Доброго времени суток,
уважаемый Подписчик.
Сегодняшняя статья:
Энергия Страсти: эмоциональное лидерство
Смутное осознание того, что отличное знание школьной и институтской программы
еще не гарантирует успеха в жизни, знакомо многим. История пестрит примерами
выдающихся достижений тех людей, которые в период учебы звезд с неба не
хватали. "Твое витание в облаках и равнодушие ко всему, что мы усваиваем,
подрывают авторитет класса", - не раз говорил учитель Альберту Эйнштейну.
"Я всегда был последним в своем классе. Мне казалось, что преподаватели
ненавидят меня, а отец считает глупцом", - вспоминал изобретатель и
предприниматель Томас Эдисон.
Многие из школьных отличников, добиваются по жизни меньших успехов, чем те, кто
в ученические годы числились в проблемных или даже
безнадежных. Интересно, почему медалистов, да и людей, получивших по нескольку
высших образования, зачастую обходят те, кто учился, мягко говоря, не слишком
прилежно?
Получается, что в борьбе за достижение успеха решающую роль играет не везение и
не аналитические способности, а совсем другие характеристики и умения.
Для объяснения этого феномена психологами предложена оригинальная теория, а на
ее основе - набор практических приемов самосовершенствования. Согласно этой
теории, залогом жизненных успехов выступает так называемый эмоциональный
интеллект - способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также
эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха
человека, чем "обычный" интеллект - IQ. Именно, благодаряему, люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками.
"Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности
человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для
успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства,
эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи
обратились к так называемому эмоциональному интеллекту - EQ" ( Леонид Бурлачук, профессор
Киевского национального университета имени Тараса Шевченко)
История
Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин
существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое
разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк,
ДжойГилфорд, ГансАйзенк.
Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала
гуманистическая психология. Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием
"Эмоциональный интеллект. Он писал, что последние несколько десятков лет
представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум
перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг
интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной
человеческой жизни.
Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют
эмоциональный интеллект как "способность воспринимать и понимать
проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе
интеллектуальных процессов".
Как позже написал коллега СалоуэяДевидКарузо: "очень важно понимать, что эмоциональный
интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами,
это уникальное пересечение обоих процессов".
Идею Саловея и Майера развил и популяризировал
психолог ДэниелГоулмен.
Его книга "Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее
значение, чем IQ", вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект
разорвавшейся бомбы. Основная идея работы Гоулмена
довольно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе
эмоциональный, который может помочь человеку в различных сферах жизни. С точки
зрения ученого, это иной способ быть умным, выражающийся в том, как человек
обращается с самим собой и выстраивает взаимоотношения c
другими. Он выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта:
1. самосознание,
2. самоконтроль,
3. эмпатия,
4. навыки отношений.
Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в
жизни каждого. Личность с высоким ЕQ инициативна,
найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все
проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта -
доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в
общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен
и независим, реалистично оценивает свои способности.
На самом низком уровне эмоционального интеллекта
эмоциональные реакции человека проявляются на уровне условных рефлексов (вам
наступили на ногу - вы в ответ обругали); мотивация к деятельности внешними
стимулами, на низком уровне ее понимания, без обсуждения (вам кто-то сказал,
что так нужно, и вы делаете это, не рассуждая, по принципу: не нами заведено,
не нам менять); низкий самоконтроль и высокая зависимость от ситуации
(т.е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на
определенные действия и эмоции).
На среднем уровне сформированности эмоционального
интеллекта мы действуем достаточно произвольно.
Высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального
реагирования (если он мне не подарит цветов, я покажу, что обиделась). Ощущение
психологического благополучия, позитивного отношения к себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной
является высокая самооценка.
Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития
внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные
установки, которые отражают его личную систему ценностей, выработанную им
самостоятельно и четко им осознаваемую.
Этот человек четко знает, почему он ведет себя в различных жизненных ситуациях
так, а не иначе, и при этом он чувствует себя свободным от различных
условностей. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким
человеком без чрезмерных волевых усилий, как бы интуитивно. Мотивация такого
поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком
исключительно сложно манипулировать, он ощущает высокий уровень
психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и
окружающими людьми.
IQ и EQ можно приблизительно сравнить с тем умом, который отличники
демонстрируют на уроке (IQ) и смекалкой, которую им приходится проявлять в
играх с друзьями во дворе (EQ). И то, и другое – безусловно, важные
способности, связанные между собой, но в то же время как бы разнонаправленные и
имеющие различные цели и содержание.
Т.о., EQ – особый параметр, который не связан с "эмоциональностью"
кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный
темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его
неумением анализировать свои эмоции. В то же время человек спокойный,
уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.
Иллюстрация: Конек-Горбунок (П.П.Ершов)
На самом деле не только эта сказка имеет подобное начало сюжета:
"Было у отца три сына. Старший умный был детина,
средний был и так, и сяк, младший вовсе был дурак".
Сюжет и мораль несколько неожиданны с точки зрения воспитания подрастающего
поколения: парадоксальные, "дурацкие"
решения жизненных проблем, которые находит младший сын, приводят его к такому
успеху, который и не снился рассудительным и "умным" старшим братьям.
Да и смысл "дурачества" младшего сына выражается вовсе не в том, что
он полный дебил, он просто отличается чем-то от
старших: непосредственный, странный, особенный как по внешнему виду, так и по
складу характера. Присмотримся внимательнее: менее зависимый
от чужой оценки поведения, руководствуется не правилами приличия, а своей
собственной точкой зрения, чаще всего добрый, сопереживающий, неконфликтный и
контактный. Другими словами говоря, незамутненный,
т.е. с высоким EQ. Что примечательно, по ходу сказки видно, как из мягкого
"дурака", мальчика на побегушках вырастает
сильный и стойкий лидер, при этом сохраняющий человеческое лицо. В отличие от
умных потенциальных лидеров, чья эмоциональная незрелость
в конечном счете проявляется в зависти, жадности, трусости и прочих досадных
огорчениях.
Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум:
последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума,
чем в разуме чувств. (П.Я. Чаадаев)
Люди с высоким EQ действуют как эмоциональные магниты, и совершенно
естественно, что другие люди к ним тянутся. Обратите внимание, с кем люди
предпочитают работать и отдыхать - с теми, кто излучает оптимизм, гасит
конфликты (а не старается их раздуть) или с теми, кто во всем видит только
негатив, без конца критикует всех и вся?
Однако это не означает, что эмоционально состоявшиеся люди - мягкие, добрые,
похожие на плюшевых мишек, на них можно ездить верхом и по-другому вести себя
они не могут. Большая ошибка. При всей своей неконфликтности
и мягкости, эти люди не позволяют собой манипулировать: мы говорим о лидерах. О
тех, кто ведет за собой, руководит и направляет.
Рабочая обстановка, создаваемая лидером, зависит в первую очередь от стиля его
руководства. Таких стилей Гоулмен выделяет шесть.
Владение каждым из этих стилей зависит от особенностей эмоционального
интеллекта конкретного руководителя. Рассмотрим кратко все вышеперечисленные
стили.
Успеха и веры в себя, Татьяна Снисаренко www.ekniga.at.ua - Бесплатная электронная
библиотека: книги для успешных людей Связаться со мной: ekniga.at.ua@gmail.com