Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 9


В выпуске:

Приём копирования и оператор РВС.

Летний, яркий привет всем коллегам!

Итак, мы с вами уже знакомы со следующими инструментами ТРИЗ:

∙ Выявление и применение ресурсов

∙ Бином фантазии

∙ Метод гирлянд ассоциаций

∙ Составление и применение системного оператора

∙ Приёмы выявления и преодоления (устранения, разрешения) технических и физических противоречий

В этом выпуске познакомьтесь с очередным заданием для развития творческого мышления из области естествознания (5 класс) и по ходу дела с новыми для вас инструментами ТРИЗ – приём «копирование», «переход в другое измерение» и оператор РВС.

Естествознание.

Тема: что такое природа. (Понятие о телах, веществах, явлениях природы. Необходимость изучения природы.) Вспомните самое удивительное явление природы, которое вы видели.

Один человек решил, что самое удивительное – это снежинки! Он собрал коллекцию фотографий снежинок (в увеличенном виде, конечно). Представляете, какая красота в его альбомах! Красота, которую мы практически не видим… Оказалось, что снежинки все разные, а он их сфотографировал несколько тысяч! Как вы думаете, кому пригодилась его коллекция? (Художникам, дизайнерам, ученым, изучающим кристаллы)

В идее этой коллекции преодолено техническое противоречие: надо сохранить снежинки и нельзя сохранить снежинки, во всяком случае – трудно. Второе противоречие – хочется разглядеть всю красоту снежинки и нельзя разглядеть по причине небольших размеров. Какие приёмы можно «опознать» в идее создания такой коллекции? - Приём копирования и приём увеличения. Запомните, это новые для вас приёмы!

Суть приёма «Копирование» - если нельзя работать с реальным объектом, можно использовать его копию – фото, тень, отражение и т.п.

Приём «увеличение» - это часть ещё одного инструмента ТРИЗ – оператора РВС (размеры, время, стоимость). Суть этого инструмента: для снятия психологической инерции при решении изобретательской задачи можно мысленно увеличить или уменьшить РАЗМЕРЫ объекта, или ВРЕМЯ процесса, или СТОИМОСТЬ изделия или технологии. И потом посмотреть, как тогда решалась бы задача?

Задание: А какую удивительную коллекцию, связанную с природой, вы могли бы собрать? Предложите идею коллекции.

Пример выполнения задания. Возьмём для начала то же природное явление– снежинки. Какие ресурсы снежинок не отражены в той коллекции?

  • блеск при разном освещении,
  • формы движения при падении,
  • как она образуется,
  • как тает при разных условиях.

 С современными кинокамерами и видеокамерами такие коллекции можно было бы создать! Я думаю, нашлись бы специалисты, кого такие коллекции заинтересуют, а обыкновенным людям можно было бы показать красивый музыкальный фильм «из жизни снежинок»!

А если взять ресурс снежинок – их красоту, а приём - объединение, то получим идею коллекции предметов, где так или иначе использована снежинка (украшения, ткани, обои, элементы рекламы, дизайна, архитектуры и т. д.)

Теперь возьмём другое явление природы, например, рассвет или закат. Применим приём копирования и приём перехода в другое измерение. Закатов, конечно, нафотографировано уже очень много, но можно попытаться получить коллекцию закатов в одном и том же месте или одного и того же заката с разных точек зрения: из космоса, с самолёта, с крыши высотного здания, с уровня зрения человека, собаки, котёнка, муравья, из-под воды – с точки зрения рыбы… (Фрагмент сборника творческих заданий по естествознанию Бояркиной В.И.)

(Продолжение в следующем выпуске) До встречи! Бояркина Валентина Ивановна


В избранное