Глобальность сети Интернет и количество ее пользователей однозначно
подтверждают тот факт, что эта интерактивная информационная среда идеальна
для развития бизнеса любой компании, так как она неподвластна времени
и расстояниям.
За последние четыре года оборот бизнеса в Интернет вырос более чем в
20 раз. Ни одна другая отрасль экономики не может похвастаться такими
темпами роста. Наиболее впечатляющими темпами (более, чем в сто раз за
четыре года) вырос оборот в области межфирменной торговли (business-to-business
trade или В2В).
Ожидается, что к 2004 году мировой оборот этого сектора рынка достигнет
7-8 триллионов долларов. В России оборот рынка В2В к 2004 году оценивается
в 5-20 млрд. долл. Менее чем за год число торгово-информационных ресурсов
В2В в Рунете удвоилось и достигло 105. Десятки российских и зарубежных
компаний предлагают широкий спектр решений для создания систем В2В.
Весьма перспективным направлением развития бизнеса в секторе В2В является
предоставление услуг по аренде приложений. К 2004 году рынок услуг возрастет
в четыре раза и достигнет около 4,5 млрд. долл. В России же, по нашим
оценкам он вырастет до 120 млн. долл. Поистине, 2001 год стал для России
переломным в развитии межфирменного взаимодействия через Интернет.
Факты и тенденции
B2B (Business-to-Business) в современном понимании - это организация
комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями
посредствам электронный коммуникационных сетей (интернет, интранет, мобильные
и другие сети связи).
По оценкам Forrester Research, за период с 1998 по 2003 год, объем онлайновой
торговли в B2B возрастет с 48 млрд. долл. до 1 триллиона долл., тогда
как рынок B2C за это же время вырастет с 7,8 млрд. долл. до 108 млрд.
долл.
По мнению многих аналитиков к 2004 году рынок В2В вырастет в 8-10 раз
по сравнению с 2000 годом и может достигнуть 7 триллионов долларов.
Более двух третей европейских компаний, и почти 60% фирм США разработали
и приступили к осуществлению стратегических шагов развития электронного
бизнеса.
Стоимость создания торговой B2B-системы в России колеблется от 10 000
долларов до 1 миллиона. Стоимость создания B2B-систем на Западе начинается
от 500 тысяч долларов и может достигать 150 миллионов долларов.
К концу октября 2001 года, число B2B-проектов в России удвоилось по сравнению
с началом года и перевалило за сотню.
Руководители российских компаний считают, что объем электронных сделок
будет расти более чем на 100% в год и достигнет 22.3 миллиарда евро к
2004 году, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями.
В данный момент многие среди поставщиков решений, системных интеграторов
и Интернет-провайдеры наблюдается тенденция по интегрирации модели аренды
приложений (ASP - Application Service Provider) в свои услуги и приложения.
Американский малый бизнес делает ставку на Интернет
Среди небольших американских предприятий Интернет обогнал по популярности
традиционные маркетинговые инструменты, и наличие Web-сайтов становится
обязательным атрибутом бизнеса. К таким выводам пришли исследователи из
компании Lewis, Mobilio & Associates при опросе владельцев 976 небольших
предприятий. Выяснилось, что, несмотря на спад в экономике США, малый
бизнес с оптимизмом смотрит в будущее. 86 % опрошенных владельцев уверены
в успехе своих предприятий, и 67 % рассчитывают на скорое восстановление
экономики в целом.
По мнению респондентов, Интернет сыграет ключевую роль в успехе их компаний.
Среди тех, кто имеет или планирует завести собственные Web-сайты, 77 %
считают их обязательными атрибутами бизнеса.
По мнению Рика Пирсона (Rich Pearson), вице-президента по маркетингу
компании Homestead, которая занимается созданием Web-сайтов, те предприятия,
которые используют в работе Интернет, настроены в два раза оптимистичнее
относительно своего будущего. Владельцы небольших предприятий считают,
что Web-сайты повышают эффективность бизнеса и позволяют экономить до
5 тыс. долл. на почтовых рекламных кампаниях. Кроме того, Web-сайты дают
возможность привлекать серьезно настроенных потребителей, в отличие от
каталогов, читатели которых зачастую звонят только, чтобы узнать цену.
При этом большинство предприятий малого бизнеса не прибегают к рекламным
рассылкам по электронной почте, но используют Сеть как способ взаимодействия
с существующими клиентами.
В ходе исследования выяснилось, что 39 % небольших американских предприятий
планируют в следующем году заняться онлайновым маркетингом, в то время
как к услугам прямой почтовой рассылки намерены прибегнуть 27 %, к газетной
и журнальной рекламе – 26 %, а разместить информацию в каталогах типа
"Желтые страницы" собираются 24 % опрошенных.
В конце октября Государственной Думой РФ был одобрен ряд поправок к
Налоговому Кодексу, в результате чего платежи, осуществляемые при помощи
пластиковых карт оказались приравнены к наличным платежам и, следовательно,
получили статус облагаемых налогом с продаж. Уравнение электронных и наличных
платежей сразу же было оценено экспертами как достаточно спорное решение.
Для того, чтобы оценить мнение аудитории Сети о новом положении законодательства,
портал CredCard.ru, специализирующийся
на проблематике электронных и онлайновых платежей, провел опрос собственных
посетителей, в ходе которого им было предложено определить, как соотносятся
наличные и электронные платежи.
Результаты опроса основаны на мнении 668 пользователей интернета. При
этом 652 респондента (97%) поддержали точку зрения, что электронные транзакции,
безусловно, являются безналичными и, как следствие, не могут облагаться
налогом с продаж. Противоположную точку зрения, поддерживающую решение
Государственной Думы высказали всего 3 участников голосования (менее 0,5%).
Еще 13 посетителей посчитали, что верным является любое законодательно
утвержденное решение. Таким образом, аудитория Рунета однозначно оценила
решение депутатов как ущемляющее права держателей карт и препятствующее
развитию электронных платежных систем в России.
Мультиязычная Автоматическая Система маркетинга товаров и услуг "TradeVisa" - первый международный проект, посвященный проблемам экономического сотрудничества.