12.12.2006 - Государство-потребитель-бизнес: возможен ли алкогольный баланс интересов?
«Можно ли защитить здоровье граждан, повысить при этом собираемость налогов и одновременно позволить алкогольной отрасли эффективно развиваться?» - таким вопросом задались вчера участники круглого стола, организованного Союзом участников потребительского рынка России (СУПР) и Национальным союзом участников алкогольного рынка (СУАР).
Открывая работу круглого стола, его ведущий – глава СУПР, депутат Госдумы Петр Щелищ - отметил, что целью мероприятия является обсуждение возможности соблюдения трехстороннего баланса между интересами потребителя, власти и бизнеса. Он подчеркнул, что инициатива проведения встречи принадлежит бизнес-сообществу в лице СУАР. В свою очередь, предложение это было одобрено и поддержано Союзом участников потребительского рынка. Кроме того, на мероприятии присутствовали представители ряда министерств
и ведомств.
Так что, несмотря на участившиеся в последнее время мероприятия по алкогольной тематике, встреча в подобном формате – уникальна. Как отметил один из участников круглого стола, впервые за всю историю существования современного алкогольного рынка в России, за столом переговоров, лицом к лицу встретились операторы отрасли и их потребители.
Однако говорить о балансе интересов крайне трудно без анализа текущей ситуации. Выступающие вновь подчеркнули, что кризис отрасли затронул, в первую очередь, легальный бизнес. Так, по данным СУАР, убытки алкогольщиков на сегодняшний момент оцениваются в 60 млрд руб. (с учетом непроданной продукции и упущенной конечной выгоды).
И если объемы производимой отечественной продукции сегодня соизмеримы с докризисными показателями, то дефицит импорта сохраняется по сию пору: рынку предстоит насыщаться необходимым количеством и ассортиментом импортной алкогольной продукции до февраля 2007 года. Как отметил президент СУАР Осман Парагульгов, особо негативным фактором является дефицит доступного недорого вина.
В подтверждение тому глава профильного подкомитета ТПП РФ Петр Каныгин напомнил собравшимся, что в советский период соотношение стоимости бутылки водки (3,62 руб.) к цене за бутылку вина (1,30 руб.) составляло 3:1. Соответственно, потребление вина в СССР в 1,5 раза превышало потребление водки. Сегодня минимальные цены на крепкий алкоголь и на вино соотносятся как 1:1, а потребление водки почти в два раза превышает потребление вина. Причем в силу социально-экономических условий из всех современных
потребителей водки 8-10 % – предпочитают суррогаты.
В таких условиях крайне трудно бороться с алкоголизацией населения и пытаться изменить отечественную структуру потребления спиртного, которая на сегодняшний день дает серьезный крен в сторону водки и заменяющих ее спиртосодержащих жидкостей. Однако у бизнеса есть ряд предложений по урегулированию ситуации. В частности, поддержка инициативы Минсельхоза и Роспотребнадзора о создании Правительственной комиссии по алкоголю, ужесточение наказания за изготовление и реализацию суррогатной продукции,
разработка правительственной программы по поддержке виноградарства и виноделия.
Со своей стороны законодатели, от имени которых выступил депутат Щелищ, также подготовили ряд серьезных решений, которые, по его словам, проходят сейчас последние согласования.Так, на минувшем заседании президиума фракции «Единая Россия» было решено до конца года определиться, стоит ли включать в закон необходимость денатурировать непищевые спирты (метиловый, пропиленовый) для предотвращения гибели людей, «которые готовы пить все, что похоже на спирт». Другая предложенная
депутатами мера – полный перенос взимания акциза на производителей спирта и уравнивание ставки акциза на все спирты. В приоритетах также предложение по запрету торговли в городах вне магазинов алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта от 1,5 до 15 градусов.
Это не название новой песни известной российской рок-группы DDT, которая 23 декабря выступит с новогодним концертом в северной столице. Так называется единственный в России благотворительный реабилитационный Центр по лечению алкоголизма, в поддержку которого и устраивается рок-концерт.
Новый год преподнесет чехам - известным любителям солодового напитка - своеобразный «подарочек»: эксперты прогнозируют рост цен на пиво в этой стране. Российским гражданам, планирующим провести новогодние каникулы в Праге, стоит призадуматься, поскольку, как согласно статистике, наши соотечественники в последний год весьма приобщились к пенному напитку.
Крупные игроки горячительного рынка продолжают передел зон своего влияния, скупая успешные алкогольные бренды. В цене по-прежнему остается известный водочный бренд Stolichnaya, а также довольно рентабельная марка водки «Парламентская».
Федеральная налоговая служба организовала «горячую линию» для операторов рынка спиртсодержащей продукции, которые по телефону смогут задать все интересующие их вопросы по оснащению техническими средствами для ЕГАИС.
Вторая в мире компания по производству ликеро-водочной продукции - Pernod Ricard, в будущем году планирует выпустить на рынок шампанское премиум класса под брендом Mumm. Руководство решило пойти на такой шаг, чтобы конкурировать с известным игроком на рынке luxury - LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton.
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим журналом Alconews.ru - первым деловым изданием алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на журнал Alconews.ru обязательна.