Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости сайта Журнала НЯНЯ

  Все выпуски  

Новости сайта Журнала НЯНЯ Даешь лыжню!


на главную
сайт
реклама
фотоконкурс
телетайп -поиск
няня-клуб
дети
беременность и роды
развитие ребенка
няни
кухонька
семья
консультации
красота и здоровье
семейный отдых
психология

Лучше меньше, да лучше?..

Многодетная семья в России на сегодняшний день - редкость. Большинство молодых родителей предпочитают рожать двух, а чаще одного ребенка. Мама и папа стараются дать своему чаду по мере своих сил и возможностей как можно больше: заваливают его игрушками, покупают красивые, дорогие вещи, отдают в лучшие школы, секции. Но при этом зачастую не могут подарить самого главного - дружбы других детей. Сегодня советы о том, как растить единственного ребенка и как быть родителями нескольких детей, дает вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку, член Союза писателей РФ, детский психолог и публицист Ирина Яковлевна МЕДВЕДЕВА

?- Ирина Яковлевна, как влияет на психику ребенка то, что он растет в семье один. Какие плюсы и минусы у этой ситуации?

- Я не согласна с общепринятым мнением, что для ребенка быть единственным обязательно очень вредно. У меня есть знакомые, которые воспитывались в многодетной семье и выросли эгоистами, и друзья, которые были единственными детьми, но стали очень отзывчивыми и общительными людьми. Совсем не обязательно, если ребенок растет один в семье, он станет эгоистом. Хотя, конечно, если мы рассмотрим по-настоящему многодетную семью, где четверо-пятеро и больше детей, то в таких семьях почти никогда не вырастает детей, замкнутых на себе.
Если говорить о плюсах и минусах воспитания единственного ребенка, то дети, у которых есть братья и сестры, совершенно по-иному воспринимают жизнь. Во-первых, у них выше «уровень защиты», чем у малыша, который растет один. Его защищают братья и сестры. И даже в том случае, если старшие реально не могут защитить младшего, поскольку сами еще крохи, он все равно ощущает защиту, чувствует, что не один. Ребенок уже не боится, что его могут обидеть. Да и таких детей, как правило, не обижают. Задиры обычно не пристают к малышам, у которых есть братья или сестры, поскольку знают, что последние обязательно вступятся.
Кроме того, сегодня детей крайне редко отпускают на улицу, поэтому братья и сестры обеспечивают ребенку необходимое детское общество, становятся товарищами по играм.

?- Отсюда вытекает следующий вопрос: не возникает ли у единственных детей чувства одиночества?

- Конечно, возникает. Именно поэтому подавляющее большинство детей просят родителей «подарить» им братика или сестричку. Но, конечно, если уж так получилось, что малыш единственный в семье, взрослые просто ему обязаны компенсировать отсутствие братьев и сестер, организовав какое-то детское общество. Я уже сказала, что сегодня детей мало отпускают на улицу, поэтому родители должны разрешить ребенку принимать гостей. И важно, чтобы инициатива исходила от самих мам и пап, поскольку чадо не может приглашать к себе других детей без их разрешения. А сейчас, к сожалению, есть родители, которые не любят приглашать друзей ребенка к себе домой. Взрослые предпочитают включить чаду телевизор, видеомагнитофон, компьютер, лишь бы не принимать у себя чужих детей.

?- Существует мнение, что единственные дети более развиты по сравнению с малышами из многодетных семей, поскольку им больше уделяется внимания. Насколько оно оправдано?

- Сейчас вообще очень много мифов о воспитании. В том числе миф о том, что ребенок, который растет один, якобы получает больше: больше внимания, тепла, общения.
Видите ли, зачастую одного ребенка рожают эгоистичные родители, которые не склонны дарить собственные силы, время кому-то, даже собственному ребенку. Так что как раз очень может быть, что такой малыш не дополучит от родителей любви и внимания. А ведь любовь очень тесно связана с развитием души, эмоциональной сферы.

?- Вы говорите, дети развивают друг друга. Каким образом?

- Младший невольно начинает подражать старшим детям, и благодаря этому происходит естественное, гармоничное взросление. Ребенок больше ориентируется не на родителей, а на старшего брата или сестру. Взрослые от ребенка еще «далеки», а брат или сестра хоть и старше, но ближе «по духу»...

 

Даешь лыжню! 

Собираясь с крохой на лыжную прогулку, взгляните на градусник за окном. Если морозец не больше 10-12о, ваши планы не должны измениться. Но если холоднее, ничего не поделаешь, придется отложить лыжи до более теплой погоды.

        Кроме того, день должен быть не слишком ветреным, а воздух - не слишком сырым (не более 80%). И помните, морозный воздух в 1,5 раза богаче кислородом, чем летний.
        Также зимой в воздухе выше уровень отрицательных ионов, которые тонизируют организм, укрепляют нервную и сердечно-сосудистую системы, снимают спазмы мускулатуры желудочно-кишечного тракта, бронхиальных и сосудистых стенок. Поэтому лыжные прогулки рекомендованы нервным, раздражительным, возбудимым детям, а также страдающим нарушениями сна.
        Родителям также стоит знать, что снег обладает высокой адсорбирующей активностью - как губка впитывает пыль, выхлопные газы, поэтому зимой легче дышится.
        Физические нагрузки вносят свой вклад в детское здоровье: активизируется энергетический обмен, лучше усваивается кислород, повышаются защитные силы организма.
        Погуляйте с малышом под лучами зимнего солнышка, и в коже крохи под воздействием ультрафиолета образуется витамин D, защищающий дошкольников от так называемого позднего рахита.

        Не рекомендуются лыжи:

  • детям с хроническими заболеваниями уха, горла и носа - тонзиллитом, аденоидами, гайморитом, насморком, отитом. Переохлаждение может вызвать обострение. Прежде чем поставить ребенка на лыжи, заручитесь согласием ЛОР-врача и педиатра;
  • малышам, только что переболевшим гриппом или ОРВИ. Детскому организму требуется 10-14 дней на восстановление сил;
  • если у ребенка хронический пиелонефрит, цистит или другое воспалительное заболевание мочевыводящей и половой систем;
  • прежде чем заняться лыжным спортом с малышом, страдающим астматическим бронхитом или бронхиальной астмой, посоветуйтесь с врачом-пульмонологом.

        Не менее важная вещь - правильная экипировка

        Одежда юного лыжника должна отвечать следующим требованиям: быть теплой, но легкой, многослойной и не стеснять движений.
        Первый "слой" - хлопчатобумажная футболка и колготки.
        Второй "слой" - шерстяные носки, рейтузы, свитер. Желательно на размер побольше, чтобы под свободной одеждой оставалось место для воздушной прослойки, которая сохраняет тепло.
        И наконец, третий "слой" - куртка с капюшоном, брюки на утепляющем материале, желательно из плащевки или плотной влагоотталкивающей ткани.
        На голову - лыжную шерстяную шапочку, на руки - варежки.

        Как выбрать лыжи

        Общее правило для тех, кто уже уверенно чувствует себя на лыжах: палки должны доходить ребенку до подмышек, а сами лыжи должны быть на 10-15 см длиннее его роста. Новичкам, наоборот, требуются лыжи покороче - на них легче маневрировать, осваивать новые движения и повороты.
        Крепление, как у взрослых, малышам, конечно, ни к чему. Лучше выбрать самые простые лыжи с ячейкой из ремня для ноги и полужесткие крепления с широкой резинкой, которая будет обхватывать вроде босоножек ступню ребенка над пяткой.
        Как ни странно, в валенках крохе проще дается обучение, потому что в работу включаются почти все мышцы стопы, а значит, маленькому лыжнику легче выполнять повороты на спуске, сохранять естественную стойку. А когда малыш устанет или ему надоест лыжная прогулка, можно просто пробежаться в валенках по снежку. Ну а когда ребенок подрастет и освоит лыжную премудрость, нужно будет приобрести ему специальные лыжные ботинки. Они должны быть на размер больше ноги, чтобы надеть шерстяные носки...

 

Уроки плаванья для самых маленьких

Крохотный малыш находился в водной среде девять месяцев внутриутробного развития. После рождения у маленького человечка сохраняются рефлексы плавания, но, не получив своего дальнейшего развития, они полностью угасают уже к 3 месяцу жизни. Чтобы этого не произошло, родители должны развивать умение детей держаться на воде.

     Убеждать в том, что плавание полезно, никого не надо. Известно, что это один из самых "демократичных" и доступных видов спорта. Плавание идет на пользу здоровью, повышает иммунитет, закаливает и помогает эмоциональному развитию. Походы мам с грудными детьми в бассейн - вовсе не новомодное веяние времени. Загляните в современные городские поликлиники: на первом этаже вы найдете маленький "лягушатник", рядом - большие ванночки на высокой подставке. Правда, ходят туда далеко не все: занятия чаще всего проходят рано утром - с 8 до 10 часов, следовательно, вставать, чтобы ваше чадо немного (порой 5-10 минут!) побарахталось в воде, придется ни свет ни заря. Естественно, это дополнительная нагрузка перед рабочим днем. Готовы ли вы к этому? Если нет, то не стоит и начинать: лучше пощадите себя и не тормошите ребенка. Плескайтесь, брызгайтесь в домашней ванне. Используйте многоцветную пушистую пену, травяные настои, морскую соль. Играйте с игрушками. Например, опускайте резиновые игрушки в воду, выпуская из них воздух, и, поднимая, брызгайте направленной струйкой. Или "рыбачьте": вылавливайте игрушки сачком. Наполняйте ванну не полностью, давая возможность крохе бултыхаться на животе. Напевайте песни. Получайте удовольствие вечером, днем, тогда, когда захочется, а не тогда, когда "положено". Кроме того, родителям следует помнить, что вода является прекрасным средством лечения "проблемных" детей - часто болеющих, состоящих на учете у невропатолога, с ограниченными двигательными способностями, отстающих в развитии и пр.
Если вы все-таки решились к "заплыву на дальнюю дистанцию" - еще раз оцените свои силы. Плавать с грудничком до года, оказывается, куда легче, чем с подросшим крохой. Дети быстро вырастают из ванны, маленький бассейн тоже становится мал. Куда податься? Что делать, если пропущен какой-то этап? Как быть, если рядом нет инструктора? Попробуем дать общие рекомендации.

     Основные упражнения от 0 до 1 года
Взрослый находится "на суше", ребенок погружается в воду. Правильнее держать малыша на животе. Положение на спине для него непривычно. Оно пугает. Левую руку положите на затылок, правой поддерживайте голову под подбородок. Не уверены в себе, нервничаете? Тогда перехватите левой рукой под животик или придерживайте между ножек. Если малыш случайно хлебнул воду, поставьте его столбиком - вода выйдет вместе с отрыжкой. В крайнем случае прижмите спинкой к себе, надавите руками на область живота.
А теперь приступим к самим упражнениям.
- "Проводка "вперед-назад". Все тело находится в воде, голова ребенка на поверхности. Малыш плывет по ванне, как кораблик по безбрежному океану.
- "Восьмерки". Описываем круги. Удобно разворачивать малыша в обратном направлении, в конце ванны, менять "курс" в середине, "пересекая" центр под углом.
- "Отталкивание от бортика". Подвести ребенка ножками близко к бортику. Он рефлекторно попытается оттолкнуться согнутыми ногами от постороннего предмета, постарается выпрямить полусогнутые ножки. Повтором упражнения следует добиваться того, чтобы отталкивание производилось самостоятельно, без проводки родителя "вперед-назад" к бортику и от него.
- "Плавание на спине". Лежим на воде. Лучше недолго. Внимательно следите за тем, нравится ли данный способ юному пловцу.
- "Перевороты" - со спины на живот. Туда и обратно. Поддержка осуществляется двумя руками: одна рука поддерживает затылок, другая большим пальцем - подбородок, а ладонью - грудь. Вес тела перекладывается с одной руки на другую. Проводим ребенка вперед по ванне, кладем на спину и "плывем" в обратную сторону, затем поворачиваем на живот. Не забывайте энергично приговаривать "плывем-плывем", поощряя активные движения малыша и закрепляя в его сознании связь между его действиями и вашими словами.
- "Ныряние". Произнося слово "ныряем", полить ладошкой воду на голову. Ребенок должен "освоить" команду: закрывать глазки, активнее толкаться ручками и ножками. После можно приступить к "проныриванию" - короткому (на 2-3 секунды) погружению в воду. Так вырабатывается задержка дыхания, и ребенок перестает хлебать воду.
Главное в "первом раунде" плавания - постановка дыхания. За ним следует отработка техники. Немаловажным остается сохранение любви к воде и хорошего настроения на занятиях. "Ломать" детей нельзя ни при каких обстоятельствах. Если вы пропустили естественный период в освоении плавания, попытайтесь приучить малыша к водным процедурам на следующем этапе. С 1 года до 4 лет дети с непривычки пугаются большого пространства воды. Психологи утверждают, что большие размеры водного пространства в этом возрасте наводят на детей страх. Они видят потенциальную угрозу в том, что нечто огромное может "их поглотить". Поэтому посетив впервые бассейн и его обойдите вокруг, присмотритесь к обстановке - лестницам, игрушкам, людям. Зайдите в воду вместе. Все время играйте. Вместе привыкайте к воде, получайте от нее удовольствие...


В избранное