Первые
попытки создания колесной машины, которая могла бы передвигаться
и по суше и по воде, были сделаны более ста лет назад. Так, уже
в 1907 году на Сене (Франция) проходили испытания плавающего
автомобиля.
Соблазнительная идея постройки земноводной машины
натолкнулась сразу на значительные технические трудности.
Кроме всех агрегатов «земного» автомобиля, плавающая машина
должна иметь герметичный кузов, и в то же время через его стенки
надо выводить наружу оси тяги, рессоры, валы, а значит, делать
сложные уплотнения и сальники, герметичные тормоза...
Такие
машины часто называют «дорожными дредноутами». Странное
название, не правда ли? Но оно так прочно укоренилось за
американскими легковыми моделями, что иные автомобильные журналы
рассматривают его почти как термин, и, строго говоря,
небезосновательно. Машины, выпускаемые фирмами США и их
филиалами в Канаде, Австралии, Аргентине, Бразилии, ЮАР, имеют
специфические особенности, резко отличающие их от моделей других
стран. Поскольку доля таких автомобилей в мировом парке
составляет более одной трети, то конструкции американского
происхождения нередко рассматривают как самостоятельную группу.
Эти машины — антиподы распространенным в европейских странах и
Японии моделям «мини»...
Среди
широкого многообразия современных легковых автомобилей
значительная часть моделей рассчитана на индивидуальное
пользование. Все машины массового потребления (их порой называют
еще «семейными») делятся на несколько классов. Точного
определения термина «класс автомобиля» нет. По существу, это
совокупность моделей, объединенных близкими и устоявшимися
техническими и эксплуатационными характеристиками. Каждая страна
придерживается собственного подразделения автомобилей на классы.
И тем не менее для наиболее распространенных моделей, притом
экспортируемых на различные рынки, границы классов
сформировались достаточно четко. Среди машин европейских заводов
можно выделить, например, семь групп семейных автомобилей: две
группы особо малого класса, три — малого и две — среднего...
Знакомство
с семейными легковыми автомобилями самого распространенного
сегодня класса — малого — началось в
предыдущей статье. Там речь шла о моделях первой
группы. Здесь речь пойдет о машинах второй группы того же
класса. Она охватывает модели со снаряженной массой от 950 до
1100 кг, длиной от 4,1 до 4,3 м с двигателями рабочим объемом от
1300 до 1500 см3.
Поскольку малый класс наиболее
массовый по количеству выпускаемых машин, в нем год от года все
явственнее намечается расслоение моделей на группы, объединенные
близкими параметрами. Совсем недавно в этом классе мы выделяли
две, а с 1981 года, учитывая сложившийся типаж моделей, машины
со снаряженной массой 1100 — 1200 кг и двигателями рабочим
объемом 1600—1800 см3 выделены в самостоятельную,
третью группу. В нашей стране автомобилей, полностью ей
соответствующих, пока не выпускается, ближе всех к третьей
группе стоит ВАЗ-2106, который по прежней классификации
относился ко второй...
Автомобили
данной группы, как и двух предыдущих,— это семейные машины,
которые широко используются для дальних путешествий,
повседневных разъездов. Их часто применяют и как такси.
Рабочий объем двигателя у этих машин от 1500 до 1800 см3,
масса их в снаряженном состоянии 950—1150 кг, а длина, как
правило, лежит в пределах 4,2—4,5 м. По сравнению с моделями
первой и
второй групп салоны кузовов у них заметно
просторнее и комфортабельнее.
Представители третьей группы отличаются широким ассортиментом
оборудования, которое повышает удобства при езде и управлении.
На моделях первой группы малого класса, считающихся относительно
дешевыми, перечень его не очень обширен...