"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается," - а как еще оправдываться за то, что предыдущий выпуск "Пособия для директора" вышел аж 5 дней назад, 20 числа? Стыдно нам, посыпаем голову пеплом и обещаем наладить, исправить и искупить. Аминь!
Все, кто регулярно заходит на сайты интернет-СМИ, наверняка удивляется: почему имена одних компаний не сходят со страниц информационных ресурсов, а других – не упоминаются ни при каких обстоятельствах? Может быть, первые платят владельцам сайтов бешенные деньги, тратят огромные средства на организацию фуршетов, пресс-конференций и на работу с прессой? Может быть. Именно так и поступают крупные компании, которым необходимо создать себе хороший имидж на уровне страны/ края /области /района.
Что же делать маленьким предприятиям, как им выделиться из ряда себе подобных, попасть на первые страницы со знаком "плюс"? У таких неприметных фирм выход один – общаться со СМИ посредством пресс-релизов. О грамотном написании пресс-релизов, причем пресс-релизов, рассчитанных на инициирование публикаций в интернет-изданиях, и пойдет речь в этой статье.
Сразу хочу предупредить: этот материал предназначен прежде всего для людей, которые не занимаются профессионально Public Realtions, но хотели бы воспользоваться возможностью рассказать о своем бизнесе через средства массовой информации. Впрочем, как показывает практика, некоторым специалистам от PR также не мешает поучиться такой простой вещи, как составление и рассылка пресс-релиза.
Оно мне надо?
"Надо ли мне 'засвечиваться' в СМИ?" – ответ на этот вопрос можете дать только вы сами. Десятки тысяч фирм отлично работают, не сообщая широкой общественности никаких подробностей своей деятельности. Они убеждают клиентов и партнеров в преимуществах работы с ними напрямую: информацией на сайте, при личной встрече, рекламой "в лоб". Эффективен ли такой способ? Да, все эти методы дают неплохой результат. Еще лучший результат эти мероприятия дадут, если потенциальный клиент, партнер или покупатель уже слышал о вас из независимого источника. Причем, слышал только хорошее. А самый простой и доступный всем способ организовать о себе публикацию в независимом источнике – это составить и разослать грамотный пресс-релиз.
Окупит ли публикация время, затраченное на составление релиза? Отдача зависит от многих факторов. Однако эффект все равно будет – ведь количество людей, которые узнают о вашем бизнесе, не ограничится теми, кто перейдет на сайт с новостной страницы. Если систематически "радовать" редакторов своими пресс-релизами, название вашей компании будет у людей "на слуху", вам не придется по 10 раз на дню объяснять, чем занимается ваша компания и в чем ее преимущества перед конкурентами.
О чем писать?
Часто нежелание общаться со СМИ компании объясняют так: "А о чем нам рассказывать? У нас все как обычно." Или: "Да нет, это событие не стоит того, чтобы о нем упоминать. Про это ведь никто не напечатает!"
По долгу службы, мне постоянно приходится читать чужие пресс-релизы, а иногда и участвовать в составлении собственных. Так вот, авторитетно заявляю: нет такой бесцветной темы, которой нельзя было бы интересно обыграть и нет такой интересной во всех отношениях темы, которую нельзя было бы "провалить".
Ниже приведены семь стандартных поводов, по случаю которых составляются пресс-релизы. Как уже было сказано выше, новость для прессы можно сделать из любого события. Однако чаще всего почему-то встречаются эти семь:
Знаменательная дата - это может быть день рождения компании, годовщина появления на рынке продукта/ услуги или любое другое знаменательное событие. Если такого события нет, его можно придумать. Только не переусердствуйте – ведь, при желании, вас легко можно проверить.
Вообще, стандартные пресс-релизы, посвященные знаменательным датам, проще писать крупным или хотя бы известным компаниям, попутно сопровождая письмо в редакцию приглашением на банкет. Пресс-релиз об очередной годовщине "Озона" наверняка привлечет внимание журналиста, чего не скажешь об аналогичном пресс-релизе, например, магазина бытовой химии Globol.
Не слишком известные компании могут попробовать рассказать о юбилее в контексте другого события. Например, в контексте какой-то интересной акции, к которой это событие может быть приурочено. В случае с Globol, магазин мог бы в день своего рождения устроить "месячник борьбы с багами". Каждый, кто найдет на сайте баг, получит бесплатно средство борьбы против тараканов. Пример не слишком удачный, но достаточный для того, чтобы обрисовать идею.
Запуск нового проекта - Самая распространенная ошибка, которая совершается при запуске проекта – авторы пресс-релиза недостаточно внимания уделяют отличиям проекта от конкурентов, или же рассказывают о вещах, интересных только им самим. Например, при запуске нового интернет-магазина хвастаются, какая у этого магазина замечательная система внутренней статистики. Вместо этого лучше обратить внимание журналистов на самые дешевые цены, самую быструю доставку и т.п.
Начало продаж необычных товаров или предоставления нестандартных услуг - Практически любую услугу и любой товар можно представить так, что их появление станет отличным информационным поводом. Здесь главное – фантазия и отсутствие клише: стандартные фразы "лучший", "самый модный", "самый популярный" не годятся. Заинтересуйте редактора, объясните, почему появление новинки так важно для читателей издания. Тут тоже важно не перестараться и не начать занудное повествование об истории возникновения товара.
Проведение маркетинговых акций - Если к проведению акции сотрудники подошли творчески, то и с пресс-релизом особенных трудностей не должно возникнуть. Если же вы задумываетесь, заинтересует ли информация о мероприятии журналистов, спросите себя еще раз: "А так ли уж качественно и тщательно это мероприятие было спланировано?" Возможно, вам следует пересмотреть условия и формулировки акции с тем, чтобы они стали более привлекательны для клиентов?
Победа в конкурсе или завоевание какой-то престижной награды - Как правило, здесь все ограничиваются стандартным "за выдающиеся заслуги..." и далее по тексту. Конечно, можно придумать и что-то нестандартное, например, гордо отказаться от заслуженной награды или передать приз в детский приют.
Перестановки в компании - Вряд ли неизвестным компаниям стоит делать из подобных событий информационный повод. Как новость это мало кого заинтересует (если, конечно, ваш новый сотрудник – не космонавт или бывший правительственный чиновник). Информационное письмо с целью проинформировать издания – еще куда ни шло, но, для использования в качестве новости эта тема подходит плохо.
Заключение соглашений с новыми партнерами - Здесь также все зависит от известности компании. Будет лучше, если вы сделаете упор не на самом партнерстве, а на его результатах - на новых возможностях, которые откроет это партнерство для ваших клиентов. Если партнер – фирма с устоявшимся брэндом, можете попробовать воспользоваться популярным именем в своих корыстных целях. Никого не интересует, что магазин спортивной одежды стал дилером "Рибок". Зато информационные ресурсы вполне могут опубликовать информацию о том, что "Рибок", начинает завоевание Интернета именно с вашего сайта.
И – повторюсь еще раз – писать можно обо всем, что угодно. В одном из самых удачных пресс-релизов, которые я когда-либо видел, рассказывалось о том, что у магазина MagicParty.ru нет офиса. Автору этого пресс-релиза удалось превратить негативный фактор (нет офиса – значит фирма испытывает финансовые трудности) в ноу-хау.
Продолжение следует: "Практика составления пресс-релизов"
Не знаю что подраземевает Владимир под накруткой. Вообще-то , многое зависит от того, что продается. Но я могу сказать , что у меня постоянный клиент может получить и 40% скидки. И в стоке у меня цены вообще ниже закупочной цены . Все зависит от вида бизнеса. Торгуя мелочевкой 40% не скинишь, но в 3 раза накрутить можно....
>>>
Одежду или обувь через компьютор нормальный человек не купит ни для себя, ни для скажем дальнейшей перепродажи (в случае с оптовым покупателем). И мне например сайт нужен как инструмент рекламы и возможности предварительного посещения бутика. Как инструмент непосредственной продажи он не сработает, это я как продавец со стажем могу ответственно утверждать. Никакая система не спасет...
>>>
Да помниться год назад я был на семинаре где Info-город (если память не изменяет) показывали Flash игрушку с рекламой пива Балтики.
Вообще это классная идея, выпускать всякие забавные Flashы и мини игры с рекламой. Хотя оно и не слишком проста в реализации, но думаю при удачном сценарии/идеи может дать потрясающий эффект.
Да, вот пока писал, вспомнилось. Лет 5 назад ходил по рукам Марьяж в котором была вставлена реклама не самого разработчика, а сторонних фирм...
>>>
Если вы не хотите отстать от конкурентов, читайте "Вестник электронной коммерции". Единственная новостная лента, объединяющая новости оффлайновой торговли с новостями электронной коммерции.
Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной коммерции и торговли за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.
Информация Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.