Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Красота здоровья

  Все выпуски  

Пробуждение


Не жить, а проживать

Знакомо ли вам ощущение, что жизнь проносится мимо вас, а вы крутитесь, как белка в колесе, но это не приносит вам удовлетворения? Вы ощущаете пустоту и не видите плодов своего труда? Один день сменяет другой со скоростью звука, и в середине декабря вы в очередной раз с ужасом осознаете, что еще один год вашей жизни вот-вот уйдет безвозвратно? Реальность становится воспоминанием, так и не став реальностью?
Реальность – это жизнь здесь и сейчас, в настоящем времени, не смазанном прошлым или будущим. Это осознание своих потребностей и принятие на себя ответственности за свою жизнь. Это  осознание, чего вы хотите, когда хотите, и как вы можете реализовать ваши желания.

Наблюдая реальность, а не свои мысли.

Большинство из нас в разные моменты своей жизни научились избегать осознания определенных частей своего «Я» и своего опыта. Обычно мы уклоняемся от осознания, чтобы избежать неприятных или пугающих чувств и переживаний. В зоопарке надпись на клетке со страусом гласит: «Страуса не пугать – пол бетонный!» Мы с вами, в отличие от страуса, обладаем гораздо большими возможностями для избегания – это и отвлечение внимания от негативных чувств, и полное отрицание этих чувств и стремление всячески заранее избегать ситуации, в которых эти чувства могут появиться. Все это делает нашу эмоциональную жизнь более защищенной, но это не так, это всего лишь самообман. Нам кажется, что таким образом мы экономим наши душевные силы, но и это тоже не так.
Дело в том, что уклонение и избегание – это четко определенные действия, требующие от нас немалых затрат энергии, которую можно было бы, тем временем, пустить на что-то действительно стоящее. Мы приходим в этот мир с открытым сердцем и свободным осознанием, с врожденным любопытством и желанием познавать все новое, что нас окружает. И лишь с течением времени мы приобретаем это умение – блокировать наше осознание, избегать осознания по примеру родителей или, исходя из собственного опыта, который убедил нас в необходимости этого блокирования. Получается, что уже в самом раннем детстве мы учимся если не обману, то самообману, манипулированию самим собой. Такое поведение закрепляется, входит в привычку и постепенно перестает осознаваться – становится естественной частью нас самих.
Блокируя осознание, мы не только тратим на это большое количество сил и энергии, но и препятствуем возникновению у нас естественных реакций, которые были свойственны нам изначально. Мы злимся на что-то, тут же выражая свою злость, а в ответ получаем установку, что злится – это плохо. Хорошие дети – не злятся, злятся только плохие, а плохих детей мамы не любят. А мы очень хотим, чтобы мама нас любила, и не только хотим, для нас это жизненно важно. Ведь рискуя потерять мамину любовь, мы рискуем потерять и весь свой мир. Скрывать свои эмоции мы еще пока не научились, поэтому единственный для нас выход – это избегать этих эмоций. И мы с успехом справляемся с этой задачей, например, переставая видеть ситуации, вызывающие у нас злость. Получается, что уже в раннем детстве, теряя часть наших спонтанных реакций и эмоций, мы теряем часть нас самих, становясь эмоциональными калеками.
На самом деле, как вы догадываетесь, закон сохранения энергии работает и в случае с нашими эмоциями. Полностью заблокировать какой-либо психический процесс невозможно, зато можно подменить одно другим. И такими заменителями обычно становятся скука, эмоциональная усталость, смущение, беспокойство, тревожность. Как вы видите, все эти чувства, на первый взгляд, выглядят довольно-таки нейтральными, или уж, по крайней мере, неяркими. Они работают своего рода ширмой, за которыми скрываются более яркие наши эмоции. Чаще всего неосознаваемые или подсознательно заблокированные, остановленные. Ребенок может сказать: «Мам, мне скучно. Я хочу пойти погулять». Мы же, как правило, ограничиваемся первой частью фразы: «Мне скучно». В то время как, за этим обязательно следует: «Я хочу… »
Попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы находились в одном из вышеперечисленных состояний. Вспомните максимально подробно ту ситуацию и ситуацию, которая ей предшествовала. Вспомните свои ощущения и переживания. Чем была вызвана ваша скука, усталость, беспокойство или тревожность? Вернитесь мысленно туда еще раз. Подумайте, чем или было вызвано такое ваше состояние. Вспомните, что вам хотелось сделать или сказать в той ситуации. Теперь, зная, что за той вашей эмоцией скрывалась нереализованная энергия, энергия, которая была заблокирована. Куда бы вы ее направили, на какое чувство, переживание? Что бы вы испытали вместо скуки, усталости или тревоги –
может быть грусть, раздражение, злость или возбуждение?
Попробуйте выполнить упражнение, описанное ниже.

Видеть очевидное

Представьте себе, что вы первый раз попали туда, где сейчас находитесь. Оглядитесь внимательно по сторонам. Что вы видите? Какие предметы и вещи вас окружают? Выберите какой-нибудь предмет и желательно вслух (можно тихим-тихим шепотом) опишите его, начиная каждую фразу словами: «Я сейчас осознаю…», а заканчивая фразу описанием цвета или формы выбранного вами предмета.
Старайтесь давать только простые описания, опираясь на свои органы чувств – глаза, уши, обоняние и осязание – и все. Никаких интерпретаций, никакого прошлого опыта, никаких ваших фантазий. Только то, что видите, слышите, чувствуете, осязаете. Должно получиться нечто вроде: «Сейчас я осознаю круг белого цвета с красным ободком». «Сейчас я осознаю полый цилиндр, внутри он белого цвета, снаружи - зеленого».
При выполнении этого упражнения постарайтесь не отвлекаться, посвятите ему некоторое время без перерыва, хотя бы 5 минут. Если вы поймаете себя на том, что мысли ваши куда-то убегают, мягко, но твердо вернитесь к выполнению этого упражнения, произнеся: «Сейчас я осознаю, что…»
Обращая внимание на первичную сенсорную информацию в чистом виде, мы начинаем осознавать, что на самом деле происходит вокруг нас, в отличие от того, какие наши представления о происходящем.  Мы начинаем взаимодействовать с той реальностью, которая нас окружает, а не с нашими представлениями, фантазиями о ней или нашим прошлым опытом.
После того, как вы проделали это упражнение несколько раз в разной обстановке – на работе, дома, в транспорте или даже на улице или в магазине, переходим к более сложному его варианту. Теперь выберите для описания не предмет, а человека и выполните упражнение по той же самой
схеме, начиная каждую фразу словами: «Сейчас я осознаю…» Например, «Сейчас я осознаю улыбку на лице моей подруги», «Сейчас я осознаю карие глаза моей дочери». Цель таких упражнений: научиться слышать, видеть, ощущать сигналы, которые идут к нам из окружающего мира, не делая при этом никаких выводов и умозаключений.

Воспринимать

В каждый момент времени на нас воздействует огромное количество стимулов из окружающей среды. Все они обрабатываются нашей нервной системой и поступают в головной мозг. И лишь только немногие, наиболее важные для нас в данный момент, мы можем осознать. То, что войдет в зону нашего внимания в следующую минуту, определяется нашими текущими, наиболее актуальными, потребностями. Это выделенное нами ощущение становится «фигурой», обособленной от всех других, сливающихся в этот момент друг с другом на заднем плане и становящихся «фоном». При этом сливаются они для нас не потому, что очень похожи друг на друга, а потому что в данный момент они не могут удовлетворить нашу актуальную потребность, и в этом их схожесть. Но прошла еще одна минута, наша текущая актуальная потребность поменялась, соответственно, и «фон» также меняется. Предыдущая потребность сливается с фоном, откуда вырисовывается новая «фигура» - наше новое ощущение, потребность, всё, что угодно.
При этом "фигура" становится фоном после того, как наша потребность удовлетворена. А удовлетворение потребности напрямую зависит от того, насколько мы можем ее осознать и использовать окружающий нас мир для ее удовлетворения.

Фигура на фоне

В каждый момент времени мы концентрируем наше внимание на чем-либо. Делая это, мы выделяем "фигуру" из "фона". Фигурой становится наиболее актуальная для нас потребность, а фоном - все остальное.
И от того, насколько мы можем быстро и четко выделять фигуры из окружающего фона, зависит и то, насколько мы можем с помощью окружающего нас мира удовлетворять свои потребности.
Закройте сейчас глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? Выделите из всех звуков какой-либо один, и слушайте некоторое время только его, концентрируя на нем все свое внимание, тогда в это время все остальные звуки отойдут для вас на второй план и станут фоном. Потом отпустите этот звук, дайте ему возможность слиться со всеми другими звуками и выберите какой-нибудь другой. Послушайте некоторое время его. Очень важно при этом не пытаться анализировать этот звук, не пытаться определить его источник. Просто слушайте его.
Тот же самый механизм работает и относительно наших внутренних процессов. Мы не можем одновременно и с одинаковой интенсивностью испытывать два каких-либо чувства или ощущения. Всегда что-то одно будет занимать гораздо большую часть нашего внимания.
Попробуйте сделать то же упражнение, но на зрительное восприятие. Посмотрите сейчас вокруг себя и выделите какой-либо крупный предмет. Сфокусируйте на нем свое внимание. Теперь все комната и окружающая обстановка стали для вас фоном, а этот предмет - фигурой. А теперь выделите какую-нибудь деталь этого предмета и рассматривайте ее более пристально. Постарайтесь выделить эту часть, как на фоне целого предмета, так и на фоне всей комнаты. А теперь посмотрите на еще более мелкие детали. Обратите внимание на то, как меняются предметы, уходя в фон и, наоборот, выходя из фона и становясь фигурой. Насколько быстро вам удается выделять фигуру из фона?
Продолжайте наблюдение, позволяя объектам лишь поочередно оказываться в фокусе вашего внимания. Это поможет вам избегать размытости восприятия. Ведь наше эмоциональное восприятие устроено аналогично зрительному и слуховому. Не позволяя себе ощущать окружающий нас мир во всех его подробностях, прячась за обобщениями и абстракциями, мы убегаем и от своих чувств, от своих эмоциональных переживаний.
Ребенок, когда впервые видит какой-либо предмет, например, кружку, тратит массу времени на то, чтобы исследовать его во всех деталях - рассматривает со всех сторон, ощупывает и даже пробует на вкус. Через некоторое время он начинает видеть связь между своей кружкой и всеми кружками в доме, а потом и вовсе способен воспринимать кружку как некую абстракцию, как предмет, принадлежащий к группе аналогичных, называемых кружками. Проблема же заключается в том, что мы используем абстрагирование не в полной мере, а под каким-то определенным углом, игнорируя при этом индивидуальные особенности предмета или явления.
Если вам в детстве сказали, что слезы означают грусть, то вы можете, увидев кого-то плачущим или почувствовав желание заплакать, однозначно решить, что ему (
или вам) грустно. Хотя слезы могут сознавать и чувство радости, и гнева, и досады и раздражения.
Это называется фиксацией - когда процесс абстрагирования был произведен неправильно, и теперь он мешает восприятию окружающей действительности. И вот на то, чтобы снова научиться воспринимать реальной такой, какая она есть, и будут направлены наши упражнения.

Выбирать

Осознание и восприятие - это весьма активные действия, поскольку мы в каждый момент времени выбираем то, на чем фокусируем наше внимание. При этом, как это ни покажется странным, мы не можем быть сфокусированными на двух вещах одновременно. Всегда есть только одна фигура, которая первична, остальное же все, как мы уже с вами говорили, для нас неизбежно становится фоном. Ощущение же, что мы концентрируем внимание на двух вещах одновременно, происходит от того, что мы с очень высокой скоростью переключаем наше внимание с одной фигуры на другую. Поэтому только мы с вами определяем, что и когда нам ощущать, видеть и слышать, другими словами, воспринимать.


В избранное