Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 21 марта 2008 г.


21 марта 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Депутаты требуют исключить злоупотребления при выполнении гособоронзаказа и закупке вооружений

Материалы "круглого стола" 17 марта 2008 года в Государственной Думе на тему: "Вооруженные силы России и оборонная промышленность: законодательное обеспечение их возрождения"

 

Недофинансирование ВС России отрицательно сказывается на их перевооружении современными образцами военной техники. Удельный вес современного оружия в ВС РФ не превышает 20%, в то время как в армиях, нам противостоящих, этот показатель составляет минимум 60%. Чтобы поддерживать ВС хотя бы на минимально достаточном уровне, необходимо ежегодно закупать не менее 5-6% современных образцов от количества вооружений. Это, примерно, 100-150 самолетов, 200-250 танков, 50-60 вертолетов и т.д. Сегодня у нас эти цифры на порядок меньше. В 2000-2006 годах в ВС было поставлено всего 27 межконтинентальных баллистических ракет с 27 боевыми частями. В период с 2000 года армии были поставлены всего 3 новых самолета - один Ту-160 и два СУ-34. После 2000 года было закуплено немногим более 60 танков Т-90. В 2000-е годы ВМФ и морские части погранвойск получили надводных и подводных кораблей и катеров менее десяти. Государственная программа вооружений на 2007-2015 годы планирует поставку армии в период до 2015 года всего 60 самолетов. Это означает, что существующий парк самолетов планируется обновить за 80 лет. Правительству РФ необходимо срочно пересмотреть программу перевооружения ВС с целью обеспечения их современными видами оружия в необходимом объеме.
Обеспокоенность и тревогу вызывает кризисное состояние Стратегических ядерных сил (СЯС), благодаря наличию которых страна обеспечивает свой суверенитет. На сегодня СЯС РФ располагает 681 межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и баллистическими ракетами на подводных лодках (БРПЛ) с 2460 боевыми частями (БЧ), 79 самолетами с 884 крылатыми ракетами (КР), т.е. всего 3344 заряда. Только за 2000.2007 годы СЯС утратили 405 носителей и 2498 зарядов. Списано два Ту-95МС, один Ту-160 потерян в катастрофе. Если сокращение российского ядерного арсенала продолжится нынешними темпами, к середине следующего десятилетия у российских СЯС останется не более 300 межконтинентальных и баллистических ракет подводного базирования, а также не более чем 600 боевых частей для них. В таких условиях продолжение выполнения стратегическими ядерными силами функции ядерного сдерживания окажется под вопросом. Для противника появится возможность с помощью неядерного удара с применением высокоточного оружия уничтожить почти все российские ядерные силы, а единичные запущенные ракеты . добить с помощью стратегической ПРО.
Ситуация усугубляется принятым ошибочным решением о развитии мобильных ракетных комплексов РС-12 Тополь и РС-24 Тополь-М. Оно мотивировалось тем, что повышение точности американских стратегических ракет снижает боевую устойчивость отечественных МБР шахтного базирования. Однако сегодня, когда США обладают спутниками оптической, инфракрасной и радиолокационной разведки (КН-11, Лакросс и др.), передающими информацию в реальном масштабе времени, устойчивость Тополей стала, по сути, нулевой.
Многозарядные МБР шахтного базирования РС-18 и РС-20, несмотря на многократное продление срока их службы, будут в ближайшие годы в ускоренном темпе выводиться из эксплуатации. Замена их на шахтный вариант Тополя неадекватна, поскольку, во-первых, ведется крайне низкими темпами, во-вторых, Тополь несет всего один заряд. Если МБР РС-20 может выводить 8,8 т полезной нагрузки, РС-18 - 4,3 т, то Тополь - всего одну тонну, Тополь-М - 1,2 т. Многозарядный вариант Тополя еще испытывается, а принятие его на вооружение если и произойдет, то лишь после 2009 года.
Подлинно высокой боевой устойчивостью обладал мобильный железнодорожный комплекс РТ-23, ракета которого оснащалась не одной боевой частью, как Тополь, а десятью БЧ. При этом в походном положении комплекс имел внешний вид обычного вагона-рефриже­ратора, поэтому обнаружить его средствами наблюдения было невозможно. Симптоматично, что руководство США совершенно спокойно относится к наличию в РВСН комплексов Тополь, однако настойчиво добивалось от руководства РФ ликвидации РТ-23.
В связи с этим отдельной проблемой является сохранение эффективного ядерного статуса России, то есть способности российских Стратегических ядерных сил (СЯС) нанести гарантированный неприемлемый ущерб потенциальному агрессору после превентивного его ядерного удара по СЯС России. Фактически сегодня и сам этот статус, и обеспечивающий его ядерный оружейный комплекс оказываются под угрозой. В частности, с одной стороны неуклонно деградирует в профессиональном и психологическом отношении уникальный кадровый костяк ядерщиков, которые все более интенсивно просто вымирают, с другой стороны не обеспечивается, особенно в условиях ДВЗЯИ, кадровая преемственность и подготовка новых полноценных кадров.
Правительству РФ необходимо срочно поставить задачу перед учеными о продлении срока эксплуатации многозарядных носителей, приостановить уничтожение комплексов многозарядных ракет подземного базирования и железнодорожных комплексов РТ-23, выдать задание на проектирование новых многозарядных носителей шахтного базирования.
С морской составляющей СЯС еще хуже. В Российской Федерации уничтожено 80% подводного флота с баллистическими ракетами. БРПЛ Р-30 Булава, под которую предполагалось строить новые субмарины проекта 955, ныне не летает. А подлодки под нее . Юрий Долгорукий (была заложена в 1996 году), Александр Невский (2004) и Владимир Мономах (2006) строятся. Идущий между военными экспертами спор о том, удастся ли довести Булаву, принял в значительной степени схоластический характер. Продолжать его бессмысленно, дело в том, что до сих пор все испытания этой БРПЛ заканчивались неудачно.
Авиационная группировка СЯС к 2015 году будет иметь 50 бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Сегодня ВВС РФ имеют 79 таких самолетов.
Аналогичная ситуация складывается в ВМФ. По боевым возможностям российский флот на Балтике уступает в 2 раза шведскому и финскому, в 4 раза . немецкому; на Черном море . в 3 раза турецкому, не говоря уже о двадцатикратном превосходстве над нами американского флота. Российский ВМФ разбросан по пяти почти или полностью изолированным друг от друга морским и океанским театрам военных действий. Все это крайне затрудняет маневр силами между ними даже в мирное время, и в ближайшие 8-10 лет надводный флот неизбежно, а подводный - с высокой степенью вероятности станут флотами прибрежного действия. ВМФ доведен до такого состояния, что не может обнаруживать погруженные подводные лодки вероятного противника и вести за ними непрерывный контроль даже у побережья России.
В системе ПВО страны понадобилось более 7 лет, чтобы поставить на боевое дежурство один ЗРК С-400, разработанный советскими учеными еще в конце 80-х годов прошлого века. Такое же положение и с принятием на вооружение ЗРК Искандер.
Ядерные центры страны . разработчики ядерного оружия, постепенно деградируют, теряют профессиональные кадры, хиреет лабораторно-испытательная база и т.д. Нет достоверной информации вообще о состоянии ядерного арсенала, поскольку почти 20 лет не проводятся испытания ядерного оружия. В этих условиях авторитетные специалисты выступают за выход из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и возобновление ядерных испытаний в минимальном объеме для подтверждения работоспособности ядерного арсенала СЯС, а также рассмотрение вопроса о целесообразности передачи США 500 тон российского оружейного урана. При этом необходимо учитывать, что ДЗЯВИ не вступил в силу и, скорее всего, не будет действовать и далее в обозримый период времени. Возобновление же ядерных испытаний неизбежно вызовет отрицательный международный резонанс и могло бы быть использовано для проведения таких испытаний другими околоядерными государствами, легализуя тем самым их ядерный статус, способствуя расшатыванию Договора о нераспространении ядерного оружия.
Тем не менее, целесообразно разработать и в зависимости от обстоятельств принять эффективные меры для подтверждения боеготовности нашего ядерного арсенала, а также рассмотреть вопрос о целесообразности передачи США 500 тонн российского оружейного урана.
В постсоветский период оборонно-промышленный комплекс России утратил множество технологий и целые поколения квалифицированных кадров. Эти потери постепенно становятся невосполнимыми. Главным фактором, который позволил отрасли выжить (по крайней мере, отчасти), стала ее переориентация на внешний рынок и экспортные поставки вооружений. Около 80% мощностей ВПК работает на другие страны.
Эффективность ВПК остается низкой, поставка в армию современных вооружений задерживается. Увеличивается технологическое отставание ВПК от других стран. Истребитель Су-34, танк Т-90, другие современные образцы оружия . все это модификации старых серий прошлого века. Внятная инновационная программа разработки перспективных образцов вооружений и военной техники так и не была разработана.
Потуги в виде создание оборонно-промышленных холдингов не помогают. Монополизация разработок и производства вооружений и военной техники . тупиковый путь. В советское время ради обеспечения конкурентоспособности вооружений власти старались поддерживать эффективную внутреннюю конкуренцию между конструкторскими бюро и предприятиями ВПК. С другой стороны игра в конкуренцию при закупке вооружения ставят предприятия, расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке в неравные условия, вынуждая их продавать свою продукцию по цене ниже себестоимости, приводя их в итоге к банкротству.
В отсутствии эффективного контроля за военными расходами в производстве и закупках вооружений процветает коррупция, цены на госзаказ непомерно раздуваются. Невыполнение гособоронзаказа из года в год увеличивается, причем процент невыполнения увеличивается пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ, . заявил 19 апреля 2007 года в Екатеринбурге федеральный министр и зампред Военно-промышленной комиссии В.Путилин. Если в конце 2006 года цена танка Т-90, поставляемого Уралвагонзаводом, составляла 42 млн. рублей, то в начале 2007 года . уже 58 млн. За 11 лет строительства подводного ракетного крейсера стратегического назначения Юрий Долгорукий цена его разработки превысила проектную в семь раз. Правительству РФ необходимо разработать действенную систему мер, исключающую злоупотребления при выполнении гособоронзаказа и закупке вооружений.


Выскажите свое мнение


В избранное