Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 12 октября, среда

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Информация к размышлениям

Михаил Фрадков отрекся от собственной экономической программы

Премьер Михаил Фрадков вчера в Мурманске фактически отрекся от развернутой экономической программы, содержащей комплекс "дополнительных мер" по удвоению ВВП и размещенной в субботу на сайте правительства("Время новостей подробно анализировали эту программу в номерах от 10 и 11 октября с.г.). Отвечая на вопрос корреспондента газеты "Время новостей", г-н Фрадков подчеркнул, что программа - это лишь "дополнительный импульс" к более активной работе министерств и ведомств - и, в частности, Минэкономразвития - по поиску путей ускорения экономического роста, социально-экономического развития страны. Именно поэтому проблемы, затронутые в "дополнительных мерах", носят, по словам премьера, "обсуждаемый характер". А поручения, содержащие в документе, по словам премьера, лишь "рекомендации". Такое объяснение выглядит, по меньшей мере, удивительным: поручения второго лица в государстве никак не могут быть рекомендациями, не обязательными для исполнения министрами.

Премьер, оказывается, еще не готов ставить точку в активно ведущихся в правительстве с начала года спорах о возможности снижения НДС с 18 до 13%. В "дополнительных мерах" такой шаг им было предложено сделать с 2007 года. Однако вчера г-н Фрадков вдруг пошел на попятный. "Как можно принять окончательное решение по столь сложному политизированному вопросу? Точки над "и" не расставлены", - заявил в Мурманске премьер-министр.

Главный противник снижения НДС министр финансов Алексей Кудрин теперь может чувствовать себя спокойно. Ему не нужно будет наступать на горло собственной песне и готовить законопроект, урезающий доходы бюджета. Ему предстоят лишь новые дискуссии, в ходе которых министр может, как и ранее, успешно противиться налоговой инициативе премьера, мотивируя невозможность радикального снижения НДС невосполнимыми потерями бюджета.

Впрочем, сам премьер, судя по всему, все же не настроен на новую длительную дискуссию. Для себя он уже расставил точки над "и", полагая, что снижение НДС - позитивное решение. "Бизнес воспримет его как положительный сигнал", - сказал он. Выпадающие из бюджета доходы от такого снижения НДС, на взгляд главы правительства, будут компенсированы за счет увеличения производства и расширения налоговой базы, а также благодаря общему улучшению инвестиционного климата в стране.

Аналогична ситуация по банкам, которые предполагалось создать, согласно программе г-на Фрадкова. Это экспортно-импортный банк на базе Внешэкономбанка и Росэксимбанка, а также Российский Банк Развития (он, правда, существует, но в подписанных премьером документах предполагается существенно увеличить уставной капитал). Но "эти решения не приняты, это предложения для активной работы", - уточнил вчера осторожный г-н Фрадков.

При этом словно испугавшийся своих собственных глобальных экономических замыслов федерального масштаба премьер-министр последние два дня пытался обнаружить потенциальные точки экономического роста в отдельно взятом регионе -- Мурманской области. Похоже, их удалось нащупать в ходе нескольких совещаний, на которых обсуждались самые разные проблемы - от развития Мурманского транспортного узла и освоения шельфа Баренцева моря до повышения эффективности добычи морских ресурсов и разграничения полномочий между уровнями власти. Правда, чтобы потенциальные точки роста превратились в реальные, необходимо, судя по остроте споров представителей региональных и федеральных властей, очень постараться. На прямой вопрос премьера, выходит ли область на удвоение валового регионального продукта, губернатор Юрий Евдокимов без обиняков заявил, что без развития Мурманского транспортного узла, основной составляющей которого является морской порт и строительство второй очереди Кандолакшского алюминиевого завода (принадлежит СУАЛу) -- не выходит.

Первая составляющая экономического роста Мурманской области без сомнения полностью поддерживается федеральной властью. Дело в том, что министерство транспорта считает морской порт в Мурманске наиболее перспективным в России, учитывая ограниченную пропускную способность черноморских и балтийских проливов и недостающую развитость инфраструктуры портов Дальнего Востока. Уже сейчас совокупный оборот Мурманского порта превысил уровень конца 80-х годов прошлого века. В 2004 году он доведен до 24 млн. тонн. И это явно не предел. На западном, пока не освоенном, берегу Кольского залива предполагается построить комплекс по перегрузке угля, перевозки контейнеров, а также три комплекса по перегрузке нефти и нефтепродуктов с глубоководным причалом, способным принять супертанкеры, водоизмещением более 250 тыс. тонн. А в итоге к 2015 году грузооборот порта должен возрасти в два, а то и в три раза.

Впрочем, подобный рост грузооборота станет возможным только если порт будет привлекателен для бизнеса, и сюда пойдут грузы, прежде всего, большие объемы нефти и угля. В этом случае к западному берегу Кольского залива будет проложена 27-километровая железнодорожная ветка. Причем министр транспорта Игорь Левитин сказал, что это строительство стоимостью 6 млрд. рублей можно было бы осуществить в том числе за счет средств инвестиционного фонда. (Кроме того г-н Левитин, которого поддержал глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин, предложил рассмотреть вопрос создания в российский портах свободных экономических зон, что позволит им конкурировать в том числе с точки зрения перевалки транзитных грузов с портами сопредельных стран после вступления России в ВТО).

Напротив, проект строительства второй очереди алюминиевого завода в Москве поддержки пока не нашел. В ответ на обвинения главы региона Юрия Евдокимова в неоправданных проволочках со стороны федеральных министерств и ведомств, чиновники, прибывшие с премьером из Москвы, утверждали, что проект не проработан. Например, руководитель Росатома Александр Румянцев пояснил г-ну Фрадкову, что разработчики проекта предполагают получать электроэнергию для завода на Кольской атомной электростанции, причем по цене ниже себестоимости. "Это вопрос переговоров", - парировал г-н Евдакимов.

"Я хочу знать, кто держит проект на федеральном уровне", - не выдержал премьер. - Долго мы ждать не можем решения вопроса, определяющего экономический рост области". По его словам необходимо как можно быстрее дать руководству области конкретный ответ: нужно здесь строить алюминиевый завод (его мощность, как предполагается, составит более 200 тыс. тонн алюминия в год), или нет.

Впрочем, в ходе рабочей поездки премьера выяснилось что под угрозой не только перспективный с точки зрения руководства области проект строительства завода, но и вполне успешно действующее производство. Оказывается налоговые органы, ссылаясь на дело ЮКОСа, выдвинули претензии на 5,3 млрд. рублей за 2001 год к градообразующему для двух городов (Апатиты и Кировск) горно-обогатительному предприятию "Апатит". Более того, как сообщил на совещании с участием премьера генеральный директор ОАО "Апатит" Алексей Григорьев, 7 октября налоговики приостановили операции по всем счетам предприятия. Остановка "Апатита", который снабжает теплом весь прилегающий район, в условиях приближающейся зимы, предупредил г-н Григорьев, грозит не только экономическими, но и социальными потрясениями. Кроме того, остановится более десятка потребителей апатитного концентрата в России. "Остановка "Апатита" будет катастрофой экономического, технологического, экологического и социального характера", - заявил гендиректор предприятия, отметив, что реально и возникновение проблем с выплатой зарплаты работникам предприятия.

Г-н Григорьев был услышан. Слово взял, правда, не премьер. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов обещал разобраться и переговорить на эту тему с главой федеральной налоговой службы Анатолием Сердюковым. Премьер позже сказал журналистам, что "дал поручение Шаталову по возвращению оперативно разобраться с этим". При этом г-н Фрадков отметил, что вопрос должен решаться в процессе судебного разбирательства. Пока же ничто не помешало фискальным органам прекратить операции по счетам предприятия.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Мурманск

Топливо для предвыборной кампании

Россиян на Украине попрекают монополизмом

Антимонопольный комитет Украины (АМК) принял вчера объявил, что нефтеперерабатывающие заводы с российским капиталом -- "ЛиНОС" и "Укртатнафта", -- а также торговый дом "ТНК-Украина" занимают на нефтеперерабатывающем рынке Украины монопольное положение. Ранее украинские правительства - исключая кабинет Юлии Тимошенко - не решались обострять отношения с российскими производителями нефти. И АМК официально не признавал россиян монополистами. Теперь же заявлено, что "ЛиНОС" и "Укртатнафта" контролируют 60% рынка бензина. А доля "ТНК-Украины" на рынке оптовой торговли бензином составляет 40,5%.

"Этим компаниям следует тщательно взвешивать свои решения относительно поведения на рынке и цен, поскольку их действия могут быть квалифицированы как нарушение законодательства об экономической конкуренции", - заявил украинским СМИ глава АМК Алексей Костусев. По его словам, АМК может возбудить против этих компаний уголовные дела. Г-н Костусев отметил, что монополизм сам по себе "ни в коем случае не может рассматриваться как пятно на репутации этих компаний". Если не будет искушений им "злоупотребить".

Эксперты усматривают в заявлении АМК две тенденции. Они свидетельствуют об укреплении фактора национальных интересов при принятии политических решений на Украине. "Как ни парадоксально, правительство Юрия Еханурова начало воплощать в жизнь идеи экс-премьера Тимошенко, которая в разгар летнего бензинового кризиса заявила о монопольном положении российских компаний и потребовала усилить контроль за их действиями. Традиционно на Украине проходит определенное время между озвучиванием идеи и ее реализацией", - сказал корреспонденту "Времени новостей" глава украинского центра "Пента" Владимир Фесенко.

Зявление г-на Костусева, возглавляющего партию "Союз", может объясняться также началом политической кампании, предшествующей выборам 2006 года в Верховную Раду. "Предупреждение Костусева в адрес ряда НПЗ будет истолковано в период избирательной кампании как попытка снизить цены на бензин для защиты народных интересов. Акция призвана повысить имидж партии "Союз", - считает Владимир Фесенко. - Интересно, что эта партия анонсирует себя как пророссийская политическая сила".

Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев

Новости спирта

Государство не готово к тотальному контролю за производством алкоголя

В конце прошлой недели в Госдуме вновь обсуждалась целесообразность введения государственной монополии на алкогольную продукцию. Про такую монополию заговорил сам президент на одном из заседаний Госсовета летом нынешнего года. Правда не уточнил, идет ли речь о госмонополии на производство алкогольной продукции или на торговлю ей.

С учетом того, что элементы монополии поэтапно будут вступать в силу уже с 1 января 2006 года, участники парламентских слушаний постарались оценить возможные последствия таких нововведений. Мнения чиновников и профессиональных участников рынка, как водится, оказались прямо противоположными. Если первые приветствуют введение монополии, то участники рынка предсказывают не только вымывание значительной части ассортимента, но также рост цен и сокращение бюджетных поступлений в казну.

После слов президента о необходимости введения спиртовой монополии для борьбы с гибелью людей от некачественной поддельной водки, очень быстро, в течение нескольких месяцев, были подготовлены поправки, серьезно ужесточающие оборот алкоголя. Уже с нового года будет действовать новый порядок лицензирования, импорта и учета алкогольной продукции. Заводы планируется оснастить счетчиками алкоголя, данные с которых будут поступать в единую госсистему учета и контроля алкоголя. С 1 июля 2006 года для участников рынка будет введена обязательная предоплата. Не исключено, что тогда же начнет некий госорган по контролю за производством спирта. Правда, что он будет собой представлять - пока никому не ясно.

По словам председателя комитета Госдумы по экономической политике Валерия Драганова, все помнят о буме самогоноварения и до сих пор значительная часть спиртного в регионах - фальшивки. Доля теневого оборота российского алкогольного рынка, по его оценке, не менее 50-60%. По словам г-на Драганова, национализация алкогольным предприятиям не грозит, монополия будет распространяться только на контроль "за каждой каплей спиртного". "Монополия на алкоголь есть в Белоруссии, Болгарии, Норвегии, частично в Канаде, Швеции, Финляндии",-- напомнил он.

Между тем, по подсчетам Министерства экономического развития и торговли, доля нелегального производства и оборота алкоголя в России составляет около 30% . Как отмечают эксперты МЭРТ, алкогольная отрасль ввиду высокой ликвидности и быстрой окупаемости вложенных средств наиболее привлекательна для теневого бизнеса. За первое полугодие 2005 года за выпуск нелегальной продукции органами внутренних дел возбуждено более 9 тыс уголовных дел.

Тем не менее, представитель Минэкономразвития высказался против государственной монополии. По словам заместителя директора департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Петра Пустеленина, монополия на производство спирта противоречит Конституции. Ведь введение монополии предполагает, что государство выкупит у частных инвесторов контрольные пакеты акций всех работающих на рынке компаний.

"Введение госмонополии на любое из звеньев алкогольного рынка нецелесообразно, по крайней мере, до того, как закон не будет в полной мере реализован на практике, и последствия этой реализации не подвергнутся тщательному изучению",-- говорит председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. Тем более было бы утопией говорить о создании государственного предприятия, закупающего у заводов весь объем производимого ими спирта,-- считает г-н Шапкин.

На алкогольном рынке будет происходить дальнейшее ужесточение правил игры, даже если от идеи монополии придется отказаться, считают члены экспертного совета думского комитета по экономической политике, разрабатывающие концепцию спиртовой монополии. Уже в ближайшее время предлагается усилить уголовную и административную ответственность за производство нелегальной спиртосодержащей продукции, а предпринимателей из алкогольного бизнеса привлекать к участию в госпрограммах по оздоровлению нации и повышению культуры потребления алкоголя.

В итоге представления о том, в каком виде возможно введение госмонополии на спирт и реально ли это вообще, в головах участников мероприятия так и не сложилось. Единственное, на чем они сошлись-- монополия не должна копировать структуру "Росспиртпрома", контролирующего производство 60% спирта и показавшего полную неспособность навести порядок на рынке.

Ирина Склярова

НАУФОР обрела руководителя

Совет директоров Национальной ассоциации участников фондового рынка на вчерашнем заседании единогласно избрал председателем правления НАУФОР Алексея Тимофеева, советника Центра развития фондового рынка и эксперта Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). К исполнению обязанностей он приступит со следующей недели. Таким образом, завершилась история с выборами руководителя ассоциации, начавшаяся еще в июле с уходом тогдашнего главы НАУФОР Елены Авакян в декретный отпуск. На двух заседаниях совета директоров так и не был выбран новый руководитель -- большинство голосов не удавалось набрать ни г-ну Тимофееву, ни гендиректору издательского дома РЦБ Александру Коланькову, ни зампредправления НАУФОР Дмитрию Позорову. До вчерашнего дня ассоциацией руководил председатель рейтингового агентства НАУФОР Виктор Четвериков.

НАУФОР объединяет участников фондового рынка и защищает их интересы перед регулятором -- ФСФР. Избрание главой ассоциации человека, столь близкого к чиновникам службы, несомненно, скажется на политике НАУФОР. Именно это, по мнению директора департамента финансовой политики Минфина Алексея Саватюгина (был предправления НАУФОР в 2002--2004 годах), и является недостатком г-на Тимофеева. "Это худший из всех кандидатов, которые обсуждались на пост главы правления. Фактически Тимофеев назначен чиновниками ФСФР. Жаль, что участники рынка показали неспособность отстаивать свои интересы, значит, российский рынок еще не созрел до саморегулирования", -- сказал "Времени новостей" г-н Саватюгин.

Участники рынка фактически подтверждают роль ФСФР, но не согласны с негативной оценкой г-на Саватюгина. "То, что кандидатуру г-на Тимофеева активно поддерживала ФСФР, можно считать положительным фактом, который позволит ему грамотно строить отношения с регулятором. Слухи о том, что теперь ФСФР будет контролировать деятельность НАУФОР, кажутся нам далекими от действительности -- работать против членов ассоциации ее глава просто не может, так как в этом случае он вряд ли удержится на своем посту", -- говорит руководитель администрации ИК "ФИНАМ" Дмитрий Шлогин. А президент Национальной лиги управляющих (НЛУ) Андрей Подойницын характеризует г-на Тимофеева как "одного из лучших и наиболее профессиональных экспертов в области фондового рынка; он не только знает законодательство, но и является одним из его разработчиков". По словам г-на Подойницына, НЛУ будет во всем поддерживать НАУФОР и готова к конструктивному диалогу.

Кроме того, совет директоров НАУФОР вчера решил продолжить работу над поправками в устав ассоциации, который будет приведен в соответствие с законодательством о некоммерческих организациях. Поправки предусматривают, в частности, что глава ассоциации должен избираться общим собранием НАУФОР, а не советом директоров.

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное