Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", на 21 октября, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

"Если денег на реформу нет -- значит, она не готова"

Председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений БУШМИН голосовал за принятие поправок в закон о местном самоуправлении, позволяющих регионам откладывать реализацию закона до 2009 года. Какие проблемы и каким образом помогут регионам решить эти поправки, сенатор объяснил корреспонденту "Времени новостей" Дарье ГУСЕВОЙ.

-- Евгений Викторович, сенаторы одобрили поправки в закон о местном самоуправлении, откладывающие вступление закона в силу до 2009 года.

-- Теперь регионы будут сами выбирать время, когда им вводить в действие закон. Все субъекты России делятся на три приблизительно равные части: те, у которых местное самоуправление уже было организовано до реформы; те, у которых и сейчас еще ничего не готово; и те, которые находятся на промежуточной стадии. Не готовы преимущественно те субъекты, где проходило формирование новых муниципальных единиц. Таких не более трети. Что, конечно, немного успокаивает.

Я отношусь к такой постепенной реализации 131-го закона неплохо, потому что дать какую-то свободу в выборе решений регионам, наверное, стоит. Закон не говорит о том, что мы откладываем реформу. Субъект сам определяет, что именно он будет откладывать. Закон также определит перечень полномочий, который передается вновь созданным муниципальным образованиям. Поэтому чересполосицы по вновь созданным муниципалитетам тоже не будет. Хотя менять правила на пике работ по введению в действие 131-го закона было неправильно -- это сбивает с толку.

-- Что будут делать уже избранные органы местного самоуправления, если закон в регионе не вступит в силу?

-- Они будут работать. Как раз получилось очень удобно, что принятыми поправками определен переходный период. Уже избранные органы МСУ начнут работать, потому что регион, проведя выборы, передаст новым органам нужные полномочия. Регионы ведь не потому не передают полномочия, что органы власти избраны, а передавать им полномочия просто не хочется.

Принятые поправки нужны для того, чтобы в тех субъектах, где органы местного самоуправления не избраны, ничего не подготовлено, не возникла ситуация, что закон вступил в силу, а в регионе ничего не сделано. То есть закон о местном самоуправлении вступит в силу, но в объеме, который определят сами регионы.

Кстати, органы власти местного самоуправления избраны еще не везде. Этот процесс должен завершиться до конца 2006 года. Каждый субъект устанавливает свой предел явки, есть еще какие-то индивидуальные ограничения. И по тем результатам, которые есть сейчас, ясно, что не во всех вновь созданных муниципалитетах будут вовремя избраны органы власти. Надо не в Москве решать, когда все будут переходить к реализации закона. И в течение следующего, 2006 года, я думаю, полностью определится ситуация с выборами.

-- Некоторые регионы жалуются, что не могут найти даже кандидатов для выборов в органы местного самоуправления.

-- Кандидатов они сами у себя и воспитают со временем. Сейчас наметилась явная тенденция -- отношение население к выборам не очень хорошее. Я надеюсь, что после отмены губернаторских выборов, когда остались только выборы президента и депутатов в Государственную думу, активность на муниципальных выборах повысится. Иначе вообще не останется выхода для общественной активности. Мы же люди коллективные, нам нужна общественная активность. Проявить ее остается только на местных выборах. Остаются выборы в законодательные собрания в субъектах и муниципальные. Совмещение их в единый день голосования также должно повысить активность.

Срок переходного периода мы определили небольшой. Три года для исторической вечности ничего не значат. К концу переходного периода точно сформируется отношение населения к местным органам власти. В тех муниципалитетах, где сейчас существуют большие проблемы, желающих избираться, то есть эти проблемы решать, нет. Может, кто-то под давлением соседей по дому, по улице поймет, что этим тоже надо заниматься. Иначе света на улицах не будет, тротуары будут грязные.

Вот во Владивостоке лет пять была тяжелая ситуация с выборами мэра -- не могли провести. Аналогичные проблемы, конечно, останутся, но массовый характер они уже носить не будут. Людей найдут. Просто пока никто не понимает, зачем все это надо? Как только субъекты примут законы, четко распишут, когда и какие полномочия передаются поселкам, и это каким-то образом будет доведено до людей, наиболее общественно активные начнут задумываться, кто будет выполнять эти полномочия, -- появятся люди, которые в состоянии возглавить органы местного самоуправления.

-- Как можно гарантировать, что даже те регионы, которые готовы к началу реформы, введут ее, а не предпочтут переждать?

-- Ожидание ради ожидания невыгодно регионам -- определенность важнее. Те регионы, в которых все нормально функционирует, которые избрали органы МСУ, приняли модельные законы по земле, по налогам, по межбюджетным отношениям внутри субъекта, просто так ждать не будут.

-- Власти некоторых субъектов жалуются: мол, в регионе к реформе местного самоуправления все готово, только не хватает нескольких миллионов рублей, чтобы она заработала...

-- Если денег на реформу нет -- значит, она не готова. Я верю, что не хватает денег, их всегда не хватает. Надо решать вопросы самим в регионе, а также добиваться федеральной помощи. Если у субъекта есть желание ввести этот закон, то они предпримут попытки как у себя, так и на федеральном уровне, чтобы найти средства. Если нет желания, то найдутся причины. Самая понятная -- это отсутствие денег.

-- Достаточен ли, по-вашему, перечень полномочий, переданных органам местного самоуправления?

-- Передача полномочий с уровня на уровень -- процесс бесконечный. Например, культурные памятники. Выделят на них средства из Москвы, пока эти деньги донизу дойдут, от памятников вообще ничего не останется. Большинство памятников надо отдавать на региональный уровень. При этом, например, пожарных назад на федеральный уровень передают. Не мне судить, правильно ли это, -- во всех субъектах по-разному.

-- А оправдан ли тогда уравнительный экономический подход ко всем регионам?

-- Если регион полностью на федеральном бюджете, можно ему отдать все полномочия, и все равно получится, что мы всё финансируем из федерального бюджета. Таким регионам должны передаваться полномочия под надзором. Некоторые субъекты готовы во что-то свои деньги добавить, но у них нет полномочий. Мне кажется, по части полномочий необходимо принять комбинированную схему: какие-то полномочия финансирует федерация, но регионы при желании могут финансово участвовать в их исполнении.

-- Как тогда можно оценить Стратегию социально-экономического развития регионов, предложенную Министерством регионального развития? Согласно этому документу, федеральный центр сделает упор на поддержку так называемых опорных регионов. Финансироваться эти опорные регионы будут из федерального бюджета.

-- Программа хорошая, но неисполнимая. Чем лучше развивается экономика всей страны, тем сильнее становятся опорные регионы. Экономика развивается не везде одинаково. Рост будет там, где есть для этого база, а она есть в этих опорных регионах. Зато депрессивным регионам все равно, растет экономика или нет. У них как были две лесопилки и молочный завод, так и останутся. С одной стороны, это внутреннее различие можно решать объединением регионов, чтобы обеспечить более динамичное развитие в более крупном регионе. Второй способ -- помощь депрессивным регионам из бюджета.

Стратегия Минрегионразвития одобрена правительством. Но если дотационные регионы перестанут дотировать, резкое снижение уровня жизни приведет к серьезным социальным последствиям. У дотационных регионов даже сил на отсоединение не хватит. Люди спросят правительство, свои власти, что происходит? Они же не виноваты, что у них нет нефтяных скважин. Они, что, плохо при этом лечат, учат? Программа развития опорных регионов не должна приводить даже к минимальному сокращению помощи для депрессивных субъектов федерации.

-- Могут ли при реализации 131-го закона возникнуть проблемы с переделом муниципальной собственности? Определен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, и соответственно вся собственность, которая сегодня есть у местных органов власти и не связана с исполнением "закрепленных полномочий", должна быть приватизирована.

-- Приватизация -- это переход из государственной формы собственности в какую-то другую. А муниципальная собственность -- уже негосударственная. Назвать то, что происходит в муниципалитете, приватизацией -- нельзя. Есть у них собственность, они ее хотят продать, это их дело.

А проблемы с муниципальной собственностью уже возникли и не решатся даже в тот переходный период, который мы обозначили, они более глобальные. Например, межевание. Знаете, сколько денег надо, чтобы понять, какой кусочек земли относится к одному муниципалитету, а какой -- к другому? А земли могут принадлежать Министерству обороны, РЖД, "Газпрому", Российской Федерации. Нужно разобраться, чьи они. И это только один аспект. Только постепенно, лет за 15--20, мы решим большинство проблем, связанных с переделом муниципальной собственности.

Убрать -- Дарья ГУСЕВА

Не жми на тормоза

В Москве увеличивается количество знаков, запрещающих стоянку

Грядущей зимой московские власти решили обеспечить уборку улиц от снега любой ценой. Не останавливаясь даже перед достаточно вольной трактовкой Правил дорожного движения и Административного кодекса РФ. С 1 ноября в Москве вводятся новые правила эвакуации транспортных средств, в соответствии с которыми почти половина столичных автовладельцев может оказаться в числе нарушителей.

О том, что городские власти намерены эвакуировать на спецстоянки не только неправильно припаркованные автомобили, но и все машины, мешающие механизированной уборке улиц, Юрий Лужков заявил еще две недели назад. (см. "Время новостей" от 7 октября). По словам мэра, вне зависимости от дорожных знаков, запрещающих стоянку, по четным дням месяца для уборки снега должны освобождаться стороны улиц с четными номерами домов, и наоборот. О том же, как будет реализовываться на практике распоряжение градоначальника, вчера рассказал первый заместитель мэра Москвы, глава комплекса городского хозяйства Петр Аксенов. "Мы будем эвакуировать машины, припаркованные в нарушение четно-нечетного режима не потому, что машина припаркована незаконно, а потому что нам просто необходимо убрать улицу", -- заявил г-н Аксенов, подчеркнув, что большая часть мешающих уборке машин будет просто переставляться на другую сторону улицы "в пределах видимости".

Подобное перемещение транспортных средств противоречит федеральным законам и, несомненно, вызовет массу судебных исков от законопослушных граждан. Судя по всему, городские власти это понимают, и поэтому решили подстраховаться. По словам г-на Аксенова, в Москве уже установлено более 3 тысяч дополнительных знаков, запрещающих стоянку по четным или нечетным числам. Эвакуация автомобилей, припаркованных под запрещающим знаком, будет осуществляться уже в строгом соответствии с законом. И тут надо отдать должное Юрию Лужкову: мэр сдержал данное прошлой зимой слово, что не выпустит на улицы эвакуаторы до тех пор, пока не найдет схему, исключающую поборы с автовладельцев. Как пояснил вчера г-н Аксенов, эвакуация автомобилей и первые сутки хранения на спецстоянках будут бесплатными. Следующие два дня стоимость хранения составит 40 рублей в час, и лишь с третьих суток тариф станет действительно "штрафным" и поднимется до 80 рублей в час. Кстати, если владелец автомобиля, вывезенного с пути снегоуборочной техники на штрафстоянку, не объявится в течение полугода и не оплатит "услуги" по хранению, машина будет признана бесхозной и либо реализована, либо утилизирована.

По мнению Юрия Лужкова и его подчиненных, подобная схема должна решить актуальную для всех москвичей задачу уборки улиц от снега. Однако статистика ГИБДД о количестве зарегистрированных в столице автомобилей показывает, что достичь цели такими методами практически невозможно. Сегодня в Москве на 3 млн автомобилей приходится около 1 млн парковочных мест в гаражах и настоянках. Остальные машины стоят во дворах и на обочинах, вольно или невольно мешая механизированной уборке снега. Только в пределах Садового кольца ежедневно паркуется до 40 тысяч машин, половина которых может быть смело отнесена к нарушителям "четного" режима. Даже вывезти всех нарушителей властям будет крайне сложно -- как сообщил вчера глава департамента жилищно-коммунального хозяйства столицы Артур Кескинов, для того, чтобы справиться с задачей по ежедневной эвакуации десятков тысяч машин, мэрия подготовила для работы в зимний период лишь 45 эвакуаторов и несколько спецстоянок общей емкостью 1200 машиномест.

Александр ГУДКОВ

План "Барбаросса" Георгия Бооса

Калининградский губернатор планирует увеличить население региона за счет русскоязычных жителей Латвии

Не исключено, что совсем скоро в калининградских городах и селах заговорят с заметным прибалтийским акцентом. Едва дотягивающее до миллиона человек население региона может быть увеличено за счет русскоязычных жителей Латвии.

Заявление о возможном пополнении "личного состава" области новый губернатор Георгий Боос сделал примерно неделю назад. Но тогда оно прошло практически незамеченным, лишь единственный раз промелькнув в эфире одного из местных телеканалов. А на днях подтверждение словам г-на Бооса пришло из Москвы, но, правда, через Латвию. Информационный портал Даугавпилса опубликовал небольшое интервью с Модестом Колеровым, главой недавно созданного в администрации президента России управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. Говоря о положении русских в Латвии, г-н Колеров заметил, что у России есть планы по его улучшению. Причем самым кардинальным и неожиданным образом. "Насколько я знаю, новое руководство Калининградской области заинтересовано в масштабной репатриации жителей соседних стран в калининградский регион", -- сказал он. При этом г-н Колеров подчеркнул, что это может быть сделано на самых льготных условиях.

Таких планов перед собой не ставил еще ни один региональный руководитель -- с миллионом калининградцев бы справиться, какое уж тут увеличение. Но у г-на Бооса -- "человека с федеральной проходимостью", как его охарактеризовал полпред по северо-западу Илья Клебанов, -- похоже, совсем другие амбиции, планы и способы их реализации. Всеми своими поступками за последнее время он явно дает понять, что нацелен Кремлем на быструю, масштабную и эффективную работу. Эдакий "блицкриг" за улучшение жизни в самом западном регионе России. "План "Барбаросса" Георгия Бооса" -- так местные политические острословы уже окрестили активные действия губернатора.

Однако демографические планы новой областной власти хоть и революционны, но вполне уместны и обоснованны. Особенно если учесть опыт прошлого. Причем не только советского (все помнят, что нынешнее население региона приехало по разнарядке из советских республик -- по большей части из Белоруссии), но и старого немецкого. На территории Пруссии когда-то жили вместе пруссы, западные славяне, немцы, которые и образовали потом новый народ -- пруссаков. Позже, во времена герцога Альбрехта, в Пруссию переезжали шотландцы, силезцы, богемцы. Одних только состоятельных голландцев приехало более 600 человек.

Свободное место для "новеньких" есть, оказывается, и сейчас. "Мы проводили соответствующие исследования. По нашим выкладкам, на территории Калининградской области спокойно и комфортно могут жить два с половиной миллиона человек", -- сообщил "Времени новостей" руководитель Агентства регионального развития при Минэкономики России Григорий Бунатян. Он также курирует экспертно-консультативный совет при межведомственной рабочей группе по развитию Калининградской области, возглавляемой помощником Владимира Путина по связям с Евросоюзом Сергеем Ястржембским. По мнению г-на Бунатяна, единственная проблема, которую будет практически невозможно решить в короткие сроки, это создание нормальной (по европейским меркам) инфраструктуры. "Не удивляйтесь, но для того, чтобы сделать все как следует -- то есть дороги, "коммуналку", энергетику, соцпакет, -- надо вложить бешеные деньги. На одного человека примерно по сто тысяч долларов", -- заявил чиновник. Где взять такие деньги, пока не знает никто. Но зато точно известно -- в регионе не хватает рабочих рук. "Калининградская область, пытаясь привлечь инвестиции, постоянно говорит, что один из ее главных козырей -- наличие квалифицированной рабочей силы. Увы, но это, мягко говоря, блеф", -- подчеркнул г-н Бунатян.

Но поедут ли в Калининградскую область сами "русские латыши" (а это чуть больше 400 тыс. человек)? Чем их можно привлечь к нам, какими подъемными или рабочими местами? Ведь они, пусть и на птичьих правах неграждан, но все же более-менее нормально живут в стране Европейского союза. Уже, можно сказать, привыкли жить без России за последние 15 лет. Это вопрос, на который пока нет однозначного ответа -- в том числе и в самой Латвии. "Я не думаю, что все русские уедут в Калининград, -- заявил "Времени новостей" член комиссии по международным делам сейма Латвии Александр Кирштейнс. -- Да, у них другой статус, отличный от положения латышских граждан. Но в то же время у них есть возможность сделать выбор -- поехать, скажем, в Ирландию и зарабатывать три тысячи евро в месяц или в Калининград на триста-пятьсот долларов. Как вы думаете, что они предпочтут?" Г-н Кирштейнс считает, что реально уехать (пусть и не в родные палестины, но все же на территорию, где действуют российские законы) может не более трети русскоязычного населения Латвии. "Но вот еще вопрос -- им же надо платить подъемные. Примерно по пятьдесят тысяч евро на семью. Россия готова заключить с нами соглашение о репатриации и найти такие деньги, чтобы улучшить свое демографическое положение?" -- задает вопрос латвийский парламентарий.

А по мнению политолога, доктора социологических наук Латвийского государственного университета Миервалдиса Мозерса, такая инициатива поставила бы точку в давней дискуссии относительно положения русских в Латвии: "Если эти люди уедут к вам, то они будут жить по меньшей мере в адекватных условиях". В то же время он не исключил и противоположного варианта развития событий: "Однако делать это надо очень аккуратно и осторожно. Иначе все может вылиться в очередные политические спекуляции -- дескать, русских теперь уже не притесняют, а выгоняют из Латвии".

Для самой Латвии, кстати говоря, массовый исход русскоязычного населения на калининградскую "землю обетованную" вряд ли был бы очень желателен. Радость первых лиц государства по поводу того, что удалось окончательно порвать с "оккупационным" прошлым, пройдет быстро. А потом станет ясно, что у маленькой страны с большими амбициями исчез повод для политических торгов -- причем не только с Россией, но и с Евросоюзом.

Вадим СМИРНОВ, Калининград

Страховщики не хотят заниматься террором

Европейские авиакомпании лишились покрытия

Европейские страховщики в преддверии нового делового года отказываются страховать авиакомпании от риска использования их самолетов в качестве орудия теракта. В результате у многих авиакомпаний, страховые полисы которых истекают в этом году, могут возникнуть проблемы с авиационными властями Европейского союза. По правилам ЕС к работе в воздушном пространстве объединенной Европы допускаются только те компании, ответственность которых перед третьими лицами застрахована полностью, без изъятий. Компании требуют, чтобы гарантии на случай терактов им выдали национальные правительства континента, как это сделало в 2001 году правительство США в отношении американских авиакомпаний. Однако пока о готовности последовать заокеанскому примеру объявило лишь правительство Ирландии.

Как написала вчера газета The Wall Street Journal со ссылкой на заявления некоторых авиакомпаний, при подготовке к обновлению страховых контрактов страховщики отказываются принимать на себя риск использования самолета в качестве оружия массового поражения. Страховые компании также рассматривают возможность отказаться от выдачи полисов, предусматривающих подобные случаи, частным лицам (пассажирам). Как пишет газета, около 60% контрактов страхования авиалиний в мире заключается в Лондоне, из них около двух третей должны быть продлены в ближайшие два месяца. Большинство страховщиков Лондона в октябре заявили, что в 2006 году они намерены отказаться от страхования самолетов в случае крупных террористических атак. Между тем по правилам ЕС летать в воздушном пространстве союза могут лишь компании, полностью застраховавшие свою ответственность перед третьими лицами, в том числе и ту, которая может возникнуть в результате терактов.

Представитель скандинавской авиакомпании SAS Ханс Оллонгрен заявил, что с 2006 года SAS собирается начать полеты без полного страхового покрытия своего воздушного флота. Авиакомпания уже сообщила своим акционерам -- правительствам Швеции, Дании и Норвегии -- о том, что может столкнуться с серьезными проблемами в результате ограничения страхового покрытия. "SAS и другие шведские авиакомпании попросили правительство быть готовым предоставить гарантии, -- заявил директор по транспортной политике министерства промышленности, труда и коммуникаций Швеции Ларс Осерберг. -- Но правительство Швеции всегда чрезвычайно сдержанно относилось к необходимости оказывать компаниям помощь на государственном уровне". Из других европейских правительств о готовности взять на себя риск оплаты последствий терактов на воздушных линиях пока заявило лишь правительство Ирландии.

Как сообщили "Времени новостей" в пресс-службе Министерства транспорта России, в нашей стране для авиакомпаний предусмотрено два вида обязательного страхования: ответственности перед третьими лицами и военных рисков. В последний вид входят среди прочих риски, связанные с терактами. В связи с этим Минтранс полагает, что российские авиакомпании защищены (с этой стороны) от потенциальных претензий европейских авиационных властей.

Михаил КУКУШКИН

Страдания "автогражданки"

Депутаты опять готовят поправки в закон об ОСАГО

Пожалуй, ни один федеральный закон еще не вызывал столь частого желания его изменить, как закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, вступивший в силу в июле 2003 года. Вчера стало известно, что депутаты Госдумы готовят новые поправки о банкротстве в закон об ОСАГО, согласно которым Федеральная служба страхового надзора (ФССН) получит дополнительные полномочия после отзыва у страховщика лицензии на этот вид услуг. Об этом Интерфаксу-АФИ сообщил источник в Думе. "Работа над документом только начинается, -- сказал он, -- поэтому авторы не готовы говорить о подробностях". По мнению президента Всероссийского союза страховщиков, руководителя подкомитета банковского комитета Госдумы Александра Коваля, "ситуация на рынке ОСАГО требует оперативно принять поправки, наделяющие дополнительными полномочиями ФССН". Эту задачу можно решить с помощью небольшого законопроекта, считает он.

Сейчас полномочия ФССН по контролю над страховой компанией прекращаются с отзывом у нее лицензии. Страховщик должен в течение полугода рассчитаться с клиентами и подготовить ликвидационный баланс. Но на практике этот порядок плохо работает. Ни одна из пяти компаний, у которых сейчас отозваны лицензии по ОСАГО, -- "Авест", Западно-Сибирская транспортная страховая компания, "Доверие", Евро-Азиатская страховая компания, "Страховое общество Содружества Независимых Государств" (СОСНГ) -- не ушла с рынка цивилизованно. "Доверие" исчезло из офисов, пропали все бухгалтерские документы, нет реестра договоров ОСАГО, по которому можно было проводить выплаты. Руководство СОСНГ не идет на контакт с представителями Российского союза автостраховщиков и не предоставляет данные по договорам. Все это не может не беспокоить регулятора.

Между тем на рынке о готовящихся поправках в закон об ОСАГО никто не слышал. "Мы эту тему обсуждали с ФССН, -- говорит заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин. -- Но конкретно ни до чего не договорились".

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное