Я регулярно выпускаю эту рассылку с
2007 года. Мы с коллегами написали более 270 статей о разных технологиях бизнеса
и не только. В 2010 году я переработал и включил многие свои статьи в книгу «Как
навести порядок в своем бизнесе». С тех пор мы создали еще много всего.
И сейчас у всей нашей команды остро стоит вопрос: о чем писать? У нас
рождаются интересные идеи и тексты. Но нам важно также понимать – какие темы
волнуют вас? От глобальных до очень конкретных.
К сожалению, на рассылку приходит довольно мало обратной связи – в отличие
от
соцсетей, где
отклик мгновенный. Но там другая проблема – все привыкли к развлекательным
постам, и умные тексты читают неохотно.
По каким вопросам бизнеса и
жизни вы хотите получить технологии, практические советы и подсказки?
Пишите. От вас зависит, насколько полезной для вас будет наша рассылка.
И еще – читайте! В наших
статьях
– всегда конкретные алгоритмы, которые помогают стать эффективнее и
гармоничнее, концентрированный опыт множества российских и иностранных
компаний и людей.
А также анонсы
наших мероприятий, на которых вы можете подробно проработать свои задачи
на практике. Настоящее обучение всегда происходит только глаза-в-глаза. Как
и работа над задачами компании. Я сам много учусь именно так, лично.
Порой нам приходится давать в рассылке много рекламы – увы, это вынужденная
мера: к сожалению, вы читаете далеко не все письма. И люди в нашем славянском
мире часто тянут с решением об участии до последнего, несмотря на скидки за
раннюю оплату. Приходится напоминать ;)
И, наконец. Артисту нужны поклонники и овации. А автору нужны благодарные
читатели и отклики о результатах применения знаний. Это вдохновляет нас творить
дальше. Полезна и конструктивная критика.
Если же откликов мало, энтузиазм угасает.
Так что присылайте вопросы и отклики –
пишите нам!
В последнее время я все чаще слышу от
клиентов, о том, что идет спад в бизнесе. У кого-то он уже наступил,
некоторые его ожидают.
Не хочу, чтобы это стало самосбывающимся прогнозом
и не люблю пугалки, стараюсь сохранять объективность.
Как ситуация у вас?
Поделитесь, пожалуйста – естественно, конфиденциально. Никуда дальше меня
эта информация не уйдет. Но нам важно понимать, что происходит на рынке: в
разных отраслях, регионах. В обобщенном виде я напишу в рассылке о результатах
этого опроса – не называя имен и компаний.
А сегодня давайте подумаем, что делать в сложившейся ситуации.
***
Итак, как быть. Вариантов, как водится, несколько. И у каждого свои последствия.
Делать вид, что ничего не происходит
То есть отдаться судьбе – может быть, пронесет, и спад вас не коснется.
Впрочем, вряд ли. Пока что в России огромная часть денег проходит через
государство. И то, как оно себя чувствует, по цепочке влияет на большинство
отраслей и компаний.
Коггда денег у него много – что-то перепадает и бизнесу. Мало – компании начинают
«сосать лапу».
Сейчас в стране ситуация не самая лучшая. Дефицит бюджета, сокращение
госрасходов и государственных служащих. В целом снижение доли государства в
экономике, сокращение чиновников – благо для общества. Но благо в среднесрочной
перспективе и дальше. А вот в ближайшем будущем может быть несладко.
Бежать быстрее
Другой подход – работать больше, быть более активным и настойчивым в продажах,
требовать от сотрудников трудовых подвигов.
Этот путь выбирают очень многие.
Собственник, работающий почти без отдыха, выжатые как лимон сотрудники – цена,
которую компания платит за сохранение позиций на рынке.
Вообще, в России любят напряги и авралы. Просыпаются, достигают невозможного.
И все бы ничего, но есть одно НО.
Все это делается исключительно на человеческом факторе. За счет резервов психики
и организма ключевых людей.
При этом бизнес становится еще более бессистемным, хаотичным. И какая тут на
хрен система, когда нужно выжить!
Решения принимают второпях, без серьезного анализа и обсуждений в команде.
Думать некогда – бежать нужно! Аааа!!!
К концу кризиса люди приходят уставшие в хлам, с потерями по здоровью и
синдромом хронической усталости. С разрушенными семьями, потерянными друзьями и
смыслом жизни.
Бросить все ваще
«А кабы бросить все ваще, да и свалить бы, блин, в Париж», - пел известный поэт
и панк Александр Лаэртский.
Такой конец часто наступает в двух описанных выше случаях.
Радостный или печальный – каждому свое. Но только бизнеса уже нет. Или вас в
нем нет. Или его остатки выживают уныло и печально, оставшись без энергии
того, на ком все держалось.
Свет уже не мил, и хочется свалить куда-нибудь
в Гоа на несколько лет, и там тупо валяться на пляже, стучать в барабан и
употреблять психотропные вещества, как порой делятся на консультациях
клиенты. То есть сначала «держат морду лица», но потом панцирь смягчается,
люди заглядывают в себя, обнаруживают там пустыню.
Впрочем, бухать можно и в России… Или играть в азартные и компьютерные игры, или
гоняться за новыми тачками и гаджетами, или беспорядочно менять
любовниц/любовников, или… Да мало ли куда сбегает от жизни выгоревший человек.
Замедлиться, осознать себя и мир, выйти на новый уровень
В жизни бывают разные периоды.
Иногда – хорошо лететь вперед как на крыльях. Когда есть драйв, энергия, силы.
Когда вселенная «дает зеленый свет» нашим планам и проектам.
Но бывает и другое. Когда «мир против нас», когда долбишься в бетонную
стену, а результатов почти нет. Уже весь лоб в шишках и крови, но внутренний
голос требует: «Давай, поднимайся! Ты мужик или тряпка?» (у женщин слова
другие, но суть та же).
Это как плевать против ветра. Как сажать картошку
зимой.
Можно и так. Это героизм. Но очень глупый. Идущий поперек потока жизни и против
планов судьбы.
Вообще жизнь – штука мудрая. И иногда предлагает нам сделать передышку.
Намекает на это. Сначала тонко, потом все сильнее. Как правило, после разорения,
инфаркта, онкологии и пр. доходит до самых упертых.
Но не до всех. Я знаю женщин, которые в роддоме в перерывах между схватками
раздавали указания по телефону! А уже через неделю после родов уезжали в
командировку, оставив младенца бабушкам и производителям детского питания.
Более мудро – слышать себя и жизнь. И жить в гармонии с
естественными ритмами.
И если:
На рынке объективный спад
Душа не поет, часто плохое настроение и упадок сил, ухудшается
здоровье
Портятся отношения с близкими, друзьями и партнерами
От вас уходят клиенты и сотрудники
...то самое время...
Практическое задание. Остановитесь. Что вы обычно делаете в такой
ситуации?
К чему это приводит: сразу и впоследствии?
По
моему опыту, все это сигналы от жизни о том, что пора:
Сделать
паузу или замедлить бег. Выйти из текучки, отдохнуть. Чтобы в сознании
появилось свободное место. Для начала хотя бы выспаться несколько дней –
желательно за городом на свежем воздухе.
Понять ситуацию: какие у вас ощущения, что объективно изменилось в
вас, в бизнесе и в окружающем мире.
Спокойно все обдумать, обсудить в команде, договориться о том, как
действовать дальше.
Кстати, трудности в бизнесе и в личной жизни – самое удачное время для
изменений, для решения давних проблем.
Когда все хорошо, противоречия и
сомнения спрятаны глубоко – смотреть на них не хочется. Да и зачем? Все же
хорошо. Ну или «нормально», привычно.
Любой психолог знает, что самая эффективная работа с
человеком происходит тогда, когда ему плохо. Потому что он готов меняться,
его проблемы – близко к поверхности. И их можно решить гораздо быстрее, чем
в другое время.
Лично я, когда мне плохо, иду к своему психологу. Чтобы решить всплывшую
проблему, чтобы она больше не мешала мне жить. И так раз за разом жизнь
становится все лучше, хорошо решенная проблема уходит навсегда.
А что же в
бизнесе?
Самое время сделать его «пересборку». Пересмотреть основные моменты:
На каких рынках работаем?
Какую ценность даем нашим клиентам?
Чем мы лучше конкурентов (и лучше ли)?
Куда хотим прийти и как это сделать
Как мы работаем: по каким алгоритмам ищем клиентов, договариваемся с
ними, выполняем их заказы? Как мы нанимаем, обучаем и мотивируем людей?
Как ведем учет? Нет ли лишних издержек? И так далее.
Насколько эффективна наша оргструктура? Нет ли лишних подразделений?
Все ли люди на своих местах?
И, наконец, приносит ли бизнес радость: владельцам,
работникам, клиентам, партнерам? Если нет – то зачем нам это все? (см.
мои статьи «Делать
главное» и «Основной
обман человечества»)
2 лучших способа сделать это:
Провести в своей компании стратегическую
сессию. С участием всей своей управленческой команды и грамотным
внешним модератором, который поможет вам услышать друг друга, преодолеть
конфликты и прийти к согласию. А также даст толковые проверенные
методики, как навести
порядок в своем бизнесе.
Можно пытаться и самим, но это примерно как делать себе операцию на
мозге. Это мало кому удается.
Потому что изнутри проблемы не видно: вы – часть системы, которая их
породила. Трудности бизнеса вызывают кучу негативных эмоций, поднимают
на поверхность острые конфликты. Они туманят разум, не дают найти
решение.
Проводить команду через такие непростые моменты – наша профессия.
Пройти системное практическое обучение. Выйти из текучки,
отдохнуть, взглянуть на себя и свой бизнес со стороны. Конечно, лучше в
команде. Чтобы выработать общую точку зрения, прийти к согласию на
уровне ума и души, вместе проработать методики – применительно к своему
бизнесу.
Именно это каждый раз случается с участниками наших выездных
бизнес-лагерей. Они уже совсем скоро – в июле и августе в
Калужской области в национальном парке Угра. На природе, в
благоустроенном лагере. Хорошо приезжать с семьями и детьми: им там
здорово!
Прежде всего, пройдите мой Основной лагерь «Как
навести порядок в своем бизнесе» с 29 июля по 8 августа. Там мы
прорабатываем всю систему на практике от А до Я. Происходит активный
обмен опытом между участниками – бизнесменами и руководителями из разных
отраслей и регионов России, стран СНГ и не только (Германия, Англия,
Испания, США). Компании - от малого бизнеса до нескольких тысяч
сотрудников.
Это заряжает! Дает силы и энергию двигаться дальше. Многие участники (в
том числе с 20-летним опытом своего бизнеса) говорили мне, что жизнь
делится на до лагеря и после. Сначала я смущался, потом
привык :)
Провожу я, Михаил
Рыбаков, с моей супругой и партнером
Ольгой Пайвиной.
Места еще есть, но их остается все меньше.
Вот
результаты клиентов, которые работали с нами. А вот
отзывы участников наших бизнес-лагерей.
И вообще, кризис (в себе, семье, компании, стране, мире) – это хорошо. Он
означает, что вы находитесь на пороге нового интересного этапа. Тем, кто выживет
и переродится, откроется много интересного.
P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.