Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 14 октября, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Отвязанное поведение

Правительство хочет оградить российские бензиновые цены от пагубного влияния мировых нефтяных

Что будет с бензиновыми ценами после 1 января 2006 года, когда закончится срок действия заморозки розничных цен на нефтепродукты, пока не берется предсказать никто. Один из вариантов решения этой проблемы правительство видит в реформе налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Правда, как считают эксперты, опрошенные "Временем новостей", такая реформа вовсе не гарантирует, что проблема дорогого бензина в России решится быстро и просто.

В ответ на "добровольно-принудительное" решение нефтяников заморозить цены на бензин до конца года правительство пообещало проработать возможность введения налоговых каникул по НДПИ при разработке новых месторождений, попытаться наконец дифференцировать ставку этого налога и отменить привязку НДПИ к мировым ценам на нефть. И если решение первых двух вопросов наверняка дело не недель и не месяцев, учитывая, сколько копий было сломано о реформу налогообложения нефтянки в последние несколько лет, то отвязка налога от мировых цен и введение фиксированной ставки чисто технически представляется более решаемой задачей. Сегодня ставка НДПИ рассчитывается исходя их среднего значения курса доллара, среднего уровня цен на нефть сорта Urals и коэффициента Кц, учитывающего динамику мировых цен на нефть.

Одно из предложений -- зафиксировать ставку налога за тонну нефти на определенной отметке (величина этой ставки -- пока предмет обсуждения) после превышения мировой цены уровня 27 долл. за баррель. На случай же падения мировой цены нефти ниже 27 долл. предполагается включать прежний механизм расчета плавающей ставки в зависимости от мировых цен. "Сегодня реформа НДПИ -- один из немногих факторов, который способен помочь нашему рынку, у нас есть большие мощности для производства нефти, но ограничены экспортные мощности, которые контролируются правительством, -- говорит Владимир Тихомиров, старший экономист инвестиционной компании "Уралсиб". -- Если привязку отменят, то, возможно, что внутренние цены будут иметь свою собственную динамику и, вероятно даже снизятся". Именно контроль за экспортными трубопроводами позволит создать несколько искаженную ситуацию, когда цены внутри ниже, чем снаружи, подчеркивает эксперт.

Пока правительство не отдает контроль за трубопроводами в частные руки (в то, что это когда-либо произойдет в России, верится с трудом), отвязка налога от мировых цен -- наиболее эффективный способ стабилизировать цены внутри страны. Другое дело, что это будет иметь финансовые последствия для бюджета, ведь снижение любого налога стоит дорого. "Однако нельзя надеяться, что манипуляции с НДПИ будут иметь долговременный эффект, ведь в перспективе в условиях открытой экономики отвязаться от глобальных цен невозможно", -- считает г-н Тихомиров.

"Отвязка от мировых цен частично разумна, хотя и не панацея", -- сказал Сергей Некрасов, аналитик компании "ИМА-консалтинг". Нужно в целом более гибко реагировать на нынешнюю динамику цен на рынке, например, пересматривать экспортные пошлины не раз в два месяца, а раз в месяц, считает он. При этом снизить цены при помощи того комплекса мер, который представители правительства пытались сформулировать в последние две недели, вряд ли можно, говорит г-н Некрасов: "Максимум, чего удастся достичь, это замедления роста".

Брать в пример в решении бензинового вопроса другие страны аналитик также не советует. Например, такой инструмент, как выброс на внутренний рынок стратегического запаса топлива, как это делает, к примеру, США, в наших реалиях вряд ли сработает. "Этот инструмент требует серьезного контроля, организации и прозрачности. Можно вспомнить, что у нас творилось в сельском хозяйстве, когда полгода заявляли, что будут зерновые интервенции, но в результате они прошли тогда, когда крестьяне все зерно уже продали перекупщикам", -- поясняет г-н Некрасов. Точно так же малоэффективно было бы пытаться воздействовать на бензиновые цены путем жестких ограничений, например, путем балансовых заданий, по которым обязательный назначенный государством объем нефти направлялся бы на российские нефтеперерабатывающие заводы, считает он.

Отвязка от мировых цен -- это иллюзия решения проблемы, считает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК: "Если мы отвязываемся от мировых цен, возникает вопрос определения стоимости добытой нефти для налогообложения, НДПИ имеет характер роялти, и в свое время его привязали к мировым ценам не просто так, а именно потому, что возникла проблема определения стоимости". Учитывая, что более половины добытой нефти уходит на экспорт, не учитывать мировые цены было бы действительно неразумно.

"Но даже если теоретически предположить, что мы отвяжемся от мировых цен, то зависимость наших бензиновых цен от мирового рынка нефти не настолько прямолинейна, как сегодня стараются представить", -- говорит г-н Николаев. Ведь если отменить привязку НДПИ к мировым ценам на нефть, экспортировать станет более выгодно. Тем более что этот налог не будет изымать у нефтяников столько дохода, как сегодня, снова появится мощнейший стимул к экспорту. А с введением возможной дифференциации НДПИ этот стимул еще больше возрастет, сузится предложение нефти на внутреннем рынке, российские НПЗ будут испытывать дефицит, и стоимость топлива возрастет.

Отвязаться от мировых цен невозможно, можно только закамуфлировать проблему, которая имеет гораздо более фундаментальную основу, уверен представитель ФБК. "Надо пытаться воздействовать на мировую цену нефти путем предложения, как бы громко это ни звучало. Но пока складывается впечатление, что с ОПЕК наша страна на этот предмет не очень тесно работает", -- говорит Игорь Николаев.

Ирина СКЛЯРОВА

"Антонов" нарушает конкуренцию

Украинскую национальную корпорацию признали монополией

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) запретил вчера объединение ведущих авиастроительных предприятий страны в государственную самолетостроительную корпорацию "Антонов". По мнению комитета, появление такой корпорации привело бы к серьезному ограничению конкуренции на рынке ремонта и технического обслуживания самолетов марки "Антонов". Тем не менее председатель АМКУ Алексей Костусев заявил, что решение его ведомства может быть отменено постановлением кабинета министров страны. Ранее правительство Украины поддержало идею единой авиастроительной корпорации, утвердив ее устав.

Работа по объединению трех крупнейших украинских авиастроительных фирм -- Авиационного научно-технического комплекса им. Антонова, киевского завода "Авиант" и Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) -- началась в 2004 году, т.е. еще при правлении прошлого президента Украины Леонида Кучмы. Идея вызвала в профессиональных кругах украинских авиастроителей яростное противостояние. Главным поборником объединения выступал генеральный директор ХГАПП Павел Науменко, а руководство АНТК и "Авианта" (эти предприятия находятся на одной производственной площадке в Киеве) было категорически против.

В конце концов объединительная идея пробила себе дорогу уже после "оранжевой революции" (а также увольнения генеральных директоров АНТК и "Авианта" Петра Балабуева и Олега Шевченко соответственно). 27 мая 2005 года создание объединенной корпорации санкционировал своим указом новый президент Украины Виктор Ющенко. Правительство Украины выпустило постановление 14 июля, а 3 октября еще одним постановлением утвердило устав корпорации, получившей официальное наименование "Национальное объединение "Антонов" (Киев). Правда, при этом в уставе были отражены требования противников слияния. Вместо полной интеграции, которая планировалась ранее, устав предусматривает сохранение юридической самостоятельности за фирмами, входящими в "Антонов". Помимо трех основных участников, в корпорацию решено включить четвертого -- "Завод 410 гражданской авиации".

Вчерашнее решение АМКУ еще больше укрепляет позиции тех на Украине, кто видел в создании национальной авиастроительной корпорации больше вреда, чем пользы.

Председатель АМКУ Алексей Костусев вчера сказал: "Мы очень тщательно подошли к изучению всех материалов, сотрудничая как с заявителями, так и с министерством промышленной политики. Поэтому решения комитета являются взвешенными и обоснованными". Вместе с тем он отметил: "Если правительство сочтет, что положительный эффект для общественных интересов от создания корпорации перевесит отрицательные последствия в плане ограничения конкуренции, оно может разрешить ее создание, несмотря на выводы антимонопольного комитета". Заместитель генерального директора АНТК им. Антонова Александр Кива также высказал "Времени новостей" мнение, что правительство примет меры, чтобы продолжить строительство корпорации. Руководство ХГАПП было недоступно для комментариев, а в пресс-службе министерства промышленной политики "Времени новостей" посоветовали обратиться за комментарием позже.

Михаил КУКУШКИН

Антимонопольщики в роли налоговиков

ФАС предъявила претензии "Евроцементу" на 1 млрд рублей

Федеральная антимонопольная служба вчера выступила как крупное фискальное ведомство. Пресс-служба ФАС распространила заявление своего руководителя Игоря Артемьева, в котором говорится: "Наши расчеты показывают, что незаконно полученный доход ОАО "Евроцемент груп", полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства и подлежащий взысканию в бюджет, составляет около миллиарда рублей". В компании же утверждают, что до сих пор ФАС не представила своих расчетов рыночной цены цемента (служба имеет право это сделать до 25 октября), а потому непонятно, что это за ущерб в 1 млрд руб.

Во вторник, как известно, ФАС признала "Евроцемент груп" монополистом и предписала до 1 ноября устранить нарушение законодательства -- снизить цену на продукцию до "справедливого конкурентного уровня" (что это за уровень -- не сообщалось). Кроме того, региональным подразделениям ФАС было поручено рассмотреть вопрос о принудительном разделении холдинга -- представители службы говорили, что если предприятия, которые получатся в результате разделения, смогут самостоятельно работать, то тогда это разделение произойдет. Поводом для столь жесткого предписания послужило обращение в ФАС ряда строительных организаций и РАО "ЕЭС России", которое в последнее время часто жалуется на нехватку средств для строительства плотин для ГЭС. При этом весной служба разрешила "Евроцементу" приобрести профильные активы у компании "Интеко" без каких-либо ограничений -- тогда ФАС не считала "Евроцемент" монополистом. Что изменилось с тех пор -- служба не сообщает.

Недовольство службы Игоря Артемьева вызвано высокими ценами на цемент: в этом году на розничном рынке они повысились примерно на 70%. Однако в "Евроцементе" утверждают, что отпускные цены повысились лишь на 20% -- из-за инфляции, а также из-за необходимости модернизировать и расширять производство. Кроме того, как заявил вчера на пресс-конференции президент компании Михаил Скороход, отпускные цены "Евроцемента" превышают цены конкурентов примерно на 5%. А источник в компании полагает, что в снижении отпускной цены заинтересовано строительное лобби, которому подконтрольны чуть ли не все крупные перепродавцы цемента: "По данным, которые нам предоставил Госкомстат, сейчас на рынке тонна цемента стоит 1650 руб. Наша отпускная цена примерно на 400 руб. ниже. То есть у них уже маржа 30%. Если мы снизим отпускную цену, то она будет еще больше, что строителям при постоянно растущем рынке еще более выгодно".

Руководство "Евроцемента" вчера указывало, что готово пойти на снижение цены, но лишь до уровня конкурентов -- т.е. не более чем на 5%. Но "если будет принято решение о снижении цены таким образом, что нам завтра придется закрывать компанию, -- заявил г-н Скороход, -- то, конечно, мы вынуждены будем всеми законными способами, которые существуют в России, отстаивать интересы наших работников и интересы нашей компании".

Выплата же 1 млрд руб., как того требует ФАС, по словам пресс-секретаря "Евроцемента" Сергея Мещерякова, вынудит компанию сократить свою инвестпрограмму (ее объем на 2005--2007 годов составляет 560 млн долл.): "Не сможем в полном объеме провести ремонтную кампанию, не всю технику закупим", -- говорит он. Но главное, по его словам, это подорванное доверие к компании: "Мы не сможем взять кредиты в банках, -- полагает он, -- а если сможем, то на менее выгодных условиях, а ведь мы планировали построить еще два завода в Липецкой и Воронежской областях, это стоит 300 млн долл.".

После того как до 25 октября ФАС представит свои расчеты по ценам и по доле рынка, занимаемой "Евроцементом", компания обещает сообщить, будет ли судиться со службой г-на Артемьева.

Иван ГОРДЕЕВ

"Вы много говорите, а ничего не делаете"

Туркменбаши отложил газовый контракт с Украиной на неопределенный срок

Ашхабад дал Киеву еще одну хлесткую пощечину. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов в жесткой форме напомнил гостям с Украины о долге на полмиллиарда долларов и окончательно развеял их чаяния на продление газового контракта после 2006 года. Украинские чиновники лишились одного из главных своих козырей в непростом торге с "Газпромом".

Министр топлива и энергетики республики Иван Плачков и его первый заместитель Алексей Ивченко, возглавляющий "Нафтогаз Украины", приехали в столицу Туркмении с надеждой. С собой они привезли очередное душещипательное послание -- поздравление г-ну Ниязову от президента Виктора Ющенко. "Украина рассматривает Туркменистан как ключевого партнера в Центральной Азии, как государство, которое по праву является лидером и важным фактором стабильности, -- цитирует это письмо Turkmenistan.ru. -- Мы надеемся, что это сотрудничество получит новый мощный импульс на долгосрочную перспективу". Украинский президент явно имел в виду новый 25-летний контракт на поставку туркменского газа в Киев (действующий пятилетний заканчивается в следующем году). Подписание этого документа является одним из главных фантомов украинской внешнеэкономической деятельности в последнее время. На его подписание несколько лет подряд собирался ехать экс-президент Леонид Кучма (так и не съездил), теперь г-н Ющенко с не меньшим упорством ждет Туркменбаши в Киеве для заключения этого контракта.

В Ашхабад гг. Плачков и Ивченко прибыли с предложением все же подписать эту бумагу. "Подписать 25-летний контракт?! Как мы подпишем без России? Надо нам троим сесть... Нет других вариантов", -- ответил им г-н Ниязов в эфире местного телевидения. "Или давайте новую трубу строить, -- завел он любимую песню о новом экспортном коридоре по берегу Каспия, в обход Узбекистана. После чего перешел на личности: -- Вы много говорите, а ничего не делаете. Вы отстаете. Вы то туда бросаетесь, то сюда".

И далее с удовольствием перечислил все претензии к Киеву. "Факт вопиющий... Из полмиллиарда (долларов), я говорю, 8,7 млн долл. (оплачено)... Зря обещаете. Отдайте тогда деньгами. Чо вы?.. Долг висит, -- пристыдил он гостей. -- Объекты все заваливаются... И вы обижаетесь на нас. Газ мы вам по контракту поставляем. Все в ажуре".

С апреля, когда Виктор Ющенко был очень тепло встречен Туркменбаши и накормлен горой обещаний сотрудничества в нефтегазовой деятельности, прошло всего полгода, а туркмено-украинские отношения уже превратились в сплошное унижение для Киева. Тогда г-н Ниязов был доволен, так как только-только поднял цену газа для Украины с 44 до 58 долл. с сохранением 50-процентной оплаты по бартеру. Однако уже в июне украинская делегация получила первую звонкую оплеуху. "Отец всех туркмен" на весь свет обвинил Киев в недоплате за газ и назвал партнеров мошенниками. "Нафтогаз Украины" исправно перечислял в Ашхабад только денежную часть оплаты, а товарную в первом полугодии попросту не платил. Договориться с туркменским лидером о приемлемом коэффициенте украинской продукции (в 2004 году она поставлялась по зачетной цене в 2--2,5 раза выше рыночной) команде Ивченко не удавалось, как, впрочем, и о дележе прибыли от участия в бартерной схеме внутри Украины.

В итоге г-ну Ивченко пришлось лично звонить и обещать исправиться. Помимо этого "Нафтогаз" согласился платить 44 долл. "живыми" деньгами со второй половины 2005 года, а полумиллиардный долг погасить до декабря товарами по реальной рыночной цене (без коэффициентов).

"На сегодня по 243 млн долл. согласованы спецификации и цены, до конца года эти товары будут поставлены по графику. На остальные 241 млн... мы будем сейчас согласовывать", -- цитирует Reuters г-на Ивченко. В "Нафтогазе" ситуацию не комментируют, но на перспективы разрешения газовых вопросов без особых потерь смотрят весьма пессимистично. Собеседники "Времени новостей" в компании признали, что теперь им будет очень сложно торговаться с "Газпромом" о цене.

Как известно, сейчас российский монополист обеспечивает только треть потребности Украины в газе в качестве оплаты своего экспортного транзита. Около половины закупает в Туркмении, остальное "Нафтогаз" производит сам. Российский монополист заявил, что не хочет отдавать Киеву газ по бартеру и намерен продавать по среднеевропейским ценам (по ним же оплачивать транзитные услуги). При этом еще в 2003 году "Газпром" заключил с Турменбаши 25-летнее соглашение о закупке газа, которое с 2007 года предполагает поставки на уровне 60--70 млрд кубометров (что даже несколько превышает производительность газовой отрасли Туркменистана). Продление контракта с Украиной поставило бы под угрозу реализацию российско-туркменских договоренностей и дало бы Киеву дополнительный козырь в газовой торговле с Москвой.

На этом неприятности г-на Ивченко, который является одним из главных фигурантов слухов о громких отставках на Украине с момента назначения (в марте), не закончились. В украинских СМИ была организована направленная утечка информации о масштабной проверке расходования средств в компании, которую проводит контрольно-ревизионной управление (КРУ). Говорится о том, что у КРУ есть вопросы по использованию средств, которые "Нафтогаз" взял в долг у Deutsche Bank в рамках кредитной линии на 2 млрд евро. КРУ считает, что эти деньги ушли в госказну. Впрочем, серьезность этих обвинений вызывает сомнение. Давно известно, что украинский концерн получил в апреле и августе по 300 млн евро. И в первую очередь деньги по решению правительства Юлии Тимошенко пошли на обслуживание резко (почти в два раза) выросшего налогового бремени. Но кредит и брался на пополнение оборотных средств, а значит, деньги могли быть направлены куда угодно. Важно другое: количество новостей об "успехах" г-на Ивченко (начиная с Туркмении и заканчивая Россией) на всех фронтах зашкаливает, что выглядит существенным поводом для оргвыводов. Правда, г-ну Ивченко по-прежнему удается находиться под покровительством президента Украины, который, видимо, не хочет рисковать и отдавать "Нафтогаз" из личного ведения под контроль одной из групп в своем окружении.

Алексей ГРИВАЧ

У Назарбаева своя "Криворожсталь"

Оппозиция предупреждает, что в случае смены власти приватизация "Казахмыса" будет оспорена

Неделю назад первый по объему производитель меди в Казахстане, второй в СНГ и десятый в мире -- корпорация "Казахмыс" -- разместил на Лондонской фондовой бирже 26,2% своих акций в рамках IPO, благодаря чему привлек 1,17 млрд долл. Размещение прошло по цене 5,4 фунта за акцию, т.е. практически по верхней границе ценового коридора, который был установлен в пределах 4,6--5,45 фунта. Позднее, 12 октября, стало известно, что организатор размещения -- JP Morgan Cazenove Limited -- реализовал имеющийся у него опцион на покупку 4,3% акций компании по цене размещения. В результате "Казахмыс" получил еще 99,2 млн фунтов стерлингов (173,5 млн долл.), а доля трех исполнительных директоров в компании (Владимира Кима, Олега Новачука и экс-менеджера Samsung Юна Кю Ча) сократилась до 68,9%.

Как стало известно "Времени новостей", успешное IPO "Казахмыса" подвергает сомнению казахская оппозиция. 8 октября (на следующий день после начала размещения) бывший спикер казахского парламента Жармахан Таяркбай, бывший председатель Нацбанка Казахстана Ораз Джандосов и другие направили в адрес британского департамента финансовых услуг, банка-андеррайтера (JP Morgan Cazenove Limited) и некоторых других инвестиционных институтов, участвовавших в размещении, послание. В нем указывается на нарушения, допущенные в 1990-х годах в ходе приватизации "Казахмыса". Оппозиционеры (а в прошлом высокопоставленные чиновники) ставят под сомнение законность получения нынешними мажоритариями контроля над компанией. Основным аргументом авторов письма является то, что сделки по получению контроля над "Казахмысом" его нынешними владельцами могут быть оспорены. И главное, чем они пугают, -- в случае смены власти в Казахстане итоги приватизации и консолидации акций этой компании будут пересмотрены наверняка. То есть "Казахмыс" может стать таким же знаменем революции, каким на Украине была "Криворожсталь".

Разумеется, "Казахмыс", выручка которого в 2004 году составила 1,26 млрд долл. (почти удвоилась по сравнению с данными за предыдущий год), а чистая прибыль достигла 441 млн долл. (более чем втрое превысив полученную годом ранее), выглядит очень привлекательным активом. И наверняка есть те, кто был бы заинтересован разыграть этот лот еще раз. Вопрос в том, найдутся ли для этого реальные основания. Или, возможно, в том, насколько прочной окажется власть Назарбаева. Основной акцент в послании сделан именно на вопрос о судьбе компании в случае смены власти. Напомним, что на 4 декабря намечены внеочередные президентские выборы.

Если британский департамент финансовых услуг всерьез воспримет озвученные в письме предположения, то есть вероятность, что торги акциями "Казахмыса" в Лондоне могут быть приостановлены. Впрочем, выкуп JP Morgan Cazenove Limited своего опциона уже после получения письма, пожалуй, можно считать демонстрацией того, что финансовые институты, готовившие сделку и проверявшие документы "Казахмыса", не отнеслись к нему всерьез.

Анна ЛАНДЕР


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное