На рынке алкоголя – война, безответственность и… анекдоты!
Массовое разорение алкогольного рынка, кризис доверия между банками и операторами отрасли, дефицит легального спиртного на российских прилавках – вот лишь часть тех проблем, которые повлек за собой новый закон об обороте алкогольной и спиртсодержащей продукции ФЗ-102. Разработка современной концепции алкогольной политики государства стала основной идеей обсуждения прошедшего вчера круглого стола.
К дискуссии по актуальным вопросам спиртсодержащей отрасли были приглашены участники рынка, представители бизнес-сообществ и органов власти. Своим присутствием мероприятие почтил даже представитель администрации президента Борис Зацаринский. Правда, выступив, последний сразу покинул круглый стол, что было негативно отмечено присутствующими делегатами.
Дело в том, что последний год показал: власть и бизнес находятся по разные стороны баррикад. «Вопиющая безответственность наших чиновников стала уже неким боевым штандартом, - возмущался директор по внешним связям Комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. - Я бы даже назвал это воинствующей безответственностью! Как можно принимать законы задним числом? И почему сроки вступления их в силу для отечественных производителей - одни,
а для импортеров - другие? Это грубейшее нарушение международных прав! Мы позоримся на весь мир: то, что веками было делом чести для большинства цивилизованных стран, для российских чиновников не имеет значения и сегодня…»
Реплики в подобной интонации звучали в ходе всего мероприятия. Представители отраслей, так или иначе касающихся спиртсодержащей продукции, в голос заявляли о неумелом и коррупционном управлении их рынками со стороны контролирующих органов. А таковых, кстати, насчитывается аж одиннадцать: Госдума, Правительство, Минфин, Минсельхоз, ФНС, ФТС, МЭРТ, Ростехурегулирование, Роспотребнадзор и МВД.
Между тем, по замечанию участников круглого стола, количество контролирующих ведомств не имеет положительного отражения на качестве регулирования спиртсодержащего рынка. Ярким примером тому является уже сам факт того, что под один закон №102-ФЗ подвели все виды алкогольной и спиртсодержащей продукции. По мнению президента Союза участников алкогольного рынка Османа Парагульгова, из-под действия данного правового акта просто необходимо вывести виноградарство и виноделие.
А вот пиво, напротив, стоило бы «прописать» в законе. «Я не устаю задавать этот вопрос: почему в нашей стране пиво не считается алкоголем?» - выступил член правления ТПП РФ Петр Каныгин. Кроме того, он подчеркнул, что сегодня в магазинах водка стоит столько, что большая часть населения предпочитает покупать ее в «левых» точках продаж по бросовым ценам - рублей за 15. В результате страна имеет катастрофическую статистку по смертности от суррогатных отравлений - ежегодно от алкогольных последствий
в России умирает около трети населения.
На фоне такого трагического сценария тема создания концепции государственнойалкогольной политики выглядит весьма актуальной. Участники спиртсодержащей отрасли продумали ее ключевые моменты. Так, во-первых, необходимо законодательно разграничить спиртсодержащие непищевые жидкости (парфюм, технические наполнители) от алкоголя и спиртсодержащей продукции, годной для употребления (чистый спирт, водка и дистилляты, вино, пиво и фармацевтика).
Соответственно, следует разделить и структурное регулирование рынка спиртсодержащей продукции на экономическое (акцизы, тарифы и цены), просветительское (образование, пропаганда), рекламное (этика бизнеса) и административное поле деятельности (лицензии, ограничения в торговле). Важно проработать также и систему государственных стандартов качества для разных видов алкогольной и спиртсодержащей продукции, то есть создать нормы для внутреннего производства и для не производимой в России продукции.
Последнее, на взгляд участников рынка, будет способствовать гармонизации нашего государства с ВТО.
Чтобы воплотить все задуманное передовыми операторами спиртсодержащего бизнеса требуется целый штат специалистов отрасли. То есть надо создать специализированный координирующий орган, который бы способствовал более точному и соответствующему для каждого типа алкогольной и спиртсодержащей продукции раздельному регулированию, устраивающему всех участников оборота. Как обозначили его инициаторы, этакое «Федеральное агентство по контролю за производством, импортом, оборотом алкоголя и спиртсодержащей
продукции», в состав которого должны войти представители органов как законодательной, так и исполнительной власти, а также бизнес-объединений, профсоюзов, Союза потребителей и Минздрава.
Участники круглого стола уверены, что тщательно продуманная ими концепция регулирования рынка поможет избежать в будущем и нейтрализовать в текущем такие проблемы, как, например,абсурдное положение в настоящий момент парфюмеров. Последние вынуждены пребывать в подвешенном состоянии – законодатели обещали вывести их из-под действия ЕГАИС, и результат первого слушания подавал такие надежды. Но второе еще не произошло и отложено на 22 декабря. Причем, судя по прогнозам источников,
близким к правительственным кругам, поправку об участи парфюмеров все-таки не примут. Если верить этой информации, то с 1 января следующего года парфюмерный бизнес должен будет включиться в ЕГАИС. Но пока парфюмеры только разводят руками: «Что нам делать - закупаться необходимым оборудованием или это будет пустая трата денег?
Анекдотами полнится и HoReCa. Из последнего: столичные власти решили ввести с нового года систему обязательного московского декларирования среди торговцев спиртным. Общепит подпадает под эту категорию а это, соответственно, и рестораны, бары, кафе. Комментируя ситуацию, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров не скрывал раздражения: «Ресторан не торгует бутылками. Мы торгуем бокалами. А, порой, я могу за месяц продать всего 50 грамм какого-нибудь дорогого алкоголя.
Как в таком случае я должен отчитываться?» Вопрос, по сути, отражает смехотворность инициатив наших чиновников, мотивацию которых г-н Романов охарактеризовал, как «главное – уложиться в сроки и разрезать парадную ленточку».
Выступая перед депутатами на заседании совета законодателей, президент России Владимир Путин обратил внимание последних на высокую смертность населения в результате чрезмерного употребления алкоголя. Этот негативный для страны фактор глава государства поставил в один ряд с такими отрицательными явлениями как ДТП и преступления.
Вчера Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму внес необходимые поправки в 102-ФЗ. Особую значимость они представляют для парфюмеров, деятельность которых, при определенном участии Минфина, выводят из-под ЕГАИС. Решением Комитета также было решено освободить парфюмерную продукцию от лицензирования.
Вчера на официальном сайте Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) появилась информация о возбуждении уголовного дела в отношении одного из крупнейших российских импортеров алкогольной продукции – компании «Винный Мир». В ответ на это пресс-служба компании выступила с разъяснительным письмом в защиту своей репутации.
Столичные депутаты узаконили новые правила лицензирования и декларирования алкогольной продукции. С нового года московские предприниматели, занимающиеся реализацией алкогольной продукцией крепостью свыше 15 градусов, смогут по упрощенной системе приобретать необходимые лицензии. Пропорционально этим улучшениям шансы ее лишиться - заметно выросли.
Входящий в пятерку самых крупных водочных брендов мира Absolut, вместе с государственной алкогольной компании Vin & Spirit, которой он принадлежит, может обрести новых хозяев. Это стало возможным, после того как Правительство Швеции обнародовало планы по продаже шести государственных алкоголепроизводящих компаний.
В среду Государственный таможенный инспектор Главного управления федеральных таможенных доходов ФТС России Вячеслав Шурупов заявил о переносе окончательных сроков перемаркировки импортного алкоголя. В связи с тем, что по его словам, не все успеют это сделать до 29 декабря, импортерам было решено дать отсрочку до конца марта.
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим журналом Alconews.ru - первым деловым изданием алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на журнал Alconews.ru обязательна.