Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Красота здоровья

  Все выпуски  

Женская тема. Этапы становления


Этапы большого пути

Как ни странно, в жизни любой девушки есть определенные этапы "большого пути", о которых она часто даже не подозревает, в связи с чем и нарывается на определенные нюансы.
Дело в том, что это биологическая или подсознательная программа индивидуального роста развития. Ну, собственно, где-то в год - полтора все мы, так или иначе, начинаем ходить и говорить - кто раньше, кто позже. В три года запускается программа языкового развития - в это время (в этом возрасте) нам крайне важно общение и мы активно впитываем языковые структуры. Причем делаем это настолько активно, что, если семья по национальности смешанная, то и дети будут сразу разговаривать на нескольких языках (на тех, на которых происходит общение в семье - в среде обитания ребенка). Например, русская семья живет в этот период развития своего ребенка во Франции. Соответственно, с мамой ребенок учится говорить на руссом языке, на улице – на французском, и пошло - поехало. В возрасте трех лет несколько языков сразу впитываются ребенком легко и ненавязчиво - просто такой это этап развития, а уже потом в школе долбишь – долбишь, а толку чуть. Потому, как наше с вами развитие в этом периоде нацелено совершенно на другое.
Итак, становление девушки, как женщины, тоже проходит через ряд этапов (но детство мы пока рассматривать не будем). Эти этапы хорошо просматриваются в русском народном фольклоре, который изложен в виде сказок. Дело в том, что народные сказки - это информация, которая передается обычно бабушкам своему подрастающему поколению, и которая в скрытой форме (ну, собственно не лекции же ребенку читать) формирует представления о том, что предстоит в жизни.

1. Спящая красавица

Сюжет этой сказки прост: "Бедная подруга, холодная и голодная, лежит одна в стеклянном гробу без всякой личной жизни". Тема сказки: ждем принца, который придет и… а дальше как в "Шреке": "поцелуй ее в холодные губы - и ты увидишь, какой это вулкан страстей…"
Итак, это первый этап развития у девушки первоначальной эмоциональности. Итак, чем же занят принц? Целуя ее, он порождает в девушке женщину (в известном смысле), т.е. просто дает толчок к ее личному эмоциональному развитию. При этом она лежит в гробу (спит) и, соответственно, никаким активным поиском не занята.
Вначале о хорошем. "Спящая красавица" - это просто этап развития личности девушки, на котором она начинает себя осознавать. Процесс этот не простой, и одно из главных условий - позаниматься собой и собственными чувствами. Для этого нужно отделиться от окружающих и побыть одной. Отсюда и "стенки гроба" - как следует из сказки они стеклянные. Поэтому девушка вовсе не забивается в чулан (полностью отгораживаясь от окружающих), а даже представляет им возможность "наблюдать за процессом". Опять таки "гномы" или слуги - какой никакой а уход нужен.
Эмоциональная обособленность - это вовсе не полная самостоятельность которая здесь и не нужна. Это обычный этап самоосознания по поводу первых месячных - и переход из ребенка в девушку.
Другое дело, когда этот этап затягивается: здесь важна внешняя среда, и девушка в нем "зависает" - вот тут как раз и возникает сказка о Спящей царевне - она просто ждет принца, который придет и все сразу сложится… но как? После первого поцелуя предполагается некоторое продолжение, а кто к нему готов? Опыта-то личной жизни мало. Поэтому все складывается по-разному. Но здесь мы переходим ко второму этапу нормальной жизни - "Красная шапочка".

2. Красная шапочка

Старый добрый сюжет о Красной Шапочке. Итак, милая добрая девочка в красной шапочке запиливает одна в лес, в то время как она прекрасно знает, что в лесу полно волков и путь небезопасен. Соответственно, она делает свой личный, самостоятельный выбор. Естественно, она легко добивается того, чего и хотела: встречи с волком.
Собственно, в каждой сказке есть своя правда жизни: не все так просто. Вот что по этому поводу думает психолог Эрик Берн:
1.Как видно мать намерена отделаться от дочки используя "несчастный случай". Это позволит ей потом причитать: "Какой кошмар! Невозможно даже по лесу пройти, чтобы какой-нибудь волк..."
2. Волк явно превышает свои возможности, поскольку не довольствуется кроликами и другой дичью. Он вполне бы мог предположить, что плохо кончит. Видно, волк в юности увлекался Ницше, ну, если волк способен разговаривать и завязывать чепчик, то почему бы ему не читать книг? Лозунг волка: "Рискуй и умрешь со славой!"
3.Бабушка в доме одна и не закрывает дверь на ключ. Видимо она рассчитывает на что-то заманчивое, чего не было бы в случае ее жизни с родственниками. Очевидно, что бабушка молода, если судить по возрасту ее внучки. Ее вполне еще могут интересовать приключения...
4.Как видно, охотник является типом спасителя, который предпочитает карать своих поверженных соперников при помощи симпатичной маленькой девочки.
5.Красная Шапочка сама подробно рассказывает волку, как и где он может ее еще встретить, и даже ложится к нему в постель. На лицо заигрывание с волком. Но для нее эта сказка имеет хороший конец. А вот волку опасно гулять одному по лесу.
И еще один интересный вопрос: чем занималась мать, которая отправила дочь на весь день к бабушке? И главный вопрос: какой вырастет красная шапочка, имея такую мать и такой опыт? Ну, в общем, дело темное...
Разумеется, из каждой сказки всегда есть позитивный вывод: любить надо - и все будет хорошо. А если волк не симпатичен, то и затеваться не стоит. Этот вопрос исследовал еще дядюшка Фрейд. Но и он был несовершенен.
К сожалению, эта тема не так проста, поскольку первый опыт - особенно негативный - хорошо запоминается и оставляет след на всю жизнь. Дело в том, что при первом контакте часто присутствует испуг, когда "вторая сторона" активно нажимает, а это вызывает спазм, притом не только психики. Последствия очевидны - травматизм.
Здесь вообще очень важен опыт знакомства, доверия и ощущения безопасности, к тому же романтические чувства, которые обязаны присутствовать при этом моменте, вызывают выделение в кровь эндоморфинов, которые не только "осчастливливают", но еще и обезболивают. Так что сама природа (назовем это так) заранее позаботилась о том, чтобы все было мирно и дружелюбно. Итак, двигаемся дальше – "Золушка".

3. Мачеха и падчерица

Все помнят сюжет о Золушке и мачехе. Да уж, поиздевались над бедной Золушкой на славу. Кстати, само имя образовалось потому, что в немецком варианте девушка жила за печкой на куче золы.
Но, оказывается, в этом сюжете есть и подтекст. Итак: чувства разбужены (принц нашелся, набрался смелости и поцеловал), контакт с волком и сексуальный опыт есть - что еще нужно для нормальной жизни?
Здесь сразу встает тема "любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда". Немного скверно, но по тексту. Гулять и жить вместе - не одно и то же. Лодка романтики, к сожалению, очень часто разбивается о быт. И это грустно. Оказывается этап "мачеха -падчерица" - это как раз и есть стажировка по ведению хозяйства.
Причем в роли мачехи может быть собственная мама или даже муж, что не самый лучший вариант. Схема развития сюжета: "Что, доченька, загуляла? На вот тебе... " И начинается курс дрессировки. На этом этапе конфликт неизбежен просто потому, что для того, чтобы стать самостоятельной женщиной, девушке нужно отделиться от мамы. Даже просто эмоционально, поскольку до сих пор она любила и слушалась только ее, т.е. была очень сильно эмоционально и организационно к ней привязана. При этом мама: раз так, то давай, начинай: готовка, уборка, стирка и т.д. - что воспринимается девушкой, как наказание за попытку обретения самостоятельности, а на самом деле является просто элементом обучения (для справки: тут обе мотивацию не осознают, соответственно, ругань и скандалы на полном серьезе).
Закономерный вопрос: а может ли быть иначе? Теоретически – да, практически - нет. Здесь очень важно помнить, что в нашем женском клубе: ничто женское не чуждо - и мать, а она ведь тоже женщина, по не очень понятным законам природы начинает воспринимать подрастающую дочь, как соперницу.
К тому же, просто боясь ее ухода из семьи, она будет проводить это обучение в стиле "мало не покажется". Поэтому обычно обучением хозяйствовать занималась не мать, а свекровь (что как бы мама, но не совсем), поэтому сказка легко принимает абсолютно реальные формы. Сейчас "совместное проживание" вовсе не приветствуется, но тема: "Как ты гладишь рубашки моему мальчику?!" - присутствует всегда. Так что. это просто необходимый этап обучения хозяйственной деятельности.

4. Спасительница

В предыдущем пункте программы девушка как бы оторвалась от мамы и, мало того, стала "нормальной женщиной" (процесс дефлорации волк провел успешно, за что и пострадал). Но остался еще папа, с которым настала пора так же определить отношения в связи с новым этапов в развитии. Любая девушка любит своего папу с детства, как и маму, в связи с чем, у нее появляется проблема: нужно разлюбить папу, поскольку на горизонте уже личные отношения, к которым на данный момент она уже готова. В общем, в теории сказок это примерно следующая история: с принцем познакомилась; было первое свидание (на котором, в связи с неопытностью, обошлось одним поцелуем); после чего принц был технично услан в дальние странствия, навестить своих родителей (это в соседнем королевстве, как минимум). Поскольку помолвка состоялась, каждый стал решать совместные проблемы. Собственно принц был услан передать маме с папой привет и изложить новые обстоятельства (типа, собрался жениться). После двух пунктов, которые мы уже изложили "Мачеха-падчерица" и "Красная шапочка", девушка уже вполне готова под венец - нужно просто договориться с папой. Система отношений такова, что она начинает активно о нем заботиться. Во-первых, здесь нужен личный опыт заботы о мужчине, ну и, само с собой, получение от папы благословения - разрешения на брак. При этом, от папы ей нужна реальная помощь. Она испытывает симпатию к избраннику, но совершенно не уверена, что ее выбор правильный, поскольку она, ввиду отсутствия опыта, не готова реально оценить перспективу совместной жизни с принцем. Она не может оценить его качества как мужчины, будущего супруга и отца детей. К тому же, она не может сказать отцу, что выбор она уже сделала. Поэтому здесь хитро разворачивается следующий сюжет – "Разборчивая невеста".

5. Разборчивая невеста

Основа сюжета: "Папа, мне пора замуж, где женихи?" После чего папа на пару с дочкой организуют конкурс. Всех претендентов ждет незавидная участь, поскольку выбор невеста уже сделала. Обычная схема мероприятия: "угадай мои загадки, или голова с плеч" - проста по определению. Естественно, что никто из женихов, кроме ее принца, ничего не угадает. Соответственно, голова с плеч. Внутренний подтекст игры - опасность потери. Здесь нужно расстаться со старой семей и обретать новую, но это уже следующий пункт.

6. Женское коварство

Итак: принц нашелся, замуж вышли, детей родили. Всё удачно. Все, казалось бы, счастливы. Да вот не все. В окружении юной супруги всегда найдутся особы женского пола - мать, сестры, свекровь, подруги, да кто угодно, которые будут действовать по принципу: "за что тебе, мерзавке, такое счастье?!" И начнут делать все, чтобы его ликвидировать. Главная тема этого этапа - научить женщину защищать семью от "этих мерзавок". Внутренняя идея - установление доверия с мужем, формирование совместных планов на жизнь. Параллельно женщина формирует отношения между новой ее семьей и старой. Тема здесь стара, как мир, - ревность. Подруги, сестры и другое окружение, глядя на ее счастье, начинают устраивать всякие козни, и, как только девушка на них поведется, сказке конец. Ну, тут уж самой думать надо!!!


В избранное