Советы бизнес-консультанта Выпуск 287 Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 1
Советы бизнес-консультанта.
Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 1
Выпуск N287, 15.07.2014. Общий тираж рассылки на 3 серверах - свыше 100000 читателей.
Регулярно
выходит с 10'2007
Уважаемые подписчики!
Наталия
Морозова всегда пишет очень полезные вещи, основанные на 20–летнем опыте
в финансах. Но сегодня – особо полезная, фундаментальная статья. Понимание
того, что тут описано, владение этими инструментами позволит вам заработать
и сберечь многие миллионы рублей, а также нервных клеток и здоровья.
Рекомендую изучить статью очень внимательно. И потом, конечно, применить на
практике. Это совершенно реально.
Тема выпуска. Как управлять финансами в вашем бизнесе.
Часть 1. Основные финансовые понятия
Наталия
Морозова– с 1994
работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной
экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института
профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла
(самостоятельно, без помощи юристов) более90
дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги.
С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров.
С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса.
Участник команды "Михаил
Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об
«упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв).
Имеет два высших образования (техническое и экономическое). Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Для чего предприниматель начинает свое дело? Очевидный и, наверно, самый
популярный ответ – чтобы заработать деньги. Однако вслед за ним явно
будет стоять желание самореализоваться, привнести в мир что-то новое,
улучшить окружающую действительность. Более того, мой опыт говорит о
том, что предприниматели, гонящиеся исключительно за прибылью, создавали
менее успешные и долгоживущие бизнесы, чем их более сознательные
коллеги. Но, тем не менее, "… предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли…" - цитата из Гражданского кодекса
РФ (ст.2).
Если бизнес, прошедший этап первоначального развития, убыточен, то
что-то с этим бизнесом не так. Правильно работающий бизнес – это бизнес
эффективный, приносящий максимальную прибыль при минимальном
использовании ресурсов (материальных, трудовых и прочих).
Предпринимателю, естественно, хочется, чтобы его бизнес работал именно
так, но чтобы вникнуть в финансовую сторону дел, у него банально не
хватает сил, а зачастую и желания.
Пока бизнес мал и слаб, мысли о финансах сводятся к двум
основным: чтобы оставались «деньги в тумбочке» и желательно побольше, и как
бы платить как можно меньше налогов, и чтобы за это ничего не было.
С развитием бизнеса появляется специально обученный
человек: финансовый директор или главбух, взявший на себя его функции,
который ведает финансовым направлением. Владелец бизнеса задает ему насущные
вопросы и получает какие-то ответы.
И опять получается, что разбираться в финансах ему вроде
бы и не надо. Но это не так, и отзывы предпринимателей, осознавших
необходимость этих знаний и выделивших неделю жизни для их получения, тому
подтверждение.
Так зачем же нужны бизнесменам знания основ финансов?
1. Возможность говорить на одном языке с сотрудниками,
занимающимися в компании финансовыми вопросами.
Как правило,
предприниматель любит досконально знать все тонкости своего бизнеса.
Например, у нас есть
клиенты из Армавира, чья компания производит фантастически вкусный хлеб. Они
разобрались в каждом нюансе технологического процесса, поскольку были
уверены, что это необходимо для создания высококачественного продукта.
Но вот когда такие люди
слышат от своего главбуха или финдиректора совершено неудобоваримый, а
главное не связанный непосредственно с производством набор слов, вроде
«Оборот по кредиту 90-го счета упал, и ликвидность понизилась», - это
раздражает. Возникает желание не разбираться в этой абракадабре, а заняться
чем-то другим, более понятным и привычным. А на самом-то деле сложного
ничего нет. Например, чтобы объяснить загадочные слова «дебет» и «кредит», я
всегда рассказываю анекдот про старого еврея:
«Умирает старый еврей
– гениальный главбух, отличительной чертой которого была привычка, приходя
на работу, открывать ключиком запертый ящичек, выдвигать его и снова
запирать. После похорон умирающие от любопытства сослуживцы бросаются к
ящику, выдвигают его и видят единственный листочек с надписью: «Дебет –
слева, кредит – справа».
Вся система двойной
записи базируется на том, что ничего не берется из ниоткуда и не исчезает
бесследно. То есть, если появилось нечто слева, то источник того, что
появилось, отразится справа. И не стоит искать какой-то потаенный смысл в
этих словах, просто так исторически сложилось. А такие понятия, как «счет»,
«оборот», «сальдо» и другие легко объясняются за несколько часов.
Понимание специальных
терминов позволяет: а) не испытывать негативных эмоций, слыша нечто
непонятное; б) поставить на место недоброго главбуха, который любит сыпать
специальными терминами, пряча за ними суть проблем.
2. Уметь применить основы мироздания к финансам.
Осознать идею баланса как неизбежности.
А потому не делать глупостей, пытаясь потратить (инвестировать) больше, чем
имеешь.
Итак, все ресурсы,
которыми владеет компания – это ее активы.
Источниками Активов
являются Пассивы.
Гипотетический пример.
Самое начало деятельности компании (для простоты регистрацию и взнос
Уставного капитала не рассматриваем). Итак, учредитель внес в кассу компании
займ от себя-любимого в размере 10 000 рублей. У компании появился актив
(деньги в кассе) – 10 000 рублей. И одновременно, пассив (задолженность
перед учредителем), как не трудно догадаться, в размере 10 000 рублей. После
чего сделали предоплату поставщику – те же 10 000 рублей.
Что происходит? Один
актив – деньги в кассе – поменялся на другой – задолженность поставщика
перед вами (дебиторская задолженность). Да-да, долг перед компанией, это
тоже актив. Вы же им владеете :)
Итак, активы остались
прежними: 10 000 рублей, но и пассивы не изменились – те же 10 000 рублей.
И что бы ни происходило в
компании, как бы ни перетекали активы (пассивы) друг в друга, сколько бы
новых активов и равных им пассивов не добавлялось (не уходило), всегда
будет сохраняться баланс. Активы и Пассивы будут равны в любой момент
времени, подтверждая тем самым законы мироздания, говорящие о том, что
ничто не появляется ниоткуда и не исчезает бесследно.
«Фотография» Активов и
Пассивов в любой момент времени это и есть Баланс, который сходится. Всегда.
Пример баланса:
Что представляют собой
оборотные, внеоборотные активы и другие разделы баланса, а также о том, как
знания структуры баланса помогают избежать кассовых разрывов, Вы можете
прочесть в статье«Ловушки
для тех, кто не любит считать».
Я сразу оговорюсь, что я
пишу исключительно об отчетах, сформированных по данным управленческого
учета, а не о тех отчетах, которые сдаются в налоговую инспекцию.
Итак, почему руководителю
важно уметь читать баланс?
А потому что из баланса
очень четко видны источники активов.
И если вам предлагают
купить, к примеру, новый склад за 10 млн. рублей, и эти деньги у вас есть на
расчетном счете, то надо посмотреть на баланс и понять, откуда появилась
данная сумма. Если за счет нераспределенной прибыли, и учредители готовы не
брать свои дивиденды, то нет проблем – можно инвестировать. Но если купить
склад, получив большую предоплату от покупателей, то в тот момент, когда
придется платить поставщикам, денег уже не будет. Образуется кассовый
разрыв, а это вещь неприятная, скорее даже недопустимая. К чему приводит
инвестирование без изучения реального финансового положения компании, вы
можете прочесть в статье «Финансы
и политика».
3. Начиная новое дело (проект, направление) уметь найти
(хотя бы приблизительно) точку безубыточности. Это важно для того, чтобы
изначально не завысить постоянные расходы, не соразмерив их с емкостью
рынка, на который вы выходите.
Почему-то зачастую у
наших людей считается признаком молодецкой удали не просчитывать проект
перед его запуском. Фразу: «Мы, естественно, ничего не считали», - я слышала
от предпринимателей не раз и не два. Но что же тут естественного?
Естественно-то как раз наоборот: перед началом проекта все просчитать, хотя
бы точку безубыточности (далее ТБ) найти.
Мне вспоминается
девушка, которая кормила нас с дочкой вкусным обедом в практически пустом
ресторане во время нашего отдыха в Черногории.
Она поведала нам
грустную историю о том, как по совету красавца-серба вложила все свои
сбережения в покупку данного ресторана, а теперь надо регулярно платить
повару, за электроэнергию и еще много за что, а клиентов практически нет.
Деньги кончились. Что делать – непонятно.
– Так Вы что же, перед
тем как вложить деньги, даже точку безубыточности не нашли? – изумился мой
десятилетний ребенок? Девушка посмотрела на нее, как на марсианина…
Подробно о разделении
расходов на постоянные и переменные, об их свойствах и методе нахождения ТБ
смотрите в статье «Точка
безубыточности».
Продолжение следует…
P.S.: Знания финансовых
основ предпринимателю действительно нужны. Получить их можно разными
способами. Я приглашаю Вас на свой бизнес-лагерь «Эффективное
управление финансами», который пройдет в этом году на Угре с 4 по 10
августа. За неделю сложные вещи станут простыми и понятными. Вы сами
будете составлять баланс, находить точку безубыточности, понимать, как
организовать управленческий учет, и многое-многое другое. Ну и конечно,
общение с коллегами, заповедная природа и песни у костра сделают погружение
в мир финансов незабываемым :)
Искренне Ваша, Наталия
Морозова.
*****
В
июле-августе Наталия Морозова проведет бизнес-лагеря (Калужская область,
национальный парк Угра, 200 км от Москвы):
10-16 августа - "Эффективное
управление финансами". Для тех, кто хочет взять под контроль
финансы своего бизнеса, не платить лишних налогов (законно).
28 июля - "Проверки
в компании". Участвуйте, если хотите научиться успешно проходить
различные проверки в компании и при необходимости оспаривать их
результаты.
19 июля - очередное повышение цен на участие в
бизнес-лагерях команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" Успевайте оплатить со скидкой (ссылка на оплату есть в программе
каждого лагеря).
До встречи. Будьте счастливы!
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.