Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта Выпуск 291 Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 3


Советы бизнес-консультанта.
Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 3

Выпуск N291, 24.07.2014. Общий тираж рассылки на 3 серверах - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Наведение порядка в бизнесе Стратегические сессии
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок
в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

Уважаемые подписчики!

Сегодня - третья часть статьи Наталии Морозовой - практика с 20–летним опытом в финансах. Понимание того, что тут описано, владение этими инструментами позволит вам заработать и сберечь многие миллионы рублей, а также нервных клеток и здоровья. Рекомендую изучить статью очень внимательно. И потом, конечно, применить на практике. Это совершенно реально.

Тема выпуска. Как управлять финансами в вашем бизнесе

Часть 3. Управленческий учет. Дивиденды

Ugra2013_group.jpgНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
 

Первая часть статьи>>>

Вторая часть статьи>>>

Так зачем же нужны бизнесменам знания основ финансов?

7. Для того, чтобы иметь возможность поставить адекватный управленческий учет (УУ).

В каждой российской компании на данный момент существует как минимум два вида финансового учета: налоговый и бухгалтерский.

Налоговый учет наиболее регламентирован и точен (все учитывается в рублях и копейках). Существуют четкие правила расчета налогов. Правила сии начертаны в настольной книге каждого российского главного бухгалтера – Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). А разъяснения даются министерством финансов и налоговыми службами.

Ну и Высший Арбитражный суд (ВАС) РФ как последняя инстанция в вопросе толкования норм налогового законодательства.

Налоговый учет ведется для государства. Информация предоставляется в строго регламентированных отчетах (декларациях) в строго определенные сроки.

Понятно, что ошибаться в данном учете не хочется. Слишком велика цена вопроса: как минимум штрафы, пени, недоимки, как максимум – уголовная ответственность. Отвечает в организации (но не перед государством!) за правильное ведение налогового учета главный бухгалтер.

Об этом непростом человеке и его роли в компании читайте в моей статье «Финансовый директор и главный бухгалтер – близнецы-братья?».

Бухгалтерский учет в организации также регламентирован и точен. Он ведется в соответствии с законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В отличие от налогового учета, в нем можно проявлять некое творчество, но основные правила официально закреплены. Результатом бухгалтерского учета на предприятии становится внешняя финансовая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.), которая предоставляется один раз в год (до 31 марта следующего за отчетным года) в налоговую инспекцию и органы статистики.

Потребитель результатов бухгалтерского учета – государство. Но не только. Это ваши потенциальные партнеры и кредиторы, акционеры, ну и, конечно же, конкуренты.

С этого года внешняя финансовая отчетность предприятия является открытой. Т.е. любое заинтересованное лицо может ознакомиться с финансовыми результатами вашей компании.

Занимается ведением бухгалтерского учета главный бухгалтер, а отвечает за его правильность единолично руководитель.

А теперь давайте честно ответим, насколько внешняя финансовая отчетность соответствует действительному положению дел на вашем предприятии.

Так и вижу улыбки на лицах.

Поговорка «Есть ложь, наглая ложь и статистика» появилась не на пустом месте.

Но ведь где-то же должно отражаться реальное финансовое положение компании? Должно. Ведь должен же собственник понимать, куда движется его бизнес, что вообще с ним происходит? Должен. Вот для этого-то и существует третий вид финансового учета – управленческий.

Хороший управленческий учет (УУ) - абсолютно достоверный. Он гибкий и создается под потребности каждой компании.

Он всегда индивидуален. Вы можете самостоятельно решить, какая точность вам нужна, в какой валюте вы ведете УУ (это не налоговый и бухгалтерский учет, где обязательна валюта РФ, для себя можете вести хоть в швейцарских франках). Главное в УУ – это его достоверность и адекватность. Как сказал один из участников моего лагеря на Угре в 2012 году: "УУ – это как приборная доска у автомобиля. Видно, с какой скоростью едешь, насколько бензина хватит, не пора ли масло менять…" Это очень образно и верно.

УУ - мощнейший инструмент для наведения и поддержания порядка в бизнесе, а также очень точный индикатор для отслеживания происходящих в нем (бизнесе) изменений. Именно из УУ берутся данные, о которых мы говорили выше, и которые служат основой для принятия оперативных управленческих решений.

Отличительной чертой УУ является то, что он включает в себя не только финансовый, но и оперативный учет.

Это и постановка задач, и контроль их выполнения, и учет чего-либо в натуральных величинах, а не в денежных (например, количество звонков, принятых каждым из секретарей за период или оборачиваемость товара в днях).

Подробно об УУ можно прочесть в статье «Управленческий учет. Поставить нельзя забить. Где ставим запятую?»

8. Правильно начислять дивиденды, учитывая свой труд, если вы владелец бизнеса и руководитель «в одном флаконе».

Во время бизнес-лагеря на Угре в 2013 году у меня был любимый вопрос к предпринимателям-руководителям: «Вы в управленческом учете в полном объеме зарплату себе начисляете?» (понятно, что некую небольшую «белую» зарплату начисляют себе все руководители).

И почти все отвечали «А зачем?». А затем, что не начисляя себе зарплату в УУ, они искажали картину мира, реальную картину бизнеса. Я предлагала определить, сколько бы получал в месяц наемный сотрудник их квалификации, если бы они оставались только учредителем и отдыхали где-то в красивых местах, не руководя компанией. Результаты шокировали. Чистая прибыль компании заметно уменьшалась. А в некоторых случаях оказывалось, что компании просто убыточны.

При этом обратите внимание, что если не хватает свободных денежных средств, то зарплату себе любимому можно не выплачивать. Но начислять надо непременно.

А невыплаченная вам заработная плата будет «висеть» в УУ как задолженность предприятия перед вами.

История из практики: В прошлом году на Угре сижу, завтракаю. Подходит Николай, предприниматель из Москвы и говорит: "Вы вчера за 5 минут спасли мне 2 миллиона рублей."

На мой немой вопрос ответил, что руководит компанией один, а дивиденды делятся между тремя учредителями. Если он будет учитывать в расходах свою зарплату, то чистой прибыли для выплаты дивидендов практически не останется, но он перестанет чувствовать себя дискомфортно, работая много и профессионально и не получая за это достойного вознаграждения.

9. Выработать критическое отношение к тому, что говорят главбухи и финдиры.

Если что-то из того, что предлагают, кажется чушью, спросить у кого-то еще.

Например, я столкнулась с тем, что главбух практически уговорил собственника бизнеса открыть вторую компанию (с той же системой налогообложения!) только для того, чтобы обе компании оставались малыми предприятиями. Он так расписал грядущие проблемы, связанные с тем, что предприятие перестанет быть малым, что собственник был готов тратить немало средств на обслуживание второй компании, которая для бизнеса была вообще не нужна.

Я была потрясена. Во-первых, тем, что очень умный собственник настолько доверяет главбуху, во-вторых, тем, что главбуху настолько плевать на деньги фирмы и настолько не хочется расти профессионально. Да, действительно, придется применять "ПБУ 18/02". Это непросто, но ведь десятки тысяч главбухов с ним как-то разобрались и применяют многие годы. Кстати, применяя его с умом, и налог на прибыль можно уменьшить, но это уже высший пилотаж :)

Продолжение следует...

Ugra2013_group.jpgP.S.: Знания финансовых основ предпринимателю действительно нужны. Получить их можно разными способами. Я приглашаю вас на свой бизнес-лагерь «Эффективное управление финансами», который пройдет в этом году на Угре с 4 по 10 августа. За неделю сложные вещи станут простыми и понятными. Вы сами будете составлять баланс, находить точку безубыточности, понимать, как организовать управленческий учет, и многое-многое другое. Ну и конечно, общение с коллегами, заповедная природа и песни у костра сделают погружение в мир финансов незабываемым :)

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

*****

В июле-августе Наталия Морозова проведет бизнес-лагеря (Калужская область, национальный парк Угра, 200 км от Москвы):

Отзывы

Ugra2013_group.jpgВидео-отзывы участников бизнес-лагерей по управлению финансами.

Сергей Климов, директор и собственник компании «ЛЮКС-проект», г. Якутск, поддерживающий бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами для посвященных Угра-2013"

"Наша компания занимается разработкой бизнес-планов, программ развития, и очень было актуально в этой связи пройти вторую ступень лагеря Наталии Морозовой по управлению финансами. Я принимал участие и в основном лагере по управлению финансами, и в этот раз для себя почерпнул много интересного, нового.
Как всегда, Наталия Морозова очень компетентно, очень профессионально рассказывает о новой информации в сфере управления финансами, о том, как реально перейти к построению управленческого учета и эффективно управлять своими ресурсами в организации.
И в целом, атмосфера здесь очень позитивная. Живем в палатках, находимся на природе, купаемся в речке, по утрам бегаем. И т.д. все условия для комфортной жизни созданы.
Большое спасибо организаторам. И надеюсь, до новых встреч!"

Наши клиенты, их результаты и отзывы.

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook
: www.facebook.com/mikerybakov

Наведение порядка в бизнесе Стратегические сессии
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок
в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

В избранное