Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 12


В выпуске:

Вепольный анализ (продолжение)

 ∙ Алгоритм творческого изучения явления (объекта, процесса, вещества)

 ∙ Мой сайт http://valentina-bojarkina.narod.ru/

Напомню тему прошлого выпуска: вепольный анализ (т.е. анализ имеющихся по условиям задачи веществ и полей). Минимальная работоспособная система состоит из двух веществ и поля (взаимодействия) между ними – В1, В2, П. Для решения задачи нужно веполь достроить (если данное трио не полное), или разрушить (если веполь полный, но вредный и нам не нравится). Для этого надо или заменить (добавить) другое поле, или ввести между веществами В1 и В2 третье вещество В3, являющееся видоизменением одного из данных веществ или взятое из ближайших ресурсов.

А теперь детская задачка на разрушение веполя. Сказка про Колобка. В1 – Колобок, В2 – Лиса, между ними запаховое и оптическое поле (Колобок и выглядит аппетитно, и пахнет вкусно).

 Итак, веполь полный, но жалко Колобка, поэтому нам этот веполь не нравится, значит надо его разрушить, т. е. ввести между веществами третье вещество В3, которое должно возникнуть из ближайших ресурсов или из видоизменённых В1 и В2. Ну, Лису-то не будем видоизменять, да она и не захочет, а Колобок может на солнце засохнуть так, что никто его не угрызёт! В3, следовательно,это  засохшая корочка на Колобке.

Другой вариант В3 можно взять из ближайших ресурсов: прокатиться Колобку по лужице, потом по песочку – кто ж его такого есть захочет? Для взрослых это, конечно, шутливая задачка, но суть разрушения веполя показана.

А теперь переходим к основной теме выпуска: алгоритм творческого изучения явления (объекта, процесса, вещества)

История вопроса: за годы моей работы в школе придумано немало изобретательских и исследовательских задач, связанных с содержанием образования. Но всё это было разрознено: отдельно – изобретательские задачи (отвечающие на вопросы – что сделать?, как сделать?), отдельно – исследовательские задачи (отвечающие на вопросы – почему это произошло?, зачем?, какая связь?). Решали эти задачи с помощью инструментов ТРИЗ. Применяли ресурсы, системный оператор, приёмы устранения противоречий, вепольный анализ и т.д. Три года назад из этого опыта родилась мысль объединить всю эту работу единым алгоритмом, с помощью которого можно и выявлять задачи в содержании образования, и решать их с помощью ТРИЗ. Перечень шагов алгоритма будет дан в следующем выпуске.

И, наконец-то, радостное для меня объявление: сделала на «Народе» (пока на «Народе»!) свой сайт:

 http://valentina-bojarkina.narod.ru/

На сайте можете познакомиться с набором разработанных мной информационных продуктов по применению ТРИЗ в школе: электронные книги, дистанционные и очные обучающие семинары «ТРИЗ в школе».

До встречи на сайте http://valentina-bojarkina.narod.ru/ и в следующем выпуске рассылки!

Бояркина Валентина Ивановна. 23.08.10.


В избранное