Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 11 марта 2007 г.


11 марта 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Научно-Промышленная Ассоципация Арматуростроителей выступила против монополии технического комитета Ростехрегулирования

Глава Научно-Промышленной Ассоципации Арматуростроителей Иван Тер-Матеосянц опубликовал статью "Парадоксы отраслевой стандартизации в российском арматуростроении", в которой выступил против монополии технических комитетов Ростехрегулирования. В частности, автор отмечает: "Техническая необходимость переиздания отраслевых стандартов также имеет место, поскольку согласно ст.13 ФЗ О техническом регулировании с момента введения закона на территории России в сфере стандартизации имеют хождение только поименованные законом документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов закон не предусматривает. По установившейся практике сами отрасли (выделено автором) выбирают пути легитимизации своих отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.), перерабатывая их либо в национальные стандарты, ! либо в стандарты организаций, и с учетом актуальности требований этих документов определяют сроки указанных работ. Именно такая трактовка приведена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии www.gost.ru.
  Забавно, не правда ли? Отраслевой стандарт, разработанный в советское время на средства, отчисляемые заводами-изготовителями, и являющийся, соответственно, их совместной собственностью, вдруг по мановению волшебной палочки в руках опытного иллюзиониста превращается в стандарт организации, её же, естественно, собственностью и являющимся. Думаете, нет?! Как бы не так! На этот счёт существует однозначное толкование, зафиксированное в национальном стандарте ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения, в ст. 4.18 которого чёрным по белому написано, что .Стандарт организации, разработ! анный и утверждённый одной организацией, может использоваться другой о рганизацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией.. На практике это означает, что не исключена ситуация, когда, например, ОАО Пензтяжпромарматура или ОАО Ивано-Франковский арматурный завод, задумав в очередной раз поработать на давно освоенном ими благодатном атомном рынке, воспользовавшись для этого СТ ЦКБА 022-2005 Арматура трубопроводная общепромышленная, поставляемая для атомных станций. Общие технические требования, столкнутся с отказом со стороны собственника в предоставлении им права пользоваться документом на каких бы то ни было условиях! Думаете, бред?! Ничего подобного! Во-первых, ЦКБА на это право имеет. Во-вторых, реалии сегодняшнего дня таковы, что ЦКБА, позиционирующая себя как научная организация, тем не менее, не брезгует участвовать в тендерах и конкурсных отборах на право поставки арматуры в наиболее лакомых сегментах рынка. И уже сегодня, бывает, теснит там наши заводы. А представляете, какой соблазн ис! пользовать для устранения конкурентов ещё и такой инструмент, как стандарт?!
   Как же такое могло произойти?! Куда смотрит Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России?! А смотрит оно на свой технический комитет . ТК259, уполномоченный координировать всю деятельность по стандартизации в этой области. Только вот деятельностью ТК заправляют заместитель председателя . известный нам Ю.И. Тарасьев . и ответственный секретарь С.Н. Дунаевский, заместитель главного конструктора ЗАО НПФ ЦКБА! Как будто кроме них там никого больше и нет!
   Что же это за технический комитет, состоящий фактически из двух человек?! .недоуменно воскликнет читатель. Однако все формальности соблюдены: существует Положение о ТК259, которое, во-первых, закрепляет за ЗАО НПФ ЦКБА функции базовой организации по стандартизации в арматуростроении и, во-вторых, фиксирует состав ТК, состоящий из представителей ЗАО ! ;НПФ ЦКБА, НПАА, ОАО Знамя Труда, ОАО ИКАР, НП&n bsp;СЦ НАСТХОЛ, ОАО Благовещенский арматурный завод, ВНИИНМАШ, ЗАО Знамя Труда . сервис, ОАО МосЦКБА, ОАО Пензтяжпромарматура и ЗАО Армагус. Всего 11 участников, призванных коллегиально обсуждать и решать вопросы отраслевой стандартизации. Вот только заседаний ТК259 не проводится. По причине отсутствия у базовой организации средств. Именно такой ответ последовал на просьбу автора этих строк предоставить ему для ознакомления 3-4 протокола последних заседаний ТК.
   Оставим за скобками внедрение тихой сапой понятия базовой организации. Никто пока не смог дать пояснения, что это за зверь такой и с чем его едят. А вот про заседания ТК хочется сказать ещё несколько слов.
   Окончательная редакция ГОСТ Р 1.1-2006 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности, представленная к утверждению Федеральным агентством по техническому регулир! ованию и метрологии в октябре с.г., в ст.7.1 формулирует требования к секретариату технического комитета, в частности то, что .секретариат ТК должен располагать . возможностью организовывать . и проводить заседания ТК. Там же отмечено, что .обязанности секретариата ТК включают в себя . организацию и проведение заседаний ТК.. Отвечает за выполнение этой функции непосредственно ответственный секретарь, т.е., в нашем случае, С.Н. Дунаевский, который . руководит работой секретариата, организует проведение заседаний ТК.. Кроме того, в разделе 9 упомянутого ГОСТ Р сказано, что .решения ТК принимают, как правило, путём голосования на заседаниях ТК.. Есть, правда, оговорка, что .решение по какому-либо вопросу может быть принято голосованием по переписке., однако, .если какой-либо член ТК выскажется за рассмотрение данного вопроса на заседании, секретариат должен включить его в повестку ближайшего заседания. И далее . ещё очень много слов о необходимости принятия решений! ТК на основе консенсуса, о принятии решения по проектам стандартов кв алифицированным большинством голосов присутствующих, о необходимом для легитимности принятия решения кворуме для проведения заседания в 2/3 от списочного состава ТК и т.д., и т.п. То есть, если исходить из численности 11 членов ТК259, то его заседание считается легитимным, если на нём присутствуют не менее 8 человек, а решение по проекту стандарта считается принятым, если из этих 8 за него (решение) проголосовали не менее 6. Интересно, так ли это на самом деле? При условии отсутствия протоколов заседаний ТК задачка представляется неразрешимой.
   На всём этом фоне парадоксальной выглядит финальная фраза Ю.И. Тарасьева в упомянутом выше письме о том, что .ЦКБА в установленном порядке, по согласованию с ТК259, примет решение о переиздании ОСТа . в качестве СТ ЦКБА, либо аннулировании без замены. Комментарии, как говорится, излишни."

 
Полный текст статьи здесь



Выскажите свое мнение


В избранное