
-----Original MessageFrom: 1stb***@m*****.ru [mailto:1stb***@m*****.ru]
Sent: Saturday, January 29, 2005 10:09 PM
To: Маконков Сергей Владимирович
' _ '
==| |http://dissertant.info | |
| | Диссертации и монографии
'-' из ближнего зарубежья
_
==( )hotli***@d*****.info "
Аспирант и Соискатель N 4707 от 2005-01-29
участников 2317 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Стоит заметить, что введение пишется в самом конце, когда диссертация
проверена, перепроверена и оконочательно одобрена н/руководителем.
Писать введение до начала работы - это абсолютно бесцельная трата
времени.
Например:
- обоснование актуальности темы;
- цель и задачи исследования;
- предмет и объект исследования;
- методы исследования;
- научная новизна полученных результатов;
- практическая значимость полученных результатов;
- основные положения диссертации, выносимые на защиту;
- личный вклад соискателя;
- сведения об апробации результатов диссертации;
- сведения о публикациях (по теме диссертации);
- структура диссертации, ее объем.
Или вот еще:
Во введении к диссертации обосновываются актуальность темы, цель и задачи исследования,
формулируются объект и предмет исследования, указываются методы исследования,
новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, упоминаются
положения, выносимые на защиту.
Итак, введение - очень ответственная часть диссертации, поскольку содержит
все необходимые квалификационные характеристики диссертационного исследования.
Актуальность - обязательное требование к любой диссертации. Поэтому понятно,
что введение начинают с обоснования актуальности темы. Умение выбрать тему, правильно
ее понять и оценить с точки зрения своевременности и социальной значимости характеризует
научную зрелость и профессиональную подготовку автора диссертации. Для освещения
актуальности достаточно одной-двух страниц, где излагают главное - сущность проблемной
ситуации. Четко и однозначно определить научную проблему и, таким образом, сформулировать
ее сущность будет нетрудно, если диссертанту удастся показать, где пролегла грань
между знанием и незнанием с точки зрения предмета исследования.
Для выяснения состояния разработки темы составляется краткий обзор литературы,
из которого можно сделать вывод, что данная тема еще не раскрыта (раскрыта лишь
частично или не в том аспекте) и поэтому требует дальнейшей разработки. Если
такой вывод не вытекает логически из обзора, то диссертанту нет смысла разрабатывать
выбранную тему.
Обзор литературы по теме демонстрирует основательное ознакомление диссертанта
со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически
их рассматривать, выделять существенное, оценивать достигнутое ранее другими
исследователями, определять главное в современном состоянии изучения темы. Материалы
такого обзора необходимо систематизировать в определенной логической связи и
последовательности. Кроме краткого обзора во введении, более полному обзору литературы
может быть посвящена отдельная (обычно первая) глава основной части диссертации.
При этом следует помнить, что, поскольку, кандидатская диссертация раскрывает
относительно узкую тему, то обзор работ предшественников делают только по вопросам
выбранной темы, а не по проблеме в целом. В обзоре называют и критически оценивают
публикации, которые прямо и непосредственно относятся к теме диссертации.
Бывает, что соискатель, не найдя в доступной ему литературе нужных сведений,
безосновательно берется утверждать, что именно нему принадлежит первое слово
в описании исследуемого явления, тем не менее со временем это легко опровергается.
Ясно, что такие ответственные заявления можно делать только после тщательного
и всестороннего изучения литературных источников и консультаций с научным руководителем.
После того, как научная проблема сформулирована и показано, что часть проблемы,
которая является темой данной диссертации, еще не разработана и не освещена в
специальной литературе, логично перейти к формулированию цели исследования.
Далее формулируются задачи исследования, которые будут решаться соответственно
определенной цели. Это обычно делают в форме перечисления (выучить..., описать...,
установить..., обнаружить..., вывести зависимость... и т. п.). Формулировать
задачи необходимо по возможности тщательнее, поскольку описание их решения составляет
содержание глав диссертационной работы и формулировки последних часто рождаются
именно исходя из формулировок задач диссертационного исследования.
Обязательным элементом введения является определение объекта и предмета исследования.
Объект - это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбрано
для изучения. Предмет содержится в границах объекта. Объект и предмет исследования
как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
В объекте выделяется его часть, которая является предметом исследования. Именно
на него направлено основное внимание диссертанта, поскольку предмет исследования
определяет тему диссертационной работы, которая указывается на титульном листе
диссертации.
Методы исследования также являются элементом введения к диссертации. Необходимо
указать, с помощью каких научных методов проведено исследование.
Вопрос новизны является одним из наиболее противоречивых и сложных. Каждый
соискатель должен уметь определить новизну своего научного результата. Наиболее
типичные ошибки, которые допускаются при этом, следующие:
- новизна подменяется актуальностью темы, ее практической и теоретической значимостью;
- утверждается, что данный вопрос ранее не рассматривался, тем не менее, на
самом деле это не так;
- в качестве новизны указывается использование "последних
достижений" в науке, либо описываются достигнутые прикладные результаты;
- декларируется новизна, которую с трудом можно или невозможно найти в тексте
диссертации;
- новизна формулируется искусственно, например "впервые показано, что воспитание
в условиях требует комплексного подхода" или "впервые доказано, что дети с требуют
индивидуального подхода в воспитании".
Можно выделить три уровня новизны:
- преобразование известных ранее данных, коренное их изменение;
- расширение, дополнение известных данных;
- уточнение, конкретизация известных данных, распространение известных результатов
на новый класс объектов, систем.
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности,
относят теоретическую и практическую значимость, а также упоминания, на каком
фактическом материале выполнена данная работа. Здесь дается характеристика основных
источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических)
и указываются методологические основы проведенного исследования.
Есть также много книг с названиями типа "Как написать диссертацию" и т.п.
Зайдите в любой интернет-магазин или на крупный книжный базар или в
книжный супермаркет и Вы найдете десяток-другой книг, в которых можно
почерпнуть ответы на вопросы.
Еще можно ознакомиться с 3-5-10 диссертациями и посмотреть как это
делали до Вас.