Сегодня немного необычная статья. Философская, и при этом дюже практичная.
Про людей, про бизнес, про жизнь вообще. Ведь все это работает по одним законам и принципам.
***
Мы живем в эпоху узких специалистов:
Один — специалист по зрению, другой — по питанию, третий — онколог...
Один разрабатывает для компании систему показателей,
другой — систему материальной мотивации персонала,
корпоративной культурой занимается третий,
а продажи повышает четвертый...
И так далее.
Это выгодно для экономики и отдельных организаций – сильно возрастает производительность труда.
Так проще людям – можно меньше всего изучать. Выбрал себе нишу – и работай в ней.
Но… Вам не кажется, что здесь что-то не так?
У меня такое ощущение давно, и с каждым годом все усиливается.
Ну согласитесь, что странно:
«расчленить человека на органы», и лечить их по отдельности,
чинить его тело, но игнорировать психику и душу (и наоборот),
разделить компанию на подсистемы, и улучшать одну из них, не обращая внимание на другие и всю компанию в целом,
выстраивать бизнес-процессы, игнорируя тех людей, которым предстоит по ним работать,
назначить руководителей на разные направления в компании (продажи, производство, финансы и пр.) и потворствовать «войнам» между ними и «их» подразделениями.
К чему все это приводит?
К одной простой вещи, которую можно выразить старой фразой:
Одно лечим — другое калечим.
Например:
Болит голова — пьют таблетку, и боль приглушается, причины прячутся вглубь.
Подростку убирают прыщи на коже — при помощи гормональных лекарств. Прыщей теперь как бы нет, только печень, почки и ЖКТ посажены навсегда.
Человек «вылечивается» от простуды с помощью модного шипучего средства с приятным тропическим вкусом, идентичным натуральному. Симптомы ушли, да вот только хронические заболевания и усталость усиливаются, и продолжают точить человека изнутри.
При лечении антибиотиками приходится постоянно увеличивать их силу, так как зараза приспосабливается, и слабые лекарства перестают на нее действовать. При этом естественный иммунитет организма уничтожается.
Хорошо и почетно быть настоящим специалистом.
Горько, когда по мере развития цивилизации люди все глубже уходят в свои узкие профессиональные «норы», теряют видение того, что:
Мир — целостный. Все в нем взаимосвязано...
… и взмах крыла бабочки может вызвать таяние льдов или революцию на другом конце света.
Но мы не будем «копать» так глубоко: есть некие разумные границы для решения конкретных жизненных задач.
Целительство
В жизни есть такая роль:
Целитель - тот, кто делает нечто цельным, целостным.
Лечит не только тело человека, но и его душу.
Не только поднимает прибыльность компании, но и помогает ей стать здоровой, прожить на рынке долгие годы — к радости владельцев, сотрудников и клиентов.
Иногда используют термин «холистический подход»: к организации, человеку, здоровью и пр.
К сожалению, слово «целитель» ныне сильно обесценено многочисленными шарлатанами и шизотериками. Меня даже жена отговаривала от его использования, опасаясь за мою репутацию :)
Что отличает целителя от узкого специалиста?
Целитель видит широкую картину: гораздо шире и глубже, чем тот симптом, с которым обратился пациент по здоровью или клиент по бизнесу. Понимает взаимосвязи. Помогает исправить причины, а не только спрятать последствия.
Например:
Болит голова — что тревожит человека в жизни? На кого он злится, что боится сказать или сделать? Живет ли своей жизнью или чужой? Какие отношения, с коллегами, в семье, что было в его детстве (а иногда и раньше — в его роду)?
Проблемы с кишечником — а какой образ жизни он ведет? Чем питается? Что такого он не может переварить в своей жизни?
Слабые продажи — а какую ценность вы предлагаете рынку? В чем ваша уникальность? Подолгу ли работают у вас люди? Любят ли компанию, и если да, то за что?
Бизнес не развивается или чахнет — владельцу нравится эта сфера деятельности? Давно ли он в последний раз отдыхал? Какие отношения между подразделениями и конкретными людьми?
И так далее.
Целители — странные люди.
Могли бы просто выписать таблетку, продать «волшебный» порошок и сказать пару заклинаний для большей зрелищности. Взять оплату за кратковременное ослабление симптома — и потом лечить от него снова и снова.
Ну или систему KPIs разработать, дать «самую правильную» оргструктуру и подсказать «лучший» бизнес-процесс.
Так ведь нет же: вопросы разные задают, заставляют задуматься, увидеть взаимосвязи, понять причины. Прочувствовать свои желания, услышать коллег и клиентов, договориться между собой.
Не дают четких сроков решения задачи, а порой – даже не гарантируют результат.
И ваще — работать клиентов заставляют, вместо того, чтобы самим решить проблему по-быстренькому: «Денежки-то плочены!».
Не обещают быстро поднять потенцию, или увеличить продажи в 3 раза за месяц.
В общем, выбиваются из рынка.
Недавно я понял для себя одну простую вещь. Работая с компаниями и людьми, мы помогаем им стать цельными, гармоничными. Наверное, это и есть целительство.
«Наведение порядка в бизнесе» давно стало гораздо глубже и шире, чем просто постановка регулярного менеджмента.
С людьми и бизнесами начинают происходить неожиданные вещи, например:
Клиент обращается с просьбой описать его бизнес-процессы, а почему-то улучшается атмосфера в компании, у собственника снова загораются глаза, он начинает чаще отдыхать и путешествовать. Перестает пить, сбрасывает лишний вес, улучшается здоровье и отношения в семье (много живых примеров). При этом бизнес развивается лучше, чем прежде.
Собственник просит помочь выстроить ему в компании систему, чтобы отойти от дел, а возможно и уехать за границу. Но почему-то желание уехать проходит — ведь проблема-то была не в отрасли и не в стране. А в его стиле управления и отношениях между ключевыми людьми.
Приходит с запросом — провести анализ системы управления проектами в его холдинге. А спустя полтора года отходит от оперативки, выводит на аутсорсинг кучу подразделений, снижает себестоимость и риски, повышая мобильность и жизненность всей системы.
А что же нужно именно Вам? Пока не знаю. Пишите — обсудим.
Чудес не будет. Тех, которых Вы ждете. Особенно – без ваших собственных усилий.
Чудеса будут. Какие? Увидим — мне и самому любопытно.
Уже совсем скоро (в июле-августе) я с Партнерами провожу традиционные летние бизнес-лагеря.
Участие в них — самый эффективный способ для Вас начать качественно развивать свой бизнес и жизнь. Эффективный по соотношению результатов к затратам времени и денег.
Основной лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе» для собственников и топов, которые хотят выстроить систему в своем бизнесе, сделать его живым и гармоничным. Задача не простая и комплексная — прохождение бизнес-лагеря дает вам целостное вИдение бизнеса и его места в вашей жизни, экономит кучу времени, денег и сил. На лагере — четкая система и ее практическая проработка. А главное — вы начинаете мыслить
и действовать по-новому.
"Как создать новый успешный бизнес" — для новичков и опытных бизнесменов, которые хотят открыть новое направление сразу по уму, не повторяя прежних ошибок.
«Гармоничная жизнь» - для тех, кто хочет быть не только успешным, но
и целостным, жить в радость. Подробная проработка личных и деловых задач каждого участника.
Помимо учебы, бизнес-лагеря — это:
Жизнь в национальном парке на берегу красивой экологически чистой речки Угра. Сосновый воздух, запахи цветов и пение птиц. Комаров почти нет.
Благоустроенный лагерь: 3-разовое здоровое и вкусное питание, кофе-брейки, просторные палатки в человеческий рост, электричество, устойчивая сотовая связь, интернет, баня и пр. Опыт походной жизни не нужен.
Душевная атмосфера, интересные знакомства, новые партнеры и друзья, обмен опытом. Песни под гитару у костра.
Возможность отойти от текучки, решить для себя вопросы, на которые годами не хватало времени и сил.
Согласие в вашей команде, вовлечение ваших партнеров и топов в развитие бизнеса.
Купание, рыбалка, ягоды-грибы, настоящий мед, деревенские молоко, творог, сметана и прочие вкусности-полезности.
Волейбол, байдарки, настольный теннис и пр.
Отдых с близкими и детьми. Им там очень хорошо, детей в лагере всегда много. Для них (при желании) — «Школа походной жизни» Бориса Польгейма, нашего давнего партнера, владельца нескольких бизнесов, и опытного туриста.
А также интересные занятия с детьми 3-7 лет, в т.ч. детская йога.
Заряд энергии и радости на год вперед.
И многое другое.
Мест остается все меньше.
Размер каждой группы ограничен — успевайте забронировать места себе и своей команде. Счет на оплату — в программе каждого лагеря (см. ссылки выше).
Фрагменты из отзывов участников наших бизнес-лагерей
"Лагерь очень полезен в плане структуризации своих собственных знаний, появился достаточно конкретный план действий по внедрению бизнес-процессов у себя в компании, по налаживанию работы с сотрудниками. Здесь освобождаешься от рутины и начинаешь понимать многие стратегические вещи" Андрей Анфиногенов, собственник BEOPEN!COMPANY, г. Санкт-Петербург
"Я открыл для себя массу полезных вещей. Это реально целый кладезь, целая жизнь и огромное количество возможностей. Один из участников лагеря (такой же, как и я, собственник) предложил мне решение проблемы, над которым я бился в течение двух лет. Причем это было просто, естественно и очень эффективно..." Сергей Чернышевский, совладелец компании СТО, г. Москва.
"Я никогда не жила в палатках на природе. Мне понравилось: лагерь выдергивает из реальности, из городской атмосферы. Абсолютно тормозится бешеный городской ритм, здесь начинаешь работать по-новому. Здесь начинаешь по-новому смотреть на себя, на людей. И конечно, это необыкновенный опыт общения с собственниками бизнеса, с топ-менеджерами. Родилось огромное количество идей, было очень приятно общаться".
Наталья Павликова, совладелец сети часовых магазинов, г. Рязань
За время лагеря я полностью отвлекся от рутинной работы. В результате, я наконец-то стал понимать, что от меня хочет собственник компании, в которой я работаю, в плане наведения порядка в бизнесе. Появилось видение, как это сделать. Теперь я могу стать своему боссу опорой и поддержкой. Это, наверное, самое главное".
Юрий Романов, коммерческий директор компании "Пятый элемент", г. Москва
"Мы приехали на бизнес-лагерь втроем, целой командой. Радует, что в глазах моих сотрудников появилась осознанная необходимость меняться. Появилось желание уже что-то структурировать и преобразовывать в компании. Я уверен, что у нас все получится, мы сделаем, что хотим.
Поэтому хотелось бы поблагодарить команду Михаила Рыбакова и его Партнеров за то, что они делают – это в самом деле востребовано, и я с благодарностью это принимаю. Спасибо!"
Владимир Сухих, совладелец и директор группы компаний «Экстрим», г. Ижевск
"Говорят, когда человек уезжает, возвращается всегда кто-то другой, не тот, кто уехал.
В этом лагере мы почувствовали, особенно я, что в Вологду вернется совсем другой человек, не тот, кто уезжал, готовый к большим переменам, уверенный, что будет с нашим бизнесом, на основании тех знаний, которые мы получили. Это очень радует, настраивает решительно на то, что еще необходимо будет сделать. За это организаторам огромное спасибо. За то, что мы приготовились к изменениям, которые позволят нам стать лучше, и стать лучше нашему общему делу".
Анастасия Павлова, руководитель департамента в группе компаний «Золотой Ключик», г. Вологда
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.