Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости сайта Журнала НЯНЯ

  Все выпуски  

Новости сайта Журнала НЯНЯ В демографической яме: серьезно, но некритично


на главную
сайт
реклама
фотоконкурс
телетайп -поиск
няня-клуб
дети
беременность и роды
развитие ребенка
няни
кухонька
семья
консультации
красота и здоровье
семейный отдых
психология

В демографической яме: серьезно, но некритично

 Наш консультант: Михаил Рафаилович РОКИЦКИЙ, Окончил Куйбышевский медицинский институт. Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ. С 2003 года - депутат Государственной Думы. Член фракции «Единая Россия», член Комитета Госдумы по охране здоровья, Председатель подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья, Первый заместитель председателя Комиссии ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.

?- Михаил Рафаилович, отчего, по вашему мнению, в России сложилась столь плачевная демографическая ситуация? Почему сегодня женщины отказываются рожать не только второго, но даже первого ребенка?

- Плачевная демографическая ситуация сложилась не только в России. Во многих цивилизованных странах снижена рождаемость. Вся трудность нашей ситуации в том, что на низкие показатели рождаемости наслаивается рост смертности работоспособного населения. В первую очередь мужчин. Это так называемый «русский крест»: низкая рождаемость при высокой смертности. В чем причины? На мой взгляд, важную роль играют негативные социальные условия, когда большая часть граждан получает низкую заработную плату и не имеет уверенности в завтрашнем дне. Конечно, в последние годы в стране наступила определенная стабильность, но люди еще слишком хорошо помнят дефолт 1998 года. Так что проблема рождения ребенка во многом экономическая, поскольку с каждым последующим малышом кормилец семьи должен больше зарабатывать, чтобы обеспечить детей. И многие наши сограждане опасаются, что не смогут этого сделать.
Вторая причина - это состояние здоровья российских женщин. Ведущие акушеры-гинекологи говорят о том, что среди женщин детородного возраста сейчас очень мало тех, у кого не было бы проблем со здоровьем. Бесплодие сегодня - частый диагноз.
Ну и, безусловно, немаловажную роль играет глобализация. Цивилизация, к сожалению, несет в себе тенденцию к созданию малой семьи, иногда совсем бездетной. На Западе многие люди вообще отказываются создавать семьи и рожать детей.
Однако я бы ни в коем случае не сводил бы серьезную (но не катастрофическую) демографическую ситуацию в нашей стране только к низкой рождаемости.
Демографический кризис, как я уже сказал, во многом возник из-за высокой смертности. А она наблюдается вследствие безалаберного отношения людей к своему здоровью, отсутствия пропаганды здорового образа жизни, неудовлетворительной ситуации в сфере охраны здоровья.

?- Когда возникла идея стимулировать рождаемость с помощью крупных выплат: после Послания Президента или эти идеи обсуждались в Госдуме и Правительстве и раньше?

- По-моему, эта идея появилась только после Послания Президента. Все предыдущие предложения, поступающие от депутатов и чиновников, касались умеренных сумм. И то, даже на эти предложения г-н Зурабов отвечал, что потребуется слишком много денег, которых у государства нет.

?- Как шла разработка законопроекта? Какое-то участие принимали депутаты?

- Разработка проекта шла в недрах Министерства здравоохранения и социального развития. На Парламентских слушаниях и на «круглом столе» в Госдуме тема демографической ситуации поднималась, но обсуждался не конкретный законопроект о материнском капитале, а ситуация вообще, хотя высказывались определенные пожелания и идеи стимулирования рождаемости. Что-то разработчиками закона было учтено, что-то осталось без внимания. Однако мы, депутаты, этот законопроект еще не видели, поскольку он только должен поступить в Государственную Думу...

 

Зимние забавы 

К сожалению, некоторые родители недооценивают значения зимних спортивных игр для нормального физического развития своего малыша. А зря. Ведь именно от состояния здоровья зависит, насколько часто ваш кроха будет посещать детский сад или успешно учиться в школе. Поэтому когда в ясный морозный день вы выйдете с малышом погулять, не злитесь, если он без вашего разрешения скатился по ледяной горке. А лучше подумайте, в какие игры ваш ребенок с удовольствием поиграл бы на свежем зимнем воздухе. Мы же предлагаем вам следующие развлечения.

        Снежный пластилин
        Игры на свежем воздухе намного полезнее, чем в закрытом помещении. А зимой ваш малыш будет выполнять упражнения намного активнее, чем летом, и это естественно... Иначе замерзнет. Итак, займемся игрой, направленой на развитие художественно-творческих способностей. Оглянитесь, окружающая жизнь является источником развития детского творчества. Поэтому занятия лепкой, например, вы можете проводить не только с помощью пластилина, но и при помощи... снега. Если вашему маленькому нет еще двух лет, он плохо держит в руках ложку, отведите его на улицу, и он слепит вам из снега «пирожок» или «кулич». Стараясь как можно точнее передать форму, малыш активно работает пальчиками, а это, в свою очередь, способствует развитию речи. Помогите ребенку в его желании творить: слепите вместе с ним героев его любимой сказки. Можете слепить снеговичка, а потом вместе придумать и «подарить» ему друзей. Со старшими дошкольниками уже можно строить целые снежные городки, в которых потом можно играть. Если у вас во дворе играет целая компания, то для группы детей подойдут следующие развлечения:
        
        Игра «Быстрее мороза»
        Разделите детей на 2 команды. Каждая должна образовать круг. Игроки идут по нему пританцовывая. По сигналу ведущего дети начинают лепить снежки. Выигрывает та команда, участники которой вылепили больше «снежных шариков».
        
        Игра «Слепи снежок»
        Разделите детей на 3 команды, каждую постройте в колонну. Перед ними на расстоянии 2 метров положите мячик. Последний человек в колонне должен по сигналу подбежать к мячу, обежать его с левой стороны, успеть слепить снежок и встать в начало колонны, затем бежит следующий игрок «с хвоста». Выигрывает та команда, все игроки которой успели выполнить задание.
        Игра — это не только отдых, но и первые уроки физкультуры. Уже начиная с трех лет вы можете отрабатывать с ребенком и навыки метания.
        
        Игра «Меткий стрелок»
        Выберите на детской площадке любое игровое сооружение, в которое можно закидывать снежки («карман» кенгуру, бочонок медведя, корзинка). Встаньте от него на расстоянии 5 метров и бросайте снежок. Постепенно увеличивайте расстояние.
        Можно и просто, установив какой-либо предмет, предложить ребятам попасть в него с расстояния 7-10 метров. Разнообразьте игру, предложите кидать снежки: кто дальше, кто бросит выше всех» .
        
        Игра «Хозяин лунки»
        На площадке выкапывается лунка, в нее кладется снежок. Выбирается «хозяин лунки», все остальные игроки встают в 5-7 метрах от нее. Ведущий называет имя какого-нибудь игрока, потом берет из лунки снежок и пытается в него попасть. «Осаленный» игрок выбывает из игры. Если «ведущий» не попал, то выбывает он.
        Бегаем, прыгаем, скользим...
        Начиная с 3-4 лет малыши с удовольствием скользят по льду с поддержкой одного или двух взрослых. Можете поиграть с ребенком в следующие игры, одновременно развивая координацию.
        
        Игра «Захватим вражеское знамя»
        На горизонтальной дорожке поставьте флажок и предложите ребенку доскользить до него с одного толчка.
        
        Игра «Проезжаем в туннеле»

        Из палок, картона или пенопласта соорудите над дорожкой «дуги» высотой 50 см, которые при скольжении нельзя задевать.
        
        Пролезать под препятствием без опоры на руки также можно научиться зимой.
        А чтобы ребята отдохнули, предложите им немного размяться...

 

Когда и как изучать иностранный 

Когда я начала работать над этой темой, мне вспомнился случай. В одном детском саду с претензией на элитарность, которая выражалась в основном, в уровне родительской платы, по традиции большинства современных дошкольных учреждений преподавался английский язык

  . Мне довелось присутствовать на нескольких первых занятиях с дошкольниками. Педагог слыл знатоком английского, свободно изъяснялся, несколько лет преподавал его студентам в языковом институте. На первом же занятии он повесил перед детьми пяти с половиной лет таблицу с... транскрипцией.
     Наверное, с точки зрения знатока английского все это было логично, но с точки зрения педагога-дошкольника, по меньшей мере, странно.
     Не секрет, что преподавание иностранного языка является одной из самых популярных «приманок» для родителей наряду с историей, риторикой, этикетом и геометрией для детей дошкольного возраста. Взрослым, конечно, невдомек, что область знаний, заявленная хитрыми педагогами, как «история» – это эпизодические знания из раздела ознакомления с окружающим. Риторика – это всего-навсего развитие речи, геометрия для малышей – раздел любой из программ по формированию математических представлений.
     С иностранным языком дело обстоит иначе. Это явление в системе дошкольного воспитания относительно новое. И на сегодняшний день нет ни одной готовой воспитательно-образовательной программы для детского сада, которая органично включала бы в себя преподавание детям иностранного языка. Что такое воспитание и обучение в хорошем детском саду? Это, в первую очередь, система. Все занятия по различным методикам пересекаются между собой в целях, задачах, методах и тематике. Это называется интеграцией. В таком принципе преподнесения знаний лежит залог успеха. Если ребенок не усвоил на занятии по математике, что такое квадрат, то он обязательно закрепит это на занятии по рисованию, потом, к примеру, они выложат эту фигуру на физкультуре из гимнастических палок. Благодаря этому подходу, на котором основаны все комплексные программы обучения и воспитания, у ребенка формируется система представлений об окружающем мире, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй родной речи. Совершенно очевидно, что иностранный язык в эту систему вписывается с трудом. А исследования психологов подтверждают, что логически не опосредованные знания, то есть преподнесенные вне системы и опирающиеся в основном на механическую память, кратковременны и очень быстро забываются. Поэтому, как показывает практика, «эн эпл» и «э кок» долго в сознании дошкольника не держатся. Правда, все вышесказанное не единственная тому причина.
    

Но давайте по порядку.
    

     Надо ли?
    

     Объективно – нет, не надо. Давайте вместе разберемся почему. Что такое детский сад? Это дошкольное учреждение. Каково его назначение? Подготовка ребенка к школе. В чем заключается подготовка к школе? Во всестороннем развитии личности малыша в соответствии с его возрастом. В первую очередь – это физическое развитие, развитие всех сторон родной речи, формирование системных представлений об окружающем, развитие мелкой моторики рук, регулирующих функций нервной системы и учебной мотивации. На втором плане предметная подготовка. Это, как минимум, предбукварный период обучения чтению – способность слышать и правильно произносить звуки, выделять их из слова и развитие навыков счета в пределах десяти.
     Результаты обследования детей на предмет готовности к обучению в последнее время неутешительны. Только 27% из 100 могут считаться всесторонне подготовленными. Остальные «не добирают» по каким-либо вышеописанным критериям и нуждаются в коррекционной работе по подготовке к школе. В основном этот «недобор» идет по линии развития речи. Это либо нарушение звукопроизношения, либо фразовой речи и грамматического строя, либо ОНР – общее недоразвитие речи. Какой уж тут иностранный язык!
     Таким образом, объективно изучение иностранного языка в дошкольном возрасте неоправданно. Но существуют и субъективные факторы, которые и определяют, как правило, выбор родителей. Самая популярная причина, по которой ребенок в возрасте от 4 до 6 лет начинает обучаться иностранному языку, – родительские амбиции. Выражаются они в самых разных вариантах: это модно, в каждом приличном саду должен быть английский. У соседей по коттеджу ребенок уже весь алфавит знает и считает на иностранном языке до десяти, без знания иностранного языка сегодня никуда.
     Другой вариант, когда родители утверждают, что это ради общего развития. Если данный вид занятий приносит ребенку радость, то почему нет? Действительно, почему? Но и этот подход не доказывает необходимости преподавания иностранного языка в саду...

 


        


В избранное