Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости сайта Журнала НЯНЯ

  Все выпуски  

Новости сайта Журнала НЯНЯ Поговори со мною, мама


на главную
сайт
реклама
фотоконкурс
телетайп -поиск
няня-клуб
дети
беременность и роды
развитие ребенка
няни
кухонька
семья
консультации
красота и здоровье
семейный отдых
психология

Поговори со мною, мама

 Как ни странно, при слове логопед большинство даже самых современных родителей сразу вспоминают героя Ролана Быкова из фильма «По семейным обстоятельствам» с его «фифектами фикции». Вспоминают и не обращаются, потому что таких проблем у их ребенка нет. Само все пройдет. И вот подросший малыш сталкивается с трудностями в школе. Пишет, пропуская буквы, переставляет слоги, не может применить на практике выученное правило, не понимает заданий учителя. А ведь этих проблем могло не быть, если бы взрослые, когда ребенку было 2-4 года, показали его логопеду. О том, как должна развиваться речь здорового малыша и на что родителям стоит обратить особенное внимание, нам рассказывает психолог-дефектолог-логопед Нина Макаровна ДЕРЕВЯНКО

В отличие от взрослого человека у новорожденного оба полушария головного мозга правые. Не в буквальном, конечно, смысле слова. Просто левое по функциям напоминает правое полушарие мозга взрослого человека, отвечающего за эмоции и образное мышление, зрительную и эмоциональную память, восприятие мелодичных звуков.

Это значит, что малыш на первом году жизни лучше всего реагирует на гласные звуки и интонации. Помогите ему вслушаться в них! Сейчас ему так нужны народные детские песенки, кричалки, тараторки, звенелки, шумелки, которые мамы или бабушки, а может и папы, споют тихо и громко, нежно и сердито, высоким и низким голосом. Пойте своему крохе и тяните гласные нараспев.
Важно, чтобы ребенок видел мимику вашего лица, движение губ, их форму, как она меняется, когда вы произносите гласные. Особенно обращайте внимание на звуки О и И. Именно их впоследствии дети будут проговаривать очень приблизительно, иногда заменяя на другие, например на У, Э. А это значит, что писать слова с буквами О, И, У, Е (Э) они станут с ошибками, которые не объяснить никакими правилами. Вот, например, как вы должны петь:

О-О-О-О-О
Подниму высокоооо!
И-И-И-И-И
Ветерок унесииии!
У-У-У-У-У
Высоко поднимуууу!
А-А-А-А-А
На ручки взялаааа!

До того как начать говорить, ребенок должен хорошенько «потренировать» мышцы речевого аппарата. Это происходит естественным путем, когда он дышит, глотает, сосет, а главное - жует. Жидкие кашки из бутылочки - плохие помощники в формировании речи. Конечно же, и мы об этом не один раз говорили, большое значение имеет кормление малыша грудью: мышцы его речевого аппарата трудятся в полную силу. Почмокивая, покряхтывая, пропевая гласные звуки, шлепая губами и «отрабатывая» некоторые согласные, будущий оратор начинает потихоньку «настраивать» свой речевой аппарат.

Первое слово дороже второго?
Как известно, детский лепет (у логопедов есть термин - лепетная речь) - это коротенькие слова, часто самим ребенком и выдуманные, например «ака» вместо «собака». Поначалу он произносит их поодиночке, а по смыслу соединяет при помощи жестов и мимики. Природа дает ребенку время перейти от лепета к предложениям. Соединение двух слов в фразу, даже неправильно оформленную, например «дай уку» («дай куклу»), считается началом настоящей речи. Запишите, когда это произошло, потому что, если в будущем логопед спросит: «Когда ребенок заговорил?», нужно вспомнить именно этот момент. Малыш может заговорить и в год, и в два, и в три. Все - норма. Если же малыш упорно молчит после 3 лет, не проявляет желания общаться - есть повод для беспокойства.
Особый совет родителям, дети которых заговорили в 1-1,5 года. Это очень приятно и тешит родительское самолюбие. Но не торопитесь заучивать стихи со сложными текстами. Нервная система ребенка неустойчива: очень часто заикание появляется именно у рано заговоривших детей. Всегда надо помнить:
ребенок должен вслушиваться в речь окружающих, активно участвовать в беседе на доступном ему уровне, стараться повторять за взрослыми хотя бы последнее слово предложения грамматически правильно. Можно добавочно использовать, например, такое упражнение:

- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждешь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Голова цела?
- Цела.
- Значит, живой?
- Живой.
- Ну, я пошла домой.

 

Между молотом и наковальней. Кому доверить малыша?

Есть бабушки - бизнес-леди. Они работают дни напролет, делают карьеру. Любимых внуков видят редко, но стремятся компенсировать это самыми дорогими подарками. Есть бабушки, для которых внуки - обуза. Они еще чувствуют себя молодыми, полными сил для личной жизни. К тому же внуки их старят. Или, как вариант, бабушки настолько устали от собственных детей, что и помыслить не могут вновь взвалить на себя эту ношу

А кому-то повезло и выпало редкое счастье жить рядом с Настоящей Бабушкой. Бабушкой для внуков. Рядом с такой внучек чувствует себя защищенным от всех неприятностей, любимым самой большой любовью на свете, понимаемым во всех сложностях детской жизни. Рядом с такой бабушкой тепло, как у печки. Она как-то исподволь сумеет научить и читать, и писать, и вязать, и пришивать пуговицы, и готовить, и рассказывать сказки. Такая бабушкина любовь на всю жизнь останется в сердце внуков и будет помогать им в самые трудные и опасные минуты.

Няни, конечно же, тоже разные. Но, в отличие от бабушек, мы их выбираем, согласно имеющимся у нас потребностям и желаниям. И мы оплачиваем их труд, а значит, можем диктовать им свои условия. Мы вправе требовать от них отчета, мы можем делать им замечания, платить премиальные и увольнять.
И все же кому доверить своего ребенка - родной бабушке или чужому, но сознательно выбранному нами специалисту. Попробуем разобраться и дать ответы на самые распространенные вопросы родителей, связанные с выбором между бабушкой и няней.

«Дочери три месяца, она очень беспокойная, ночами все время просыпается и кричит. Моя мама постоянно навязывает мне свои правила ухода за ребенком. Как мне быть? У нас так много разногласий, и если я попрошу ее посидеть с малышом хоть пару часов, она сделает все по-своему, а потом будет считать, что и я должна следовать всем ее советам. Может лучше взять няню?» Ирина Голикова, г. Москва
Думаю, что такая ситуация близка и понятна многим молодым матерям. С рождением ребенка, когда слегка проходит первая эйфория от его появления, перед молодой матерью встает вопрос: а как, собственно, строить свою жизнь дальше. Отказаться от контактов с внешним миром на несколько лет или найти человека, который будет за малышом присматривать и заменит ему мать на некоторый промежуток времени.
Порой эта проблема становится актуальной уже через пару-тройку недель после родов. Тому может быть несколько причин: не только каприз молодой матери - надоело сидеть и чувствовать себя «куском теста», но и собственно жизненная необходимость в том случае, если, например, семья находится в затруднительном материальном положении.
Конечно, малышу комфортнее всего с матерью. Кто же спорит? Но только далеко не всякая мать сможет выдержать ежедневное заключение в четырех стенах. Для многих выход за границы мира детской необходим, как воздух. И уж лучше для младенца временная разлука и психологически здоровая мама, чем постоянный контакт с женщиной на грани нервного срыва.
Потребность в чьей-то ненавязчивой помощи, желание хоть на пару часов забыть о том, что «больше себе не принадлежишь», к трем месяцам жизни малыша достигают своего пика. Усталость переходит в раздражительность и выплескивается на близких. В том случае, если у вас действительно слишком много разногласий с бабушкой ребенка, стоит обратиться к услугам няни. Попробуйте сперва пригласить няню на часок-другой. Попросите ее погулять с малышом и отдохните, расслабьтесь, поспите или примите ванну. Не кидайтесь к недоделанным домашним делам, иначе время пролетит, а всего ведь не переделаешь.

Задача №1 - привести себя в порядок.
Почему в этой ситуации рекомендуется именно няня? Да потому, что посторонний человек, получающий за свой труд деньги, не станет лезть в ваши дела, не будет мучить своими комментариями. Напротив, хорошая няня обязательно учтет все ваши пожелания. Но при этом не стоит питать иллюзии, что, находясь с малышом, она будет в точности копировать ваше поведение.
Это довольно распространенная ошибка. Главное - это здоровье и безопасность малыша.
А то, что няня немного не так пеленает или по-другому держит ребенка, - не страшно. Если няня, которую вы выбрали, - добрый, надежный, опытный человек и вы ей действительно доверяете, то позвольте ей оставаться самой собой. А не превращаться в запрограммированного вами робота. И не жалейте о затратах, без которых, на первый взгляд, можно обойтись. Услуги няни в вашей ситуации стоят того. Ваш отдых - это ваше здоровье, а значит покой и комфорт вашего малыша. Вы отдохнете, а там уж и силы появятся на то, чтобы наладить отношения с мамой...

 

Скарлатина- болезнь в багряных тонах

Еще каких-нибудь пятьдесят лет назад скарлатина считалась очень тяжелым заболеванием, и врачи при малейшем подозрении на такой диагноз немедленно отправляли детей в больницу. Но с началом широкого применения в медицине антибиотиков опасность отступила, и сегодня родители уже не должны особенно волноваться, если их малыш "подхватил" подобную инфекцию. Надо только своевременно начать лечение и обеспечить больному правильный уход.

        Скарлатина - это острое инфекционное заболевание, которое распространяется воздушно-капельным путем. Сегодня его разрешено лечить в домашних условиях. А поэтому родители должны быть хорошо знакомы с проявлениями болезни и с ее течением. Ведь если они будут точно выполнять назначения врача и правильно ухаживать за ребенком, то это будет способствовать его быстрейшему выздоровлению.
        Как правило, скарлатина начинается остро, и мама может даже с точностью до одного часа сказать, когда ребенок заболел. Резко поднимается температура, часто до 39° одновременно малыш жалуется на боль при глотании. О том, что это именно скарлатина, а не какое-то другое заболевание, обычно бывает, как говорится, написано на лице: контрастно выделяются алые щеки и бледный носогубный треугольник. В первые два дня болезни язык густо обожжен, затем с краев и кончика он очищается и становится малиновым с ярко выраженными сосочками. Кожа на лице и туловище ребенка сухая, часто его беспокоит зуд. В первый-второй день болезни появляется скарлатинозная сыпь: мелкоточечная розовая - на шее, на груди, на руках и ногах, более густая - на сгибательных поверхностях в складках кожи (локтевые сгибы, подколенные и паховые области).
        Если ребенок широко откроет рот, то вы легко можете увидеть яркую красноту в горле - на мягком небе, миндалинах, дужках. Так называемый "пылающий зев" - тоже одна из особенностей скарлатины: не случайно английское слово "scarlet" переводится на русский язык как "багряно-красный". При более тяжелых формах может быть рвота.
        Если вызванный вами врач поставит диагноз "скарлатина" и в зависимости от тяжести состояния назначит ребенку лечение и режим, то для успешного выздоровления очень важно соблюдать все эти предписания.
        Заболевшего ребенка обязательно надо изолировать от окружающих, особенно от детей. Лучше всего поместить его в отдельную комнату и выделить при этом персональную посуду. Очень полезно частое питье - компоты, клюквенный морс, чай с лимоном, отвар шиповника, а также фрукты, содержащие витамин С (цитрусовые, киви, черная смородина).
        В первую неделю пища должна быть молочно-растительная (кефир, йогурт, творог, каши). Хорошо, если мама, ухаживающая за больным ребенком, при общении с ним будет надевать маску (марлевую повязку), полоскать горло, принимать аскорбиновую кислоту - все эти профилактические меры уберегут он инфекции ее саму.
        Что же касается применения лекарств, то при очень легкой форме скарлатины врач может и не назначать антибиотики. Но все же лучше, если ребенок с первого-второго дня получает или пенициллин в инъекции, или пенициллин или эритромицин в таблетках - так он быстрее освобождается от стрептококка и становится не опасным для окружающих.
        При правильном лечении и уходе больной выздоравливает к 7-10 дню. Однако посещать детский сад или школу ребенок может только через 12 дней после выздоровления, т.е. через 21 день от начала болезни. Перед выпиской нужно сделать общий анализ крови и анализ мочи, которые помогут выявить нежелательные последствия.
        Характерные для скарлатины осложнения - это гнойное воспаление среднего уха, воспаление лимфатических узлов, стоматит, аллергическое заболевание почек - нефрит, воспаление суставов - артрит. Но хотим успокоить родителей: в настоящее время осложнения при скарлатине возникают крайне редко.
        Многих интересует, можно ли заболеть скарлатиной повторно. На этот вопрос нет однозначного ответа. Дело в том, что возбудителем скарлатины является В-гемолитический стрептококк. И хотя стрептококков в природе существует много типов, все они выделяют одинаковый токсин. Поэтому в организме ребенка в ответ на появление токсина стрептококка вырабатывается антитоксический иммунитет разной напряженности. Если напряженность иммунитета у человека, перенесшего скарлатину, высокая, то он ей больше не заболеет. Но если напряженность антитоксического иммунитета организма слабая, то есть вероятность перенести скарлатину повторно.


    Пурпурная лихорадка Николаев Алексей

    Человечество знакомо со скарлатиной уже более четырех столетий. Несмотря на это, она по-прежнему остается одним из "узких мест" современной педиатрии.

    Что является причиной болезни?
    Скарлатина – острое инфекционное заболевание, которое вызывается особым видом микроорганизмов, относящихся к стрептококкам, – так называемым бета-гемолитическим стрептококком группы А. Он вызывает гемолиз, то есть разрушает эритроциты, красные клетки крови. Кроме того, с этим стрептококком сопряжены структурные и трофические изменения тканей, как правило, слизистой оболочки ротоглотки. Большую опасность представляют и токсины, которые выделяет микроб, попадая в организм человека.
    В подавляющем большинстве случаев стрептококк передается воздушно-капельным путем: с микробами, которые находятся в воздухе, выдыхаемом больным. Весной и осенью, когда воздух насыщен водяными парами и микробам легче перемещаться в пространстве, заболеваемость скарлатиной выше. Кроме того, осенью дети возвращаются в школу, а в коллективе инфекция, естественно, собирает больше жертв. Опасность заразиться наиболее высока в первую неделю заболевания...

 


В избранное