В одном из прошлых выпусков мы опубликовали статью, основанную на данных Фонда «Общественное мнение» и своих – достаточно умозрительных – гипотезах. Сегодня вашему вниманию предлагается исправленный вариант материала, основанный на фактических данных. Здесь можно, наконец, найти ответ на вопрос: «Сколько в Рунете потенциальных покупателей?»
Не так давно мы опубликовали статью «10% в Рунете: поправка на покупателей». К сожалению, большая часть этого материала строилась на гипотезах, в ущерб фактам. Перед вами – обновленная версия, в которой – ничего, кроме фактов. Выражаем благодарность за предоставленные сведения Фонду «Общественное мнение» и лично Ефиму Галицкому.
«Каждый десятый россиянин является пользователем Интернета», - об этом говорится в пресс-релизе Фонда «Общественное мнение», распространенном среди средств массовой информации в середине июня. И, если судить по тону пресс-релиза, светлое будущее компаниям, которые вовремя успели выйти на просторы Сети, гарантировано. «Ряды отечественных пользователей Интернета растут довольно высокими темпами», «Российский Интернет преодолел важный психологический барьер», «Бразилию мы уже догнали» - с такими заголовками на следующий день после обнародования результатов исследования ФОМа вышли отечественные СМИ.
Действительно, 11,5 миллионов взрослых россиян, посещающих Сеть – цифра весьма внушительная. Для того, чтобы найти общий язык с такой аудиторией, не грех заняться Интернетом поплотнее. Но все же, несмотря на то, что Всемирная сеть и вправду предоставляет бизнесу немало возможностей для развития, снижения издержек, повышения прибыли и т.д., и т.п., - выводы некоторых журналистов кажутся слишком уж оптимистичными.
Да, аудитория Рунета растет, да, весьма неплохими темпами, но 11,5 миллионов «потенциальных пользователей» отнюдь не означает 11,5 миллионов «потенциальных клиентов». При планировании же бизнеса именно количество возможных покупателей имеет решающее значение.
Наибольшее влияние на то, кого считать потребителем, оказывают факторы частоты посещения Сети и платежеспособности аудитории. Эксперты Фонда рассматривали в качестве интернет-пользователей всех, кто выходил в онлайн по меньшей мере раз за последние полгода, вне зависимо от уровня доходов на члена семьи.
К сожалению, никаких точных исследований на счет того, как регулярность посещения Сети влияет на желание расстаться с деньгами, не существует, однако, здравый смысл подсказывает, что обращаться с интернет-рекламным объявлением к людям, которые в этом самом Интернете бывают раз в месяц, вряд ли имеет смысл. То же самое можно сказать и о продажах с помощью Сети - вряд ли человек, который заходит в Интернет только по особому приглашению, доверит онлайновому магазину свои кровные и, тем паче, заплатит за интернет-сервис (на кой он ему сдался, если это только сервис этот - не услуга «для взрослых»). А вот те, кто пользовался Интернетом в «последнюю неделю» уже могут представлять интерес с точки зрения предпринимателей.
Теперь обратимся к тому, что в отчете ФОМа называется «структура пользователей». Доля мужчин и женщин, возраст и даже образование респондентов имеет значение только для отдельных отраслей, поэтому данные показатели мы подробно рассматривать не будем. А вот доход на одного члена семьи – параметр весьма важный. Участникам опроса предлагалось выбрать один из четырех вариантов ответа: «доход на одного члена семьи меньше 50 у.е. в месяц», «составляет от 51 до 99 у.е. в месяц», «составляет от 100 до 199 у.е. в месяц» или «превышает 200 у.е.».
Постановлением Правительства, на первый квартал 2003 года в целом по России установлена величина прожиточного минимума в размере 2047 рублей (примерно 68 долларов США). Разумно предположить, что основной интерес для коммерсантов представляют клиенты, чьи «свободные расходы» превышают как минимум 99 долларов в месяц. Таковых «набралось» 37% от числа недельной аудитории Сети, или 2,4 млн. человек. Их мы назовем «возможными покупателями». На эту цифру имеет смысл ориентироваться магазинам, специализирующимся на относительно недорогих товарах (книги, музыка, онлайн-услуги), а также тем, кто в качестве основного преимущества предлагает покупателям низкие цены.
Что же до наиболее интересной, с точки зрения продавцов, аудитории – тех, кто располагает более чем 200 долларами в месяц на члена семьи и достаточно часто выходит в Интернет, то таких оказалось всего 700 тысяч человек по всей России, или 0,6% от общего числа пользователей Рунета.
Рунет: посетители и потенциальные покупатели
Мы видим, что картина оказалась не такой оптимистичной, как можно было поначалу подумать. Несмотря на это, потенциал роста есть. Рост может быть обеспечен за счет дальнейшего распространения Интернета среди состоятельных россиян. Такая тенденция явно прослеживается на диаграмме ФОМа.
Действительно, наиболее динамично увеличивается число интернетчиков среди людей, живущих больше чем на 100 у.е. в месяц. Причем, в этой категории остается значительный потенциал роста. Лишь 30% опрошенных «зажиточных» жителей РФ выходили в Сеть хотя бы раз за последние полгода.
Интересно и то, что в среднем доходы тех, кто выходит в Интернет часто выше тех, кто посещает Всемирную сеть время от времени (оно, в общем, и понятно: если денег хватает только на «прожиточный минимум», тут не до онлайна).
Средний доход на членов семьи в у.е. Разбивка по различным аудиториям
Количество покупателей может увеличиться за счет того, что использование Сети, наконец, станет обыденным, привычным. Впрочем, до этого пока далеко. По сравнению с зимой, наибольший рост наблюдался в «шестимесячной», «трехмесячной» и «месячной» категориях:
Наконец, ряды онлайн-покупателей могут пополниться за счет общего повышения уровня жизни в стране и перехода небогатых пользователей в категорию «обеспеченных». Но эти процессы уже во многом зависят от проводимой государством экономической политики.
Тема интернет-платежных систем продолжает оставаться актуальной для большинства онлайновых магазинов. Какие системы популярны в России, на Украине, во всем мире? Для оплаты какого рода товаров и услуг используются те или иные способы? Наконец, на какие интернет-валюты стоит обратить внимание, а про какие можно забыть?...>>>
ФОРУМ
Есть оффлайновый бизнес?
Хотите развить его с помощью Интернета?
Но нет времени?
Почему бы не воспользоваться системой заказа?
Только сегодня читала статью, что многие, типа крупные фирмы, считают. что им ни оптимизация, ни раскрука не нужны.
Я, кстати, с таким подходом часто сталкиваюсь у наших производителей...
>>>
Суть моих мыслей в том, что надо создать более дружелюбную и покупателю понятную обстановку. Для покупателя из СНГ наверное это не столь и важно он привык, и наверное ему это нравиться (но скоро это пройдёт) и интересно заполнять анкеты отвечать на дурацкие вопросы типа «Сколько вы зарабатываете? Как вы нас нашли? и т.д.». Плюс к тому многие админы в формах эти поля помечает как обязательными.
Я призываю к тому, что всё в окончательной стадии оформления заказа должно быть в одной страничке. И адрес отправки, и способ оплаты, и даже если есть возможность (реальная ) расчёта с кредиткой то и эта форма в одном месте...
>>>
Самая грубая оценка - это сколько магазин приносит дохода за 1 год. Это для устоявшегося бизнеса. Ну + складские запасы + др. матер. средства.
По крайней мере появляется исходная цифра для торга.
Если магазин совсем совсем юный и таких цифр нет (или они недоказуемы), то он стит столько, сколько стоит движок (ну + чуть-чуть на раскрутку, проплаченный хостинг, то-сё, + складские запасы)...
>>>
По поводу цветов: это известная проблема (и самая главная для нас). Во-первых будет висеть предупреждение, во-вторых есть возможность отказаться при осмотре товара, принесенного курьером...
Еще есть мысль позволить заказать несколько похожих тонов, чтобы выбрать лучший...
Ну и многие женщины прекрасно знают номер своей помады, зачастую пробуют и консультируются в одном (более дорогом) магазине а покупают где подешевле...
>>>
Новый клиент появляется так:
Он не вчера родился и давно имеет и коппьютер и интернет (А кто вообще сейчас без компьеютера и без интернетма? У кого на столе гроссбух, и дисковый телефон, и счеты вместо калькулятора?) Для фирмы он ноый, его заинтересовали сигнализации блютуз или что там еще, которых_нет_у_других/есть_но_дороже/есль_очень_далеко/и_т.д.
95-99%% - пусть так и поступают ведь в журнале тоже есть реклама, но ведь есть те 5-10...
...5-10 НОВЫХ покумателей...
>>>
Вопрос для тех, кто торгует только он-лайн, без реального магазина.
Случалось ли вам сталкиваться с контрольной закупкой или другими действиями контроль. органов? Ваши действия?...
>>>
Да и в России так же продают одежду из каталогов (в основном немецких и французских, квелле и пр.).
Но у них большие трудности именно с организацией. У вас (по отношении к России их будет еще больше).
Сроки, доставка, отказ, таможня. (при ввозе ваш контрагент обязан будет заплатить ввозную пошлину), А если отказ? Теоретически можно вернуть но это такой гемор...
Поэтому многие возят эту одежду по каталогам использую достаточно регулярные авторейсы. Фактически - контрабандой. Заказов не много, а автобусы с туристами гоняют в европу в день по 100 штук. 2-3 вещи не вызывают никакой реакции у таможни. Несерьезно - но работает. Из вашей же Канады - так не получится...
>>>
Предположим, мы все имеем доступ к общедоступной статистике конкурента -- что нам даст простой счетчик и даже график посещения его сайта -- он с большой вероятностью совпадает кривой с нашим -- отличаясь в большую или в меньшую сторону. Толку от этих цифирь? Стали больше посещать конкурента - надо поработать над своей рекламой и сделать сайт поприветливей? Ответы, пожалуйста..
>>>
Народ, а все ли участвующие в обсуждении являются высшими чинами ИМ? Подозреваю, что нет...
Всё просто. Если Вы не можете для себя прикинуть ПОЛЬЗУ от ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ, то, само собой, и ассоциация Вам не нужна.
Что конкретно мы будем делать вместе в будущем? Отвечу - то, что захотим. То, что хотели бы сделать сами, но не можем в одиночку. Поднятие престижа электронной торговли - вот главная цель, разве не этого нам всем НЕ ХВАТАЕТ? Разве не задают вам вопросы типа "а почему я должен верить вашему магазину?", нам задают, часто, один из самых часто задаваемых вопросов. И это при том, что мы давно существуем и нас многие знают. А почему? Потому, что народ наслушался/начитался про то, что в инете сплошной обман! Должен быть контролирующий орган, вот им и будет Ассоциация...
>>>
подскажите аналогичные системы с:
- еженедельыми либо 2-ух недельными выплатами
- возможность продавать программное обеспечение (а не доступ к сайту)
- по возможности низкими процентами...
>>>
Есть очень интересный проект - пункт ввода-вывода, обмена электронных денег. С технической стороны практически все реализовано. Проект ориентирован на англоязычную аудиторию. Дело очень выгодное, так как я лично разрабатывал подобный проект для Заказчика и знаю какие там крутятся деньги.
Сама система не просто набор html страниц, как это сделано в большинстве обменных(даже западных) пунктов а серьезная программа с регистрации, мастерами, интерфейсами к платежным сайтам, административной частью с полной статистикой и управлением и т.д.
Планируется кроме стандартных операций добавить функции по переводу любой электронной валюты по E-mail, специальный интерфейс для продавцов. Идей много.
Но! Кроме технической части требуется финансовая часть, как то обслуживание всех платежей - wire transfer, чеки, карты и т.д. + для прибыльной работы необходимо первоначально загрузить счета с электронной валютой начальными суммами...
>>>
Честно говоря, я озадачен и удивлен. Неужели тема американских и оффшорных компаний столь актуальна? Я думал, что хоть и существует спрос на эти услуги, но он маленький и с лихвой покрывается компаниями, предоставляющими подобные услуги.
Хотелось бы услышать взвешенные и объективные мнения на этот счет. Итак, насколько актуальны американские и оффшорные компании в настоящее время? В чем заключаются главные проблемы этого бизнеса, как с точки зрения тех, кто покупает компании, и тех, кто регистрирует компании? Каковы краткосрочные и долгосрочные прогнозы?...
>>>
1 июля 2003 года мы предоставили партнерам возможность размещать фрэйм-версию сайта. Хотелось бы услышать мнение людей, которые использовали данный метод в своей практике. Господа, поделитесь опытом, плз...
>>>
Если вы не хотите отстать от конкурентов, читайте "Вестник электронной коммерции". Единственная новостная лента, объединяющая новости оффлайновой торговли с новостями электронной коммерции.
Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной коммерции и торговли за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.
Информация Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.