Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 27 марта 2008 г.


27 марта 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

РСПП примет участие в конференции СТАНДАРТНЕФТЕГАЗ-2008

Заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов выступит на конференции "Стандартизация нефтегазового оборудования" (СТАНДАРТНЕФТЕГАЗ-2008), которая состоится 20 мая в отеле "Рэдиссон Славянская". Комитет создан Решением Бюро Правления РСПП от 14.07.2004 г. с целью консолидации усилий промышленных кругов, бизнес-сообщества и органов государственной власти по реализации реформы технического регулирования. Основными задачами Комитета являются обеспечение взаимодействия и координации действий представителей промышленности, научной общественности, отраслевых ассоциаций и союзов с органами законодательной и исполнительной власти по вопросам разработки технических регламентов, организация международного сотрудничества в области технического регулирования, осуществление мониторинга информации и оперативного информирования предприятий по вопросам технического регулирования. В состав Комитета входят более 1000 представителей нефтегазовой, автомобильной, горно-металлургической, строительной, энергетической, машиностроительной и других отраслей промышленности. При участии Комитета РСПП подготовлена Концепция развития национальной системы стандартизации

 

К О Н Ц Е П Ц И Я
развития национальной системы стандартизации
I. Введение Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации. Концепция подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом международных нормативных документов в области стандартизации. Сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг. Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов. Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике. Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:
  • Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
  • Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;
  • нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации; основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
  • Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований.
Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:
  • национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
  • научно-исследовательские организации по стандартизации;
  • технические комитеты по стандартизации;
  • разработчики стандартов.
В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд документов национальной системы стандартизации является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. В рамках фонда документов национальной системы стандартизации сформировался ряд таких уникальных подсистем, как общетехнические системы стандартов, система стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие. Подсистемой национальной системы стандартизации является система стандартизации оборонной продукции. Существующие проблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении стратегических целей стандартизации. В Федеральном законе "О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным. По отдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимость национальных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результаты научно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с международными стандартами. Ввиду отсутствия необходимых научных исследований и слабого притока профессиональных кадров в научно-исследовательские организации и технические комитеты по стандартизации, а также недостаточного финансирования ухудшается качество разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации. Темпы обновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизации за последние годы снизились (необходимо ежегодно обновлять не менее 10 процентов фонда для поддержания его на приемлемом уровне). В связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, реорганизацией управления отраслями и отраслевыми научно-исследовательскими институтами активность технических комитетов по стандартизации в последние годы также снизилась. Российская Федерация является членом Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии и Международного союза электросвязи, участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотря на активное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ней, явно недостаточно для реализации национальных интересов Российской Федерации. Проблемы действующей национальной системы стандартизации не позволяют в полной мере обеспечить необходимые темпы промышленного роста в нашей стране. В этой связи формирование национальной системы стандартизации, направленной на обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности российской экономики, должно осуществляться на основе комплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями, принципами, задачами и направлениями развития национальной системы стандартизации. II. Стратегические цели, принципы и задачи развития национальной системы стандартизации В основу стратегии развития национальной системы стандартизации положены апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации:
  • добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;
  • применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • максимальный учет законных интересов ! заинтересованных лиц при разработке национальных стандартов;
  • обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;
  • недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения стратегических целей стандартизации;
  • обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;
  • обоснованность разработки национальных стандартов;
  • открытость процессов разработки национальных стандартов;
  • обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;
  • однозначность понимания всем! и заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные ст андарты;
  • прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;
  • применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.
Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации являются:
  • повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках; обеспечение научно-технического прогресса;
  • обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации;
  • обеспечение единства измерений;
  • обеспечение рационального использования ресурсов;
  • обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
  • содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.
Для эффективного развития национальной системы стандартизации и достижения стратегических целей необходимо:
  • сформировать механизмы использования национальных стандартов в государственных интересах Российской Федерации, в том числе для выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической политики государства;
  • обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольной основе, для соблюдения требований технических регламентов;
  • обеспечить при разработке национальных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;
  • сформировать экономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стан! дартизации и их финансированию;
  • обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов российской экономики с высоким потенциалом развития, а также для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;
  • применять при разработке стандартов метод программно-целевого планирования;
  • оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием международного опыта;
  • усилить роль Российской Федерации и повысить ее авторитет в международной (региональной) стандартизации;
  • повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов;
  • повысить эффективность межгосударственной ста! ндартизации.
III. Направления развития национальной системы стандартизации
  • уточнения положений, определяющих понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросов финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов;
  • уточнения правовых вопросов, связанных с применением национальных стандартов при государственных заказах и использованием прав на объекты интеллектуальной собственности в стандартизации.
Для усиления роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации необходимо:
  • определить приоритетные направления развития стандартизации на среднесрочную перспективу;
  • разработать механизмы применения национальных стандартов при формировании программ развития отраслей экономики, а также в сферах закупок продукции, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд;
  • внедрить механизмы участия в разработке национальных стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
  • обеспечить развитие работ по общероссийским классификаторам, разработать общероссийский классификатор продукции ! по видам экономической деятельности, гармонизированный с классификацией Европейского союза.
В целях развития организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации необходимо:
  • провести мониторинг деятельности технических комитетов по стандартизации и подготовить предложения о их реструктуризации, слиянии или упразднении с учетом структуры технических комитетов международных организаций, разработать правила взаимодействия с техническими комитетами;
  • разработать и реализовать новую модель отношений с научно-исследовательскими институтами по стандартизации с учетом их статуса, профессионального опыта, научных и технических возможностей;
  • создать общественный совет по стандартизации, включающий в себя представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, научно-технических обществ, общественных объединений, предпринимат! елей и потребителей;
  • разработать и реализовать пилотный проект создания и функционирования отраслевых советов по стандартизации.
В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:
  • разработать и внедрить экономически эффективные модели планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов;
  • реализовать на практике механизм приоритетного бюджетного финансирования разработки национальных стандартов, используемых для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;
  • разработать механизмы привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
  • обеспечить развитие программно-целевого планирования разработки национальных стандартов на основе реализации ведомственных целевых программ.
В целях развития фонда документов национальной системы стандартизации необходимо:
  • провести анализ действующего фонда документов национальной системы стандартизации на соответствие современному научно-техническому уровню, пересмотреть или отменить национальные стандарты, противоречащие требованиям технических регламентов и не отвечающие задачам развития экономики;
  • обеспечить разработку новых национальных стандартов и внести изменения в действующие стандарты в соответствии с современными достижениями науки и техники, учитывая необходимость гармонизации с международными стандартами и повышения конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;
  • повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов;
  • оптимиз! ировать процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием международного опыта;
  • провести анализ отраслевых стандартов и подготовить предложения, касающиеся их дальнейшего использования.
В целях развития информационного обеспечения в области стандартизации необходимо:
  • создать единую информационную систему, предназначенную для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;
  • внедрить новые информационные технологии при планировании, разработке, принятии и распространении стандартов.
В целях совершенствования взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации необходимо:
  • подготовить предложения по созданию под руководством Российской Федерации в рамках международных организаций по стандартизации новых технических комитетов в приоритетных для нашей страны направлениях стандартизации;
  • активизировать участие Российской Федерации в деятельности Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии, Европейского комитета по стандартизации, Европейского комитета по стандартизации в области электротехники и электроники, а также в деятельности таких региональных организаций, как Европейская экономическая комиссия ООН, форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", Азиатско-тихоокеанский комитет по стандартизации.
В целях развития работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации необходимо:
  • сформировать систему подготовки и аттестации экспертов по стандартизации;
  • разработать образовательные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных специалистов в области стандартизации;
  • повысить эффективность программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путем корректировки учебных планов учреждений профессионального образования, совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров и стажировок.
IV. Реализация Концепции Реализация Концепции должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти на основе межведомственного плана мероприятий. Решение задач Концепции может обеспечиваться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ. Формирование национальной системы стандартизации будет осуществляться на основе реализации и ежегодного уточнения программы разработки национальных стандартов, адаптации действующей системы стандартизации к условиям добровольного применения стандартов, реформирования деятельности технических комитетов и активизации их участия в межгосударственной и международной стандартизации. Правительство Российской Федерации должно содействовать созданию условий для разработки и применения национальных стандартов, направленных на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, выполнение ее международных обязательств, осуществление деятельности органов государственной власти в области стандартизации, для финансирования разработки национальных стандартов, используемых в целях исполнения государственных функций и оказания государственных услуг. Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и обеспечить координацию деятельности разработчиков стандартов в Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти следует использовать национальные стандарты и осуществлять деятельность, направленную на расширение их применения, участвовать в организации разработки национальных стандартов. Федеральным органам исполнительной власти следует продолжить работы в сфере ведения и применения общероссийских классификаторов, разработку новых общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными и региональными классификациями. Применение общероссийских классификаторов в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения и межведомственного информационного обмена, создания информационных систем и информационных ресурсов повышает эффективность государственного регулирования экономики. Разработка национальных стандартов за счет средств федерального бюджета должна соответствовать задачам социально-экономического развития страны.


Выскажите свое мнение


В избранное