Сегодня - третья часть статьи
Наталии
Морозовой - практика с 20–летним опытом
в финансах. Понимание
того, что тут описано, владение этими инструментами позволит вам заработать
и сберечь многие миллионы рублей, а также нервных клеток и здоровья.
Рекомендую изучить статью очень внимательно. И потом, конечно, применить на
практике. Это совершенно реально.
Тема выпуска.
Как управлять финансами в вашем бизнесе
Часть 3. Управленческий учет. Дивиденды
Наталия
Морозова– с 1994
работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной
экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института
профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла
(самостоятельно, без помощи юристов) более90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит
бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию
главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для
собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Автор книги «Об
«упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв).
Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Так зачем же нужны бизнесменам знания основ финансов?
7. Для того, чтобы иметь возможность поставить
адекватный управленческий учет (УУ).
В каждой российской компании на данный момент
существует как минимум два вида финансового учета: налоговый и
бухгалтерский.
Налоговый учет наиболее регламентирован и точен (все
учитывается в рублях и копейках). Существуют четкие правила расчета
налогов. Правила сии начертаны в настольной книге каждого российского
главного бухгалтера – Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). А
разъяснения даются министерством финансов и налоговыми службами.
Ну и Высший Арбитражный суд (ВАС) РФ как последняя
инстанция в вопросе толкования норм налогового законодательства.
Налоговый учет ведется для государства. Информация
предоставляется в строго регламентированных отчетах (декларациях) в
строго определенные сроки.
Понятно, что ошибаться в данном учете не хочется.
Слишком велика цена вопроса: как минимум штрафы, пени, недоимки, как
максимум – уголовная ответственность. Отвечает в организации (но не
перед государством!) за правильное ведение налогового учета главный
бухгалтер.
Бухгалтерский учет в организации также
регламентирован и точен. Он ведется в соответствии с законом 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете». В отличие от налогового учета, в нем можно
проявлять некое творчество, но основные правила официально закреплены.
Результатом бухгалтерского учета на предприятии становится внешняя
финансовая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о
движении денежных средств и др.), которая предоставляется один раз в год
(до 31 марта следующего за отчетным года) в налоговую инспекцию и органы
статистики.
Потребитель результатов бухгалтерского учета –
государство. Но не только. Это ваши потенциальные партнеры и кредиторы,
акционеры, ну и, конечно же, конкуренты.
С этого года внешняя финансовая отчетность
предприятия является открытой. Т.е. любое заинтересованное лицо может
ознакомиться с финансовыми результатами вашей компании.
Занимается ведением бухгалтерского учета главный
бухгалтер, а отвечает за его правильность единолично руководитель.
А теперь давайте честно ответим, насколько внешняя
финансовая отчетность соответствует действительному положению дел на
вашем предприятии.
Так и вижу улыбки на лицах.
Поговорка «Есть ложь, наглая ложь и статистика»
появилась не на пустом месте.
Но ведь где-то же должно отражаться реальное
финансовое положение компании? Должно. Ведь должен же собственник
понимать, куда движется его бизнес, что вообще с ним происходит? Должен.
Вот для этого-то и существует третий вид финансового учета –
управленческий.
Хороший управленческий
учет (УУ) - абсолютно достоверный. Он гибкий и создается под
потребности каждой компании.
Он всегда
индивидуален. Вы можете самостоятельно решить, какая точность вам нужна,
в какой валюте вы ведете УУ (это не налоговый и бухгалтерский учет, где
обязательна валюта РФ, для себя можете вести хоть в швейцарских
франках). Главное в УУ – это его достоверность и адекватность.
Как сказал один из участников моего лагеря на Угре в 2012 году: "УУ –
это как приборная доска у автомобиля. Видно, с какой скоростью едешь,
насколько бензина хватит, не пора ли масло менять…" Это очень образно и
верно.
УУ - мощнейший
инструмент для наведения и поддержания порядка в бизнесе, а также очень
точный индикатор для отслеживания происходящих в нем (бизнесе)
изменений. Именно из УУ берутся данные, о которых мы говорили выше, и
которые служат основой для принятия оперативных управленческих решений.
Отличительной чертой
УУ является то, что он включает в себя не только финансовый, но и
оперативный учет.
Это и постановка
задач, и контроль их выполнения, и учет чего-либо в натуральных
величинах, а не в денежных (например, количество звонков, принятых
каждым из секретарей за период или оборачиваемость товара в днях).
8. Правильно
начислять дивиденды, учитывая свой труд, если вы владелец бизнеса и
руководитель «в одном флаконе».
Во время
бизнес-лагеря на Угре в 2013 году у меня был любимый вопрос к
предпринимателям-руководителям: «Вы в управленческом учете в полном
объеме зарплату себе начисляете?» (понятно, что некую небольшую «белую»
зарплату начисляют себе все руководители).
И почти все отвечали
«А зачем?». А затем, что не начисляя себе зарплату в УУ, они искажали
картину мира, реальную картину бизнеса. Я предлагала определить, сколько
бы получал в месяц наемный сотрудник их квалификации, если бы они
оставались только учредителем и отдыхали где-то в красивых местах, не
руководя компанией. Результаты шокировали. Чистая прибыль компании
заметно уменьшалась. А в некоторых случаях оказывалось, что компании
просто убыточны.
При этом обратите
внимание, что если не хватает свободных денежных средств, то зарплату
себе любимому можно не выплачивать. Но начислять надо непременно.
А невыплаченная вам
заработная плата будет «висеть» в УУ как задолженность предприятия перед
вами.
История из
практики: В прошлом году на Угре сижу, завтракаю. Подходит Николай,
предприниматель из Москвы и говорит: "Вы вчера за 5 минут спасли мне 2
миллиона рублей."
На мой немой
вопрос ответил, что руководит компанией один, а дивиденды делятся между
тремя учредителями. Если он будет учитывать в расходах свою зарплату, то
чистой прибыли для выплаты дивидендов практически не останется, но он
перестанет чувствовать себя дискомфортно, работая много и
профессионально и не получая за это достойного вознаграждения.
9. Выработать критическое отношение к тому, что
говорят главбухи и финдиры.
Если что-то из того, что предлагают, кажется
чушью, спросить у кого-то еще.
Например, я столкнулась с тем, что главбух практически уговорил
собственника бизнеса открыть вторую компанию (с той же системой
налогообложения!) только для того, чтобы обе компании оставались
малыми предприятиями. Он так расписал грядущие проблемы, связанные с
тем, что предприятие перестанет быть малым, что собственник был
готов тратить немало средств на обслуживание второй компании,
которая для бизнеса была вообще не нужна.
Я была потрясена. Во-первых, тем, что очень умный собственник
настолько доверяет главбуху, во-вторых, тем, что главбуху настолько
плевать на деньги фирмы и настолько не хочется расти
профессионально. Да, действительно, придется применять "ПБУ 18/02".
Это непросто, но ведь десятки тысяч главбухов с ним как-то
разобрались и применяют многие годы. Кстати, применяя его с умом, и
налог на прибыль можно уменьшить, но это уже высший пилотаж :)
Продолжение следует...
P.S.:
Знания финансовых основ предпринимателю действительно нужны. Получить их
можно разными способами. Я приглашаю вас на свой бизнес-лагерь «Эффективное
управление финансами», который пройдет в этом году на Угре с 4 по
10 августа. За неделю сложные вещи станут простыми и понятными. Вы
сами будете составлять баланс, находить точку безубыточности, понимать,
как организовать управленческий учет, и многое-многое другое. Ну и
конечно, общение с коллегами, заповедная природа и песни у костра
сделают погружение в мир финансов незабываемым :)
Искренне Ваша,
Наталия Морозова.
*****
В июле-августе Наталия Морозова проведет бизнес-лагеря (Калужская
область, национальный парк Угра, 200 км от Москвы):
4-10 августа - "Эффективное
управление финансами". Для тех, кто хочет взять под контроль
финансы своего бизнеса, не платить лишних налогов (законно).
28 июля - "Проверки
в компании". Участвуйте, если хотите научиться успешно проходить
различные проверки в компании и при необходимости оспаривать их
результаты.
"Наша компания
занимается разработкой бизнес-планов, программ развития, и очень было
актуально в этой связи пройти вторую ступень лагеря Наталии Морозовой по
управлению финансами. Я принимал участие и в
основном лагере по управлению финансами, и в этот раз для себя
почерпнул много интересного, нового.
Как всегда, Наталия Морозова очень компетентно, очень профессионально
рассказывает о новой информации в сфере управления финансами, о том, как
реально перейти к построению управленческого учета и эффективно
управлять своими ресурсами в организации.
И в целом, атмосфера здесь очень позитивная. Живем в палатках, находимся
на природе, купаемся в речке, по утрам бегаем. И т.д. все условия для
комфортной жизни созданы.
Большое спасибо организаторам. И надеюсь, до новых встреч!"
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.