30.11.2006 – Побороть алкоголизм в России поможет алкогольная политика
Последнее время и власть, и бизнес много говорят о катастрофических масштабах пьянства в стране. О необходимости переориентации населения с употребления крепкого алкоголя на вино и другие слабоалкогольные напитки, как это принято в европейских странах, об отсутствии в России самой культуры пития. Однако государство пока не определилось, как решить проблему алкоголизма, которая уже давно переросла в ранг национальной. На данный момент по этому поводу есть различные предложения, но когда они
будут воплощены в жизнь, никто сказать не берется.
«России нужна серьезная алкогольная политика», - заявил недавно депутат Госдумы, заместительпредседателя комитета по охране здоровья Николай Герасименко. По его мнению, только с принятием таковой можно будет эффективно вести борьбу с алкоголизмом и проблемами алкогольных отравлений. Соответственно, благодаря ей и алкогольную отрасль в целом контролировать станет намного легче. Принятие же каких-то локальных решений – не поможет.
«Идея «народной водки», озвученная Министерством экономического развития и подхваченная Росспиртпромом, не решит проблему суррогатного и безакцизного алкоголя, - считает Николай Герасименко. - Даже если бутылка водки будет стоить в среднем 60 рублей, те, кто употреблял «Максимку» и «Антилёд», будут продолжать пить то же самое». «А думать надо, - продолжает депутат, - в первую очередь, о нормальных людях и будущем поколении».
По его словам, в России самые дешевые крепкие напитки и сигареты: «Во всем мире слабоалкогольные напитки, такие как пиво и вино, в разы дешевле крепкого алкоголя». В связи с этим, уместно будет заметить, что власть, с одной стороны выступает за снижение алкоголизма, а с другой - не создает для этого благоприятную среду. Более того, говоря о необходимости смены курса от употребления крепкого алкоголя на слабоалкогольные напитки, вино по отношению к водке стоит как минимум в два, а то и в
три раза дороже. Понятно, что в таких условиях большая часть населения выберет то, что по дешевле и сильнее «вставляет».
Плюс ко всему с 1 января, в связи со вступлением в силу новых ГОСТов на вино, цена на эту продукцию может снова вырасти. И это притом, что в нижнем ценовом сегменте (60-70 рублей) найти его уже невозможно, чего не скажешь о ликеро-водочной продукции. В то же время в Европе, на которую мы так хотим быть похожи в плане алкогольной культуры, вино можно приобрести от 2 евро, тогда как водка обходится европейцам не менее чем в 10-15 евро.
Помимо депутата Герасименко, активно борющегося и предлагающего идеи для борьбы с пьянством, за совершенствование алкогольной политики РФ выступают также в федеральном санитарном ведомстве страны (Роспотребнадзоре) и различных общественных бизнес-объединениях, таких как «Деловая Россия», «ОПОРА России», СУАР и др.
Что касается «ОПОРЫ», то она совсем недавно предложила провести ряд мероприятий по совершенствованию алкогольной политики, а также представила проект концепции государственной политики по снижению масштабов алкоголизма в России. Так, в общероссийской организации поддержки малого бизнеса предлагают разработать Федеральный закон «Об алкогольной политике и профилактике пьянства и алкоголизма, в Российской Федерации»; разработать комплекс мер по формированию источников финансирования алкогольной
политики, профилактики пьянства и алкоголизма, медико-социальной помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем; усилить ответственность за контрабанду, незаконное производство и оборот, фальсификацию этилового спирта, алкогольных напитков и спиртсодержащих растворов и многое другое.
В проекте концепции госполитики по снижению масштабов алкоголизма в стране в качестве приоритетных направлений предлагается усилить госконтроль и регулирование в области производства, реализации и потребления спиртных напитков, начать формирование атмосферы общественного неприятия пьянства, создать эффективную, материально обеспеченную систему лечения и медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом.
Основной целью государственной политики по проблемам алкоголя в РФ участники «ОПОРЫ» видят в противодействии злоупотреблению алкогольной продукцией, уменьшении негативных социально-экономических и медицинских последствий злоупотребления алкоголем.
Как уже упоминалось, не одна «ОПОРА» предлагает конкретные программы для принятия и реализации Национальной алкогольной политики. Подобных предложений уже достаточно для того, чтобы уполномоченные на то государственные органы рассмотрели их и объединили в один полноценный документ. После чего, необходимо отправить его на подпись к первым лицам государственной власти.
Пестициды, которые применялись ранее молдавскими виноградарями и виноделами отныне использоваться не будут, пообещали специалисты Росссельхознадзора этой страны российским коллегам.
Алкогольный бизнес становится настолько привлекательным занятием, что даже нефтяные компании готовы попробовать себя в новой сфере. Так, Северо-западная нефтяная группа (СЗНГ) стала хозяином 95% небольшой ирландской компании по производству элитного крепкого алкоголя Danziger. Участники алкогольного рынка скептически относятся к планам нефтяников завоевать российского потребителя.
На 11 декабря для представителей отечественной алкогольной отрасли намечено проведение Круглого стола. Участники мероприятия обсудят дальнейшие перспективы развития алкогольного рынка. В частности, уделят внимание выработке долгосрочной Национальной государственной алкогольной политики.
На следующий день, после того как стало известно, что молдавскому вину дан «зеленый свет» и оно снова появится на российских прилавках, комментарий этому событию дал глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Он предрекает «возвращенцам» долгий и непростой период адаптации к изрядно изменившимся за последние 8 месяцев реалиям российского алкогольного рынка.
В среду, 29 ноября, Европейская Комиссия заявила о том, что Канада, как член Всемирной Торговой Организации (ВТО) нарушает правила. Европейцы выражают недовольство тем, что руководство страны проводит дискриминационную акцизную политику в отношении импортируемой из других стран-участниц ВТО пивной и винодельческой продукции, в то время как аналогичные товары местных производителей облагаются куда меньшими налогами.
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим журналом Alconews.ru - первым деловым изданием алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на журнал Alconews.ru обязательна.