Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время!  Мы ждем вас в vCollege!
Искренне ваш,
Сергей Голубицкий
 
* * *
 

На днях в НДС появился интересная статья Сергей Пятенко, генерального директора Экономико-правовой школы ФБК, о демпфирующей функции фондового рынка, который, якобы, защищает реальную экономику от разрушительных колебаний, принимая на себя удары финансовых потрясений. Квинтэссенция позиции: «Абсолютное большинство потрясений теперь происходит на фондовом рынке, лишь изредка перекидываясь в другие сектора. Кредитно-финансовая система выступает амортизатором и «разрешителем» противоречий».

Тезис этот, на мой взгляд, достоин серьезного обсуждения, поскольку в случае ошибочности чреват иллюзиями, разрушительными для материального состояния бизнеса, разделяющего столь беспечную картину мира.

Идеи подобного рода возникают всякий раз, как мы пытаемся анализировать события внутри некой замкнутой системы, в данном случае - экономики. Мы исходим из посылки, что в экономике нет ничего кроме реального производства (и сферы услуг) и виртуального фондового рынка, между которыми выстраиваются определенные отношения. Скажем, сторонники тесной взаимосвязи между, условно говоря, биржей и заводом настаивают на отношениях прямого взаимовлияния: сложности в реальном секторе вызывают ухудшение на бирже, и наоборот - сложности на бирже вызывают ухудшение в реальном секторе. Соответственно, сторонники внутренней самоизоляции допускают возможность параллельного существования виртуального мира финансов и реальной экономики. Какие бы страшные пертурбации не случались на фондовых площадках мира на реальное производство они окажут лишь косметическое воздействие. По принципу: собака лает - караван идет.

Антагонизм этих полярных позиций как бы «снимается» гипотезой Сергея Пятенко о биржевом демпфинге, то есть амортизации потрясений реального мира фондовым рынком. Выглядит, спорить не буду, весьма эффектно. Есть, правда, одно «но».

Как только мы выходим за рамки условно принятой замкнутой системы, начинаются проблемы. Стоит к дихотомии «реальный сектор - виртуальная биржа» добавить что-нибудь другое - да что угодно, хотя бы социальную психологию, как заявленные закономерности перестают работать.

На днях я сдал в «Бизнес журнал» эссе о компании Groupon («Американскую драму» читайте в декабрьском номере журнала), в которой попытался проанализировать феномен беспрецедентного успеха второй в истории по темпам капитализации интернет-компании. Первое, что приходило в голову: Groupon либо изобрела какую-то сверх оригинальную бизнес-модель, либо компанией управляют гениальные менеджеры. Ни то, ни другое не подтвердилось: Groupon использовала в бизнесе идею групповых скидок, которая во всю эксплуатировалась до нее конкурентами на протяжении, как минимум, шести лет. Что касается руководства, то он, как минимум, заурядно, не говоря уж о том, что никакой строгой концепции ведения бизнеса у компании никогда не было. Тем не менее, появившись на свет в 2008 году, Groupon мгновенно распинала всех конкурентов, в начале ноября вышла на биржу и вплотную задышала самому Google.

Как такое могло случиться? Оказалось, что причина успеха компании лежит за пределами ее бизнес-модели и - невероятно! - даже всего интернет-предпринимательства. Позволю себе маленькую самоцитату: «Единственный «виновник» торжества Groupon - не бизнес-идея, не гениальное руководство, не особо чуткий продавец, а потребитель. Его величество Потребитель, доведенный до отчаяния в эпоху самого глубочайшего экономического кризиса в истории.

Обратите внимание на дату взлета Groupon - конец 2008 года. Непосредственно этому событию (в период с августа по ноябрь) предшествовала катастрофа, уничтожившая благополучие не только крупнейших мировых банков, но и финансовую безмятежность рядовых граждан. Дело не в том, что население в одночасье обнищало, отнюдь нет. Люди просто поняли, что дальше жить взаймы не получится: банально не сойдутся концы с концами. Поняли и радикально изменили самую фундаментальную парадигму экономического поведения.

Так на свет появился новый тип потребителя - Homo Parcus, человек сберегающий. Скидка, экономия, умеренность отныне и надолго легли в основу рыночного поведения потребителей не только в Америке и Европе, но и по всей планете. А если так, то - к черту привязанности к бренду, к черту вкусовые предпочтения, не говоря уже о наивной погоне за самым дорогим, красивым, вкусным, качественным и стильным! Главный и едва ли не единственный массовый приоритет отныне и на годы (если не десятилетия) вперед: услуги и товары должны быть подешевле! Чем, дешевле, тем лучше, круче, моднее, прагматичнее».

Теперь же предлагаю все сказанное наложить на гипотезу Сергея Пятенко о демпфирующей функции биржи. В рамках замкнутой дихотомии «реальный сектор - виртуальная биржа» так оно наверное и есть, но стоит подключить в систему социальную психологию, как стройная конструкция разваливается. Биржевые потрясения оказывают на население колоссальное влияние (речь, разумеется, идет не о российской действительности, где фондового рынка как фактора общественно-экономической жизни не существует в природе), формирует фобии потребителей, их настроение и - главное! - паттерны их поведения на рынке. Спрос и предложения в реальном секторе экономики напрямую определяются изменениями в сознании потребителей, которые, в свою очередь, вызываются именно биржевыми потрясениями.

Почему? Потому что в странах развитой экономики биржа и все связанные с ней события занимают 99 % всего информационного поля! Бирже отданы все первые полосы местных и федеральных газет, все передовые статьи, весь прайм-тайм деловых телевизионных каналов. О бирже говорят все и 24 часа в сутки. В результате, любое существенно негативное событие на бирже мгновенно отражается на настроениях, страхах и поведении всего потребительского общества.

В конце 2008 года произошло техническое банкротство американского автопрома. Техническое, поскольку оно было связано с котировками акций Форда и Дженерал Моторс, а не с реальным производством. Знаете чем это кончилось? Американцы прекратили покупать американские машины! Прошло три года и американский автопром поныне пребывает в самом плачевном (боюсь - уже безнадежном) состоянии за всю свою историю, поскольку никак не может достучаться до соотечественников, чью веру подорвал шоковый биржевой срыв этого самого автопрома в 2008 году.

И таких примеров воздействия виртуального фондового рынка на реальную экономику опосредованно через социальную психологию великое множество. Посему есть над чем задуматься, дабы подкорректировать на вскидку красивую гипотезу.


* * * 
Ресурсы:
Виртуальный Колледж
http://internettrading.net/college
Архив рассылок
http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого
http://sgolub.ru
0.gif
Copyright 1997-2011 Myriad GZS Ltd
 
counter.gif


В избранное