если по условиям задачи в технической системе не хватает одного или двух элементов, то для решения задачи веполь надо достроить.

2. Если по условиям задачи веполь имеется в полном составе, т. е. имеются и оба вещества, и поле (взаимодействие) между ними, но это взаимодействие вредное, ненужное, то веполь надо разрушить. Для этого надо или заменить (добавить) другое поле, или ввести между веществами В1 и В2 третье вещество В3, являющееся видоизменением одного из данных веществ или взятое из ближайших ресурсов. 

Задача: куда течёт вода?

Водопроводная труба. Слышно, что по ней течёт вода. Как определить, в какую сторону она течёт? (Не разрушая трубу, конечно)

Нам нужна какая-то техническая система, которая даст эту информацию, т.е. нужен веполь. По условиям задачи имеется ряд веществ: труба, вода, дяденьки - сантехники, окружающие предметы. Для нужного нам веполя из этого набора берём только одно вещество – воду, всё остальное в вепольную модель не включаем, т.к. нужной информации получить от них не можем.

 Итак, имеется вещество – В1, неполный веполь, значит надо применить правило достройки веполя. Надо добавить П и В2. Начинать надо с поиска поля, т. к. полей гораздо меньше, чем веществ. Вспоминаем МАТХЭМ.

Механическое поле – постучали, подавили, нет ответа.

Акустическое поле – слышно, что вода журчит, но в какую сторону? Нет ответа.

Тепловое поле – если нагревать трубу в одном месте, что произойдёт? Труба в этом месте нагреется, и вода будет нагреваться, но вода-то движется, следовательно, если пощупать трубу с обеих сторон от нагрева, то с какой стороны  она теплее - в ту сторону и течёт вода! Поле нашли, а В2 - это источник тепла (Костёр, паяльная лампа и др.)

До встречи! Бояркина Валентина Ивановна. 11.08.10.


В избранное