Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия Страсти: эмоциональное лидерство


Все, что нужно успешному человеку

Доброго времени суток, уважаемый Подписчик.
Сегодняшняя статья:


Энергия Страсти: эмоциональное лидерство


Смутное осознание того, что отличное знание школьной и институтской программы еще не гарантирует успеха в жизни, знакомо многим. История пестрит примерами выдающихся достижений тех людей, которые в период учебы звезд с неба не хватали. "Твое витание в облаках и равнодушие ко всему, что мы усваиваем, подрывают авторитет класса", - не раз говорил учитель Альберту Эйнштейну. "Я всегда был последним в своем классе. Мне казалось, что преподаватели ненавидят меня, а отец считает глупцом", - вспоминал изобретатель и предприниматель Томас Эдисон.


Многие из школьных отличников, добиваются по жизни меньших успехов, чем те, кто в ученические годы числились в проблемных или даже безнадежных. Интересно, почему медалистов, да и людей, получивших по нескольку высших образования, зачастую обходят те, кто учился, мягко говоря, не слишком прилежно?


Получается, что в борьбе за достижение успеха решающую роль играет не везение и не аналитические способности, а совсем другие характеристики и умения.


Для объяснения этого феномена психологами предложена оригинальная теория, а на ее основе - набор практических приемов самосовершенствования. Согласно этой теории, залогом жизненных успехов выступает так называемый эмоциональный интеллект - способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем "обычный" интеллект - IQ. Именно, благодаря ему, люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками.


"Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту - EQ" ( Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко)


История


Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк.


Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием "Эмоциональный интеллект. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.


Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как "способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов".


Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо: "очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов".


Идею Саловея и Майера развил и популяризировал психолог Дэниел Гоулмен. Его книга "Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ", вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Основная идея работы Гоулмена довольно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе эмоциональный, который может помочь человеку в различных сферах жизни. С точки зрения ученого, это иной способ быть умным, выражающийся в том, как человек обращается с самим собой и выстраивает взаимоотношения c другими. Он выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта:


1. самосознание,

2. самоконтроль,

3. эмпатия,

4. навыки отношений.


Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в жизни каждого. Личность с высоким ЕQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта - доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности.


На самом низком уровне эмоционального интеллекта эмоциональные реакции человека проявляются на уровне условных рефлексов (вам наступили на ногу - вы в ответ обругали); мотивация к деятельности внешними стимулами, на низком уровне ее понимания, без обсуждения (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы делаете это, не рассуждая, по принципу: не нами заведено, не нам менять); низкий самоконтроль и высокая зависимость от ситуации (т.е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и эмоции).


На среднем уровне сформированности эмоционального интеллекта мы действуем достаточно произвольно. Высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального реагирования (если он мне не подарит цветов, я покажу, что обиделась). Ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка.


Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные установки, которые отражают его личную систему ценностей, выработанную им самостоятельно и четко им осознаваемую.


Этот человек четко знает, почему он ведет себя в различных жизненных ситуациях так, а не иначе, и при этом он чувствует себя свободным от различных условностей. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким человеком без чрезмерных волевых усилий, как бы интуитивно. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком исключительно сложно манипулировать, он ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми.


IQ и EQ можно приблизительно сравнить с тем умом, который отличники демонстрируют на уроке (IQ) и смекалкой, которую им приходится проявлять в играх с друзьями во дворе (EQ). И то, и другое – безусловно, важные способности, связанные между собой, но в то же время как бы разнонаправленные и имеющие различные цели и содержание.


Т.о., EQ – особый параметр, который не связан с "эмоциональностью" кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением анализировать свои эмоции. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.


Иллюстрация: Конек-Горбунок (П.П.Ершов)


На самом деле не только эта сказка имеет подобное начало сюжета:


"Было у отца три сына. Старший умный был детина, средний был и так, и сяк, младший вовсе был дурак".


Сюжет и мораль несколько неожиданны с точки зрения воспитания подрастающего поколения: парадоксальные, "дурацкие" решения жизненных проблем, которые находит младший сын, приводят его к такому успеху, который и не снился рассудительным и "умным" старшим братьям.


Да и смысл "дурачества" младшего сына выражается вовсе не в том, что он полный дебил, он просто отличается чем-то от старших: непосредственный, странный, особенный как по внешнему виду, так и по складу характера. Присмотримся внимательнее: менее зависимый от чужой оценки поведения, руководствуется не правилами приличия, а своей собственной точкой зрения, чаще всего добрый, сопереживающий, неконфликтный и контактный. Другими словами говоря, незамутненный, т.е. с высоким EQ. Что примечательно, по ходу сказки видно, как из мягкого "дурака", мальчика на побегушках вырастает сильный и стойкий лидер, при этом сохраняющий человеческое лицо. В отличие от умных потенциальных лидеров, чья эмоциональная незрелость в конечном счете проявляется в зависти, жадности, трусости и прочих досадных огорчениях.


Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. (П.Я. Чаадаев)


Люди с высоким EQ действуют как эмоциональные магниты, и совершенно естественно, что другие люди к ним тянутся. Обратите внимание, с кем люди предпочитают работать и отдыхать - с теми, кто излучает оптимизм, гасит конфликты (а не старается их раздуть) или с теми, кто во всем видит только негатив, без конца критикует всех и вся?


Однако это не означает, что эмоционально состоявшиеся люди - мягкие, добрые, похожие на плюшевых мишек, на них можно ездить верхом и по-другому вести себя они не могут. Большая ошибка. При всей своей неконфликтности и мягкости, эти люди не позволяют собой манипулировать: мы говорим о лидерах. О тех, кто ведет за собой, руководит и направляет.


Рабочая обстановка, создаваемая лидером, зависит в первую очередь от стиля его руководства. Таких стилей Гоулмен выделяет шесть. Владение каждым из этих стилей зависит от особенностей эмоционального интеллекта конкретного руководителя. Рассмотрим кратко все вышеперечисленные стили.

Читать далее


(Источник: www.ekniga.at.ua ;
Автор: Лола Пирхал
)


Успеха и веры в себя,

Татьяна Снисаренко
www.ekniga.at.ua - Бесплатная электронная библиотека: книги для успешных людей
С
вязаться со мной: ekniga.at.ua@gmail.com

Рекомендую подписаться:

Не попадайся! Великие аферы 20-ого века
Успешные обращаются к Вам!
Что почитать?
Говорить и богатеть
Мудрость веков
План успеха Вашего бизнеса
Как разбогатеть?

В избранное