Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости сайта Журнала НЯНЯ

  Все выпуски  

Новости сайта Журнала НЯНЯ Древние мифы для малышей


на главную
сайт
реклама
фотоконкурс
телетайп -поиск
няня-клуб
дети
беременность и роды
развитие ребенка
няни
кухонька
семья
консультации
красота и здоровье
семейный отдых
психология

Древние мифы для малышей

 Однажды мы вдруг замечаем, что ребенок вырос из «Теремков» и «Репки», даже «Золушка» и «Карлсон» его больше не впечатляют! Что же еще? Что почитать крохе, чтобы заинтересовать? Да еще, чтобы с пользой? Попробуйте начать знакомить малыша с античными мифами. С одной стороны, они так напоминают любимые крохой сказки, с другой - расширяют кругозор маленького человека. Каким образом лучше начинать знакомить ребенка с мифологией? Что выбрать? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в нашем материале

С мифологией связан огромный пласт нашей культуры. Прежде всего, это искусство - скульптуры, рельефы, росписи, архитектура. Представьте вашего ребенка в будущем. Сможет ли он жить, не зная о существовании прекрасной Венеры Милосской или Аполлона Бельведерского? Сможет, конечно, но... Вряд ли в обществе его примут за культурного человека. А сколько античных сюжетов лежит в основе самых разнообразных произведений искусства всех времен и народов? Вспомните фонтан «Самсон» из Петергофского дворца или «Рождение Венеры» великого Боттичелли. А классическая литература? В ней все время фигурируют мифологические сюжеты. А уж если взяться изучать звездное небо - сплошь имена богов. Ну, а созвездия, это целые мифы! Кстати, чтобы ответить на все возможные вопросы вашего почемучки по поводу звездного неба, вам необходимо подготовиться, и в этом вам поможет книга В. Калашникова «Мифы звездного неба» (М.: «Белый город», серия «Энциклопедия тайн и загадок», 2001).

С чего же начать?

Не бойтесь, что мифы «не по зубам» дошколенку. Вам просто необходимо позаботиться о правильном изложении и не утомлять малыша многочисленными деталями и пространным изложением. Не стоит подробно рассказывать малышу, кто такие древние греки и римляне, где и когда они жили. Это можно сделать позднее, в процессе. А для начала нужно просто читать, а еще лучше рассказывать мифы как самые обыкновенные и привычные сказки, даже не упоминая само слово «миф». Помните: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...» Ведь так можно рассказать и древнегреческий миф. Кстати, именно так и поступил Корней Иванович Чуковский, взявшись рассказать малышам миф о Персее: «В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона. Она медленно ходила по улицам, и всякий, кто смотрел на нее, в тот же миг становился камнем». Ребенку ведь совершенно не важно, где и когда это случилось, почему у этой женщины такое имя. Главное, что сразу пошло повествование, развитие событий. Сейчас на прилавках и лотках огромное количество книг с мифами и легендами, адаптированных для детей. Есть даже книжки-раскладушки с объемными картинками для самых маленьких. По-прежнему очень хорошим вариантом остается книга Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выдержавшая уже не одно переиздание. И, пожалуйста, ни в коем случае не пытайтесь познакомить ребенка со всем пантеоном многочисленных древних богов. Малыш не в состоянии сразу запомнить имена и родственные связями, их сложные взаимоотношения, а от избытка информации у него может сложиться стойкое неприятие мифов вообще. Лучше познакомиться с отдельными, самыми «популярными» богами (Афина, Зевс, Афродита, Гермес), которые будут присутствовать в разных мифах. Это даст крохе возможность постепенно привыкнуть к ним, запомнить их имена и понять «сферу деятельности» каждого.

Какие выбрать?
Какие же мифы выбрать для первого знакомства? Наиболее яркие, с понятным и динамично построенным сюжетом. Чтобы малыш не заскучал, действие должно развиваться быстро и быть доступным для детского восприятия. Вот некоторые из наиболее подходящих мифов, которые обычно предпочитают дети. Прежде всего, конечно же, это рассказ о славных подвигах могучего Геракла. История красивого юноши Нарцисса, полюбившего свое собственное отражение. Сюжет о боге Аполлоне и нимфе Дафне, превратившейся в дерево-лавр. Романтическая история о талантливом скульпторе Пигмалионе и прекрасной статуе Галатее, оживленной по его просьбе богиней Афродитой. Полная удивительных приключений и подвигов жизнь Персея, победителя ужасной Медузы Горгоны и освободителя прекрасной Андромеды. Долгие странствия аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Рассказ о Дедале и сыне его Икаре. Доверьтесь вашей родительской интуиции. И не забудьте, по некоторым античным мифам еще в советские времена были сняты замечательные мультфильмы, их можно купить на DVD и видеокассетах: «Аргонавты», «Персей», «Фаэтон - сын Солнца», «Лабиринт (подвиги Тесея)». Неплохие «мультяшки» на эту же тему есть у известной компании «Дисней», в частности - фильм «Геркулес».

В музей!
После знакомства с мифами обязательно постарайтесь показать ребенку картины и скульптуры, созданные по известным сюжетам. Так, москвичам лучшего всего отправиться в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, где есть целые залы, посвященные только античной скульптуре. Прийти сюда желательно не однажды, ведь все нужно рассмотреть в деталях. Не спеша обойти вокруг каждой статуи, вспомнить, какие мифы иллюстрирует та или иная скульптура. Тем же, у кого нет возможности сразу отправиться в музей, остаются книги по искусству с прекрасными иллюстрациями и слайды, которые стоит внимательно рассматривать, так, как будто вы обходите скульптуру вокруг, по-настоящему. Ну, а чтобы этот процесс был более интересным, предложите малышу после посещения музея поиграть в игру «Ожившая статуя». Помните «Море волнуется раз...»? Пусть малыш поставит себя на место персонажа мифа и постарается с помощью подходящей мимики и позы передать его эмоциональное состояние, представить: «Если бы это был я?» Так можно поиграть, например, в Геракла, натягивающего лук. Примеряя на себя движения, преодолев все трудности, замерев на миг, глядя в невидимую для нас цель, ребенок действительно ощущает себя древне-греческим богом, и здесь, помимо пластического уподобления, активно подключатся эмоции. А то, что вызывает яркие эмоциональные переживания, запоминается надолго. Не забудьте похвалить юного актера за удачно сыгранный этюд. А если у вас двое детей, гораздо интереснее поиграть в «Пигмалиона». Один ребенок будет «лепить» из другого увиденную скульптуру. Эта игра на способность ребят действовать совместно, стремление быть «лидером» (для «скульптора») и умение подчиняться действиям другого (для «глины»). Очень полезно меняться ролями, чтобы лидер в роли «глины» смог побывать в руках «скульптора»...

 

Я леплю из пластилина... и не только!

Лепить - очень интересно! Кроме того, каждая новая работа - это новая игрушка! Да, но легко сказать лепка! А как правильно лепить, если в роду и в помине не было скульпторов? Какой пластилин выбрать и как заинтересовать малыша? Наконец, как сделать так, чтобы не собирать все это цветное безобразие по всему полу, со стен и с одежды малыша? Об этом и поговорим

Лепить - очень интересно! Кроме того, каждая новая работа - это новая игрушка! Да, но легко сказать лепка! А как правильно лепить, если в роду и в помине не было скульпторов? Какой пластилин выбрать и как заинтересовать малыша? Наконец, как сделать так, чтобы не собирать все это цветное безобразие по всему полу, со стен и с одежды малыша? Об этом и поговорим


Начнем с того, что занятия лепкой могут подарить маме и малышу мгновения бесценного радостного общения. Готовы?
Итак, что понадобится?

Пластилин
Если вашему малышу 1,5-2 года - пора начинать лепить из пластилина! И первое, что нужно сделать, купив его, - устроить яркую «презентацию». Даже если вы сами не в состоянии «изваять» зайца или медведя, изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал «всю значимость» подарка.
Что будет дальше? Скорее всего, малыш начнет с того, что станет отрывать маленькие кусочки и куда-нибудь их налеплять. Занятие это исключительно полезное для развития мелкой моторики рук, а потому направьте эту деятельность в мирное русло. Выдайте чаду кусочек цветного картона. Рано или поздно получится пластилиновый «рельеф» - скорее всего, абстрактный. Но, в любом случае, у вас в руках окажется первое «объемное» произведение вашего малыша, которое стоит сохранить и выставлять на всеобщее обозрение. Похвалите ребенка, выберите видное место на полке и торжественно установите «шедевр» там. В дальнейшем «галерея» будет пополняться, а мастерство - совершенствоваться.
Совершенно непригодна для маленьких детей одноразовая масса, которую лепят с использованием специальных форм. Часто дорогой пластилин, не липнущий к рукам, оказывается годен лишь для того, чтобы катать шарики - даже слепить два «кругляшка» между собой оказывается невозможным - пластилин не только к рукам не липнет, но вообще ни к чему. Что касается пластилина, который продается в отдельных баночках, то, как правило, он высыхает при контакте с воздухом.

Хороший
легко разрезаться пластмассовым стеком для лепки;
быстро согреваться в руках и становиться мягким;
не крошиться, но и не размазываться, не таять;
кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;
с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;
один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;
легко лепиться к бумаге, картону, дереву;
достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;
легко отмываться с рук теплой водой. Приобретая пластилин в первый раз, купите самый маленький набор. Если вам повезет найти нечто выше описанное, этот материал доставит вашему ребенку много радости.
пластилин должен:

Соленое тесто
С самыми маленькими детишками - до года - хорошо начинать уроки юного скульптора с использованием соленого теста. Материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный, экологически чистый и не аллергенный. А уж если вам удастся правильно вымесить тесто, возможности его становятся практически неограниченными!

Рецепт соленого теста
Перемешайте 1 часть соли - 2 части муки - 1-2 столовые ложки сухого обойного клея. Можно добавить столовую ложку растительного масла. Понемногу добавляйте воду, добиваясь такой консистенции теста, чтобы оно было крутое, не липло к рукам и не крошилось.

Преимущества соленоготеста перед пластилином:
можно приготовить в любой момент;
легко отмывается и не оставляет следов;
безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей): обычно один раз попробовав тесто «на зубок», ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!
лепится замечательно, к рукам не липнет;
можно сушить поделку из него в духовке, а можно и без - просто на воздухе;
краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные. А если поверх краски еще покрывать лаком - скульптура сохранится на века;
с готовым «изделием» можно играть и не бояться, что оно потеряет форму. Недостатки:
фигурки могут деформироваться при высыхании, особенно если тесто недостаточно крутое - пластилин сохраняет форму;
поделки хрупкие - часто бьются и ломаются;
тесто - материал одноразового использования, хороший пластилин можно использовать сколько угодно;
срок хранения теста короче (хотя уложенное в пластиковый пакет в холодильнике оно хранится довольно долго).

Для лепки можно обзавестись:
Формочками и стаканчиками - для нарезания одинаковых деталей. Не обязательно покупать специальные для теста - подойдут и обычные детские, из песочницы. Тесто можно нарезать и круглыми коробочками от пластилина, баночками от гуаши, обычными чайными блюдцами и стаканами. Пластмассовыми или деревянными ножиками. Хороши и для разрезания материала, и для украшения изделий. Должны быть небольшими, чтобы ребенку было удобно взять их в руку. В меру острыми, чтобы отрезать кусок пластилина, но не пораниться. Этот же ножик очень пригодится вам, когда придет время отскребать пластилин от пола, двери, стен и мебели...

 

9 вопросов про садик

Учреждения для наших детей

  Выбор дошкольного учреждения — дело ответственное и не простое. И естественно, что у мам и пап возникает множество вопросов. Ответить на некоторые из них мы попросили Инну Светлову, представителя Медико—педагогической комиссии по делам дошкольных учреждений Министерства здравоохраненя РФ.

   Какими навыками должен обладать полуторагодовалый ребенок, чтобы его взяли в ясли? Когда и как начинать готовить малыша, чтобы он быстро адаптировался к новым условиям?
    Юлия Виноградова, Домодедово
    Никаких общих для всех заведений требований нет. Все зависит от каждого конкретного случая. Ну а чем раньше вы начнете готовить ребенка к яслям, тем лучше. Самое главное —заранее, приблизительно за месяц, постараться выработать у малыша приближенный к садику режим дня (подъем, завтрак, обед и дневной сон), чтобы потом он не мучался от недосыпания или усталости. Неплохо, если ребенок заранее обретет такие навыки, как использование столовых приборов, освоит горшок, но не настаивайте, если у него не получается. В каждой группе, тем более ясельной, есть няни. Они-то и помогают приобрести маленькому человеку необходимые навыки. Кстати, в яслях дети учатся быстрее, чем дома. Они знакомятся с правилами «общественного этикета», глядя друг на друга. Если хотя бы один ребенок в группе умеет сам кушать, то и остальные будут на него равняться. И имейте в виду: неумение самостоятельно есть, пить, ходить на горшок и т. п. не может быть причиной отказа в приеме в сад. В случае, если вам все-таки отказали, обратитесь в окружной отдел Комитета образования.
    В ближайшем к дому садике, где есть ясельная группа, мне сказали, что свободных мест нет. Детей к ним записывают за год вперед. Но в прошлом году я не собиралась выходить на работу, а сейчас ситуация изменилась. Я не могу оставаться с крохой дома. Куда обратиться, чтобы ребенка взяли в государственное ДОУ?»
    Анна Толстых, Москва
    Сейчас действительно осталось совсем не много государственных яслей, поэтому в них выстраивается очередь. Но не стоит «зацикливаться» на одном варианте. Обойдите ближайшие детские сады и узнайте, где еще есть ясельная группа. В каждом подходящем учреждении обязательно встаньте в очередь, даже если она слишком длинная. Очень многие родители записывают детей одновременно в несколько заведений, а потом выбирают лучшее. Можно попросить заведующую понравившегося вам садика занести вас в «запасной» список. Ведь бывает, что родители вдруг передумывают отдавать ребенка в «казенные стены», или из-за частых болезней врачи отговаривают водить малыша в садик. Если место освобождается, администрация приглашает людей из «запасных».
    Кроме того, вы можете обратиться в Отдел социальной защиты населения, который есть в каждом районе. Там вас обязаны направить в органы распределения мест в детских дошкольных учреждениях, где вам помогут найти место в яслях. И не забывайте использовать льготы, если они у вас есть (мать-одиночка, многодетная мать, имеющая двойню, вдова и т. д.).
    Мой сын страдает аллергией на многие продукты, но я вынуждена отдать его в сад. Могу ли я попросить, чтобы его кормили отдельно?
    Людмила Савкина, Клин
    Этот вопрос необходимо обговорить с заведующей и воспитателями. При желании всегда можно найти компромисс. Обязательно выясните приблизительное меню в саду и дайте воспитателю список продуктов, которые противопоказаны ребенку. Предложите нянечкам давать малышу еду с собой, чтобы они ее только разогревали. Если детей в группе немного, то можно попросить кормить вашего малыша отдельно. Скорее всего, за отдельное питание с вас потребуют дополнительную плату, ее размер устанавливается в индивидуальном порядке.
    Слышала, что сейчас во многие дошкольные учреждения приходят представители различных сект. Видимо, они «спонсируют» воспитателей, и те разрешают читать детям проповеди. Как этого избежать?
    Наталья Васильева, Санкт-Петербург
    Действительно, представители Церкви свидетелей Иеговы, Библейской общины, Центра саентологии и прочие в последнее время активно «курируют» некоторые детские сады. Поэтому заранее выясните, какие организации являются спонсорами учреждения, которое вы выбрали для своего ребенка, чем там занимаются с детьми, бывают ли какие-то дополнительные занятия, и кто кроме воспитателей и музыкальных работников проводит уроки с малышами. Если сад, куда ходит ваш ребенок, одна из перечисленных выше организаций оказывает материальную поддержку, или сомнительные личности дают детям уроки своего вероисповедания — как можно быстрее забирайте оттуда ребенка.
    Собираюсь отдавать ребенка в частный сад. С какими документами я должна ознакомиться и как правильно оформить договор с этим учреждением?
    Оксана Комарова, Москва
    Прежде всего администрация должна ознакомить вас с уставом учреждения, учредительными документами и лицензией на право данной деятельности. Если вас все устраивает, то следующим этапом будет оформление письменного договора. Обычно родителям предлагают уже готовый бланк, куда вписываются данные ваши и ребенка. Все это закрепляется подписями обеих сторон и печатью организации. Договор заполняется в двух экземплярах (подписи и печать на каждом экземпляре должны быть оригинальные, а не ксерокопия). Один экземпляр остается в детском саду, второй отдается на руки родителям. При желании вы имеете право настоять на внесении в договор дополнительных, важных для вас пунктов.

 


В избранное