Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 3 октября, понедельник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Партизаны из правительства

До президентских выборов налоги в России снижать не будут

Премьер Михаил Фрадков стал бояться. И за снижение НДС, и за расходование стабилизационного фонда. А в основном за 2008 год - год президентских выборов. Готовый еще в начале нынешнего года снизить НДС с 18 % до 13 % и использовать стабфонд на инвестиции, сегодня премьер настроен чрезвычайно осторожно. Председательствуя на очередном заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, г-н Фрадков заявил, что вопрос снижения НДС "с повестки дня снимать не нужно". Но не нужно и форсировать. Чтобы "не допустить серьезных глупостей, не поставить на грань финансового кризиса ситуацию в стране, а продолжать поиск реальных инструментов".

Искать, судя по тем рекомендациям, которые дает своему премьеру министр финансов Алексей Кудрин, будут долго. Как минимум до 2008 года, когда в России по ныне действующим законам должен сменить президент . Свое мнение главный финансист страны также высказал на Совете по предпринимательству. После того, как свежеизбранный глава РСПП Александр Шохин напомнил министрам, что грядет 2007 год и вместе с ним снижение НДС, и других налогов, г-н Кудрин, не моргнув глазом, заявил: "То, что предполагается - снизить налог до 13 % - это разбалансирование 2007 года". "Я хочу обратить внимание на письмо аналитиков 11 крупнейших банков, - пояснил г-н Кудрин - которые обеспокоены ослаблением бюджетной политики правительства. И это может привести к снижению темпов экономического роста, нарастанию проблем экономики". Г-н Кудрин сказал, что в документах Минфина и МЭРТа никакой речи о снижении ставки НДС не идет. Что касается, возможности снижения налогов с 2008 года, тут г-н Кудрин оказался уж совсем откровенен: "Я не уверен, что мы снизим тогда расходы, потому что это год выборов".

Впрочем, главный финансист несколько подсластил пилюлю бизнесу. Он заявил, что считает возможным снижение налогов с 2009 года. И даже пошел дальше. Снижение это он хочет обеспечить за счет стабилизационного фонда. Правда, на сей раз г-н Кудрин задел не кого-нибудь из предпринимателей, а прямо своего шефа. Создалось такое впечатление, что г-н Фрадков для того только и созвал Совет, чтобы пожаловаться на подчиненных людям, которые знают толк в экономике. Он так и сказал, что правительство имеет неприкосновенный запас, а как потратить его-- не знает. "Я не могу в правительстве найти чиновников, которые могут доподлинно и незаинтересованно определить все точки, на которые можно использовать средства стабфонда", - сокрушался премьер. - Ищем в регионах, ищем в бизнесе, ищем и не можем пока найти". "Это не признак беспомощности и не изобретение велосипеда, на котором есть желание ездить, и который давно изобретен", - заметил г-н Фрадков. Он сообщил, что к нему очень часто обращаются иностранные инвесторы, которые не знают, куда в России лучше вкладывать средства: "Они используют любой повод, чтобы спросить, куда лучше, а мы как партизаны..."

А еще премьер рассказал, что экономическую политику и источники роста тоже готовы расписать по пунктам западные эксперты. За большие деньги. И спросил у президента IBS Анатолия Крачинского, который предложил государству все-таки определиться с приоритетами: "Кто, по-вашему, у нас в правительстве должен и может это сделать?!". Озадаченный г-н Крачинский слишком долго искать чиновников не стал и указал на МЭРТ. Г-н Фрадков только тяжело вздохнул. Печально. МЭРТ, и это премьер хорошо знал, только через две недели планирует внести в правительство возможную окончательную версию среднесрочной программы социально экономического развития страны на 2006 -2008 годы. Известно, что поручение в энный раз доработать программу было дано этому ведомству на заседании правительства 18 августа.

Вера Кузнецова

Нефть -- пишем, газ -- в уме

Exxon Neftegas Limited начал поставки сырья с "Сахалина-1"

Оператор проекта "Сахалин-1" -- компания Exxon Neftegas Limited в минувшую субботу объявила о начале коммерческой добычи сырья. В торжественной церемонии участвовали министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко и его индийский коллега (индийская ONGC владеет долей в проекте) Мани Шанкар Айар. К концу 2006 года на "Сахалине-1" планируется производить 12 млн тонн нефти, большая часть которой будет экспортироваться участниками консорциума самостоятельно. С газовой составляющей проекта ситуация более запутанная. При возможностях максимальной добычи газа по проекту в объеме 10 млрд кубометров в год Exxon пока удалось продать лишь 1 млрд кубометров в год. А перспективы увеличения поставок будут напрямую зависеть от восточной газовой программы, которую "Газпром" уже внес в Минпромэнерго, а до конца года ее планирует обсудить правительство России.

Проект "Сахалин-1" реализуется на условиях СРП. Exxon Neftegas Limited принадлежит 30%, таким же пакетом владеет японская инвестиционная компания Sodeco, по 20% контролируют "Роснефть" и ONGC. В проект включены три месторождения -- Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенные на северо-восточном шельфе Сахалина. Суммарный объем их извлекаемых запасов оценивается в 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров природного газа.

На начальной стадии проекта к концу 2005 года объем производства нефти на месторождении Чайво составит 6,3 тыс. тонн в сутки и будет продаваться на внутреннем рынке. В частности, "Роснефть" собирается по своим трубопроводам поставлять ее на свой завод в Комсомольске-на-Амуре. Через год добыча составит 33 тыс. тонн в сутки (12 млн тонн в год). В середине 2006 года планируется завершить строительство нефтепровода и экспортного терминала в порту Де-Кастри в Хабаровском крае, откуда сырье пойдет на экспорт.

Первые промышленные поставки газа с "Сахалина-1" запланированы на осень 2006 года. Неделю назад были подписаны 20-летние соглашения с "Хабаровскэнерго" и "Хабаровсккрайгазом", они будут получать в сумме около 1 млрд кубометров в год по газопроводу Сахалин--Комсомольск-на-Амуре--Хабаровск. Однако пока в готовом виде существует только первый участок, а магистраль до Хабаровска только строится (на деньги из краевой казны). Формально газопровод принадлежит "Дальтрансгазу", акционерами которого являются "Росимущество" (28%), администрация Хабаровского края (47%) и "Роснефть" (25%). Однако нефтяная компания заявила о желании выйти из газопроводного проекта и сделала предложения о покупке своей доли "Газпрому" и хабаровским властям. Пока развития эти переговоры не получили. Между тем к 2009 году поставки газа в Хабаровский край с "Сахалина-1" должны вырасти до 2,5--3 млрд кубометров в год. Но для этого мощности трубы необходимо будет расширять.

По словам главы Exxon Neftegas Limited Стивена Терни, дальнейшее увеличение поставок будет зависеть "от способности компании "Дальтрансгаз" обеспечить строительство трубопровода до Хабаровска". "Если по какой-то причине возникнут задержки или этот трубопровод не будет построен, то, конечно, мы не сможем поставить 3 млрд кубометров", -- заявил он.

Ситуация с экспортом газа проекта "Сахалин-1" еще более критична. Первоначально предполагалось, что сырье будет транспортироваться по трубопроводу, проложенному по морскому дну до Японии. "Но выяснилось, что японские энергетические компании не предполагают покупку природного газа, который будет добываться по этому проекту, ранее 2013 года", -- говорил в феврале этого года глава "Роснефти" Сергей Богданчиков. По сути японские потребители сделали свой выбор в пользу сжиженного газа проекта "Сахалин-2". Переговоры же о строительстве экспортной трубы в Китай начались совсем недавно и также не сулят быстрого успеха.

"Мы хотели бы продавать газ, но для этого нужен покупатель. Покупатели нуждаются в газе, но необходимо провести работу, заключить коммерческое соглашение", -- говорит глава Exxon Neftegas. Он надеется, что соглашение с Китаем может быть подписано в следующем году. Правда, для этого нужно найти обоюдовыгодные коммерческие условия с китайцами (как показывает опыт переговоров "РУСИА Петролеум" по продаже ковыктинского газа, эта задача не из легких), а также решить политический вопрос о возможности самостоятельного экспорта. По-видимому, второе будет еще сложнее первого. "Газпром", как известно, активно лоббирует распространение своего монопольного права на экспорт газа из восточной части страны.

Денис РЕБРОВ, Южно-Сахалинск, Алексей ГРИВАЧ

Отложенный платеж

РАО "ЕЭС" пока не удается купить "Силовые машины"

Покупка 22,43% акций "Силовых машин" у "Интерроса" компанией РАО "ЕЭС России", похоже, затягивается. Премьер Михаил Фрадков к заседанию совета директоров РАО, прошедшему в минувшую пятницу, не подписал директиву по этому вопросу. В то же время обсуждение состоялось, и как только директива будет подписана, сообщил Анатолий Чубайс на телеконференции для инвесторов после заседания совета директоров, представители государства в совете проголосуют заочно. "Мы ожидаем, что правительство завершит свою работу над директивой в начале следующей недели, и тогда в этом вопросе будет поставлена точка", -- сказал глава РАО.

Четыре же директора, представляющие миноритарных акционеров, как стало известно "Времени новостей", уже одобрили сделку: это представитель "Интерроса" Андрей Бугров (по словам участников заседания совета, он не считался заинтересованным в сделке, так как "Интеррос" не напрямую владеет акциями "Силовых машин"), глава Сибирской угольной энергокомпании Владимир Рашевский, президент "ЕСН-энерго" Григорий Березкин и представитель Финляндии Сеппо Ремес. При этом, как сообщил "Времени новостей" один из членов совета директоров, проголосовавшие лишь предварительно одобрили сделку и передачу в доверительное управление 30-процентного пакета акций "Силовых машин" (против чего, как известно, возражали структуры "Базового элемента", также претендующие как минимум на блокпакет акций энергомашиностроительной компании). Впрочем, подчиненные других членов совета утверждают, что нюансы этого управления РАО будет обязано доложить директорам в течение двух месяцев, а потому де-факто никто ничего не одобрял.

В то же время если 30-процентный пакет акций "Силовых машин" не будет передан в доверительное управление РАО, это снимет конфликт вокруг участия в капитале энергомашиностроительной корпорации структур "Базового элемента". Источник в компании заявил "Времени новостей", что по одной из схем, рассматривавшихся до сих пор, предполагалось паритетное участие в "Силовых машинах" "Базэла", энергетиков и зарубежных инвесторов. Под энергетиками, по его словам, подразумевались либо РАО "ЕЭС", либо ФГУП "Технопромэкспорт", либо "Атомстройэкспорт". По информации "Времени новостей", "Атомстройэкспорт" отказался от подобного партнерства, а "Технопромэкспорт" был вовсе не против, однако без санкции государства не имел возможности официально участвовать в схеме. В то же время известно, что партнером "Технопромэкспорта" во многих проектах является Siemens, которому, как известно, правительство России отказало в покупке контрольного пакета "Силовых машин". Немецкий концерн, кстати, владеет около 5% акций российской энергомашиностроительной компании и, по некоторым сведениям, намерен так или иначе увеличить свою долю.

Тем не менее структуры "Базового элемента" готовы пойти на то, чтобы владеть блокпакетами акций "Силовых машин" с РАО (а его "дочке" "Ленэнерго" уже принадлежит 2,58% акций "Силовых машин") на паритетных началах. Единственное, что может вызвать разногласия в таком варианте, -- цена акций. В компании Олега Дерипаски считают, что 75% "Силовых машин" стоят 250 млн долл. РАО же, по некоторой информации, договорилось с "Интерросом" купить 22,43% акций примерно за 150 млн долларов.

Николай ГОРЕЛОВ

Выгодная сделка

ЦБ получит почти миллиард долларов за росзагранбанки

Банк России раскрыл подробности сделки по продаже росзагранбанков Внешторгбанку. Как заявил в минувшую пятницу первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, выделяемая ВТБ сумма на увеличение уставного капитала в размере 37,5 млрд руб. будет распределена следующим образом. Непосредственно на выкуп акций росзагранбанков (Moscow Narodny Bank, BCEN-Eurobank, Оst-West Handelsbank, East-West United Bank и Donau Bank) выделяются 14 млрд руб., 9 млрд руб. пойдут на восстановление партисипационного кредита в Eurobank, остальные средства -- на выкуп Внешторгом части депозитов ЦБ, размещенных в MNB и Eurobank. Кроме того, правительство намерено одобрить постановление, согласно которому все миноритарные акционеры MNB и Eurobank должны будут передать свои пакеты акций ВТБ. Банк России рассчитывает получить от сделки 27,2 млрд руб. за счет отзыва из росзагранбанков части своих депозитов (сделано это может быть лишь по согласованию с надзорными органами). По закону, как известно, 50% прибыли ЦБ будет перечислено в бюджет.

Согласно распространенному в минувшую пятницу официальному сообщению Внешторгбанка, он намерен создать на базе росзагранбанков инвестиционный холдинг с головным офисом в MNB. И хотя никаких рисковых последствий сделки, связанных с "финансовой или какой-либо другой неустойчивостью ВТБ", первый зампред Банка России не видит, в то же время, по его словам, в течение трех лет ЦБ сохранит свое участие в наблюдательных советах росзагранбанков, а также готов поддержать банки в случае форсмажорных обстоятельств.

В этом отношении у ЦБ богатый опыт: на протяжении 1990-х годов Банк России и ВЭБ (тогдашний акционер росзагранбанков) выделяли на поддержание деятельности "дочек" миллиарды долларов. После кризиса 1998 года от банкротства банков спасло лишь очередное финансовое вливание от ЦБ.

В последние годы, правда, загранбанки стали приносить своему акционеру прибыль, впрочем, более чем скромную. По словам г-на Улюкаева, самый высокий показатель по прибыли у MNB -- около 3 млн фунтов стерлингов (4,8 млн долл.) по итогам прошлого года. Тем не менее очевидно, что экономическая целесообразность деятельности загранбанков вряд ли была для государства решающей. Ведь созданные еще в середине прошлого века "дочки" помимо своих официальных задач (обеспечение расчетов по внешнеторговым сделкам, предоставление кредитов, привлечение инвестиций) всегда выполняли и более деликатные проекты, такие как финансирование дружественных режимов за границей в советские времена или игры на рынке ГКО в 1990-х годах.

Наталья РОМАНОВА

Отставка в обмен на полеты

Директор авиазавода освободил дорогу Ил-96

Первой жертвой указания, отданного премьером Михаилом Фрадковым на заседании правительства по авиапрому 22 сентября -- "Меняйте людей!" -- стал генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) Вячеслав Саликов, возглавлявший предприятие последние семь лет. В минувшую пятницу совет директоров ВАСО отправил его в отставку. Г-н Саликов стал первым (и пока единственным) руководителем в авиапроме, потерявшим свой пост в ходе скандала вокруг конструктивных дефектов лайнера Ил-96-300. 2 сентября самолет этой модели с президентом России на борту не смог вылететь из Финляндии, где Владимир Путин находился с официальным визитом. В результате этого конфуза Федеральная служба по надзору в сфере транспорта ("Ространснадзор") 22 сентября ввела запрет на полеты всех Ил-96-300. В тот момент в разных авиакомпаниях страны летали 13 самолетов этой модели.

Уже в день введения запрета руководитель "Ространснадзора" Александр Нерадько назвал причину и виновника происшествия с президентским самолетом. Отказ произошел в агрегате тормозной системы шасси, изготовленном на Балашихинском литейно-механическом заводе, объявил г-н Нерадько. Глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин сгоряча даже обещал, что программа устранения дефекта может быть выработана за день--два. Проблемы предполагалось решить простой передачей выпуска злосчастного агрегата Московскому машиностроительному производственному предприятию (МППП) "Салют" (собственно, это было сделано еще до официального объявления запрета на полеты Ил-96-300). Однако по ходу разбирательства в лайнере обнаружились другие проблемные детали и узлы. Эксплуатация Ил-96-300 до сих пор не возобновлена, и сроки возобновления профильные ведомства называть отказываются.

По неофициальным сведениям, решения технических проблем, приковавших лайнер к земле, уже найдены. Самолеты стоят потому, что нет ответа на два гораздо более сложных вопроса: "Кто возьмет на себя ответственность за допуск к полетам машины, которая возит президента?" и "Кто ответит за дефекты?"

Отставка г-на Саликова призвана снять хотя бы второй из этих вопросов. Фигура руководителя авиазавода, где собирают Ил-96-300, очевидно, лучше соответствует масштабу проблемы, чем скромные начальники литейного производства тормозных агрегатов.

Г-н Саликов в пятницу заявил Интерфаксу, что под угрозой закрытия завода он решил добровольно уйти в отставку. Как неофициально сообщил газете "Время новостей" источник, близкий к совету директоров ВАСО, Роспром фактически предложил руководству завода сделку: увольнение г-на Саликова в обмен на возобновление эксплуатации (а, следовательно, и новых продаж) Ил-96-300. В итоге отставка была прията голосами членов совета директоров ВАСО, представляющих главного акционера -- ОАО "Авиационный комплекс им. Ильюшина", а также лизинговую компанию "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), ответственную за сбыт Ил-96-300.

Исполнение обязанностей генерального директора ВАСО временно возложено на главного инженера завода Михаила Шушпанова. Г-н Саликов заявил, что не намерен совсем покидать авиапром. По неофициальным сведениям, ему предложен пост в руководстве ИФК, представители которой голосовали за снятие его с поста гендиректора ВАСО.

Михаил КУКУШКИН


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное