>
Важное место в христологии <Пауля> Тиллиха занимает его трактовка
Воскресения. «Воскресение Христа» и «Крест Христа» – это взаимозависимые
символы. По Тиллиху, религиозный символ – это реальное событие
или явление нашего мира, с помощью которого высшая реальность что-то
открывает нам о себе на доступном нам языке. Но если историческая
реальность Креста сомнений не вызывает, то о Воскресении рассказывается
как о мистическом опыте немногих. Хотя в Новом Завете реальности Воскресения
придается огромное значение, новозаветные тексты не дают однозначного ответа
на вопрос, что́ именно произошло. Поэтому всё, что можно сделать, –
это предложить некую богословскую теорию. Существуют две теории. Первая –
воскресение тела, она основана на рассказе о пустой гробнице. Вторая –
событие Воскресения совершилось в умах последователей Иисуса, которым он являлся
после смерти. Эти явления можно интерпретировать либо как психологические
переживания (попросту говоря, галлюцинации), либо как реальные встречи с Иисусом,
продолжавшим жить в некоем духовном теле. Эти теории Тиллиха не удовлетворяют.
Он задается вопросом: в чём заключается то негативное, чем грозила
смерть Иисуса, и что было побеждено Воскресением? Ясно, что это не просто
смерть отдельного человека, каким бы великим он ни был. Это смерть человека,
который был пронизан Духом. И если бы после его смерти действие
Духа прекратилось, то смерть сделала бы свое дело: ни оживание умершего
в виде физического или духовного тела, ни тем более субъективные
переживания последователей не стали бы победой над смертью. По Тиллиху,
виде́ния Воскресшего возникали всякий раз, когда его последователи
были охвачены Духом, и в этом экстатическом опыте конкретный образ Иисуса
из Назарета нерасторжимо соединился с реальностью действия Духа. В этом
соединении и состояло событие Воскресения: это было возникновение под действием
Духа веры в то, что в Иисусе действительно действовал Дух Божий,
и что всё, что он говорил при жизни, было правдой и должно
осуществиться.
> Понимаемое таким образом Воскресение стало центральным событием
истории спасения. Оно имело следующие последствия: > 1) действие Духа
Божьего в мире, которое ранее было латентным, после этого события стало явным; >
2) действием Духа была создана новая реальность: Святое Сообщество{}
тех, кто принял Христа как Спасителя, – невидимая духовная
сущность Церкви; > 3) появился надежный критерий, по которому можно
оценивать действие Духа Божьего в мире: в своей предельной форме оно описано
в евангельском повествовании о земной жизни Иисуса Христа.
> По Тиллиху,
спасение, которое становится возможным благодаря спасающей силе Нового Бытия,
имеет троичный характер.
> Во-первых, спасение – это соучастие
в Новом Бытии (обновление). Сила Нового Бытия должна захватить человека,
который находится в рабстве у старого бытия. В спасении всегда
есть как субъективная (реакция человека), так и объективная сторона. Если
человек захвачен Новым Бытием, он объективно находится в состоянии, которое
называют «новым рождением», «обновлением», «новым творением». Хотя в этом
состоянии в человеческой душе и происходят субъективные процессы, объективная
реальность Нового Бытия предшествует субъективному участию в нём. Но на этапе
обновления соучастие человека в Новом Бытии может быть лишь фрагментарным.
>
Во-вторых, спасение – это принятие Нового Бытия (оправдание).
Оправдание предполагает веру в Иисуса Христа как носителя Нового Бытия.
«Вера, оправдывающая вера – это не человеческий акт, хотя он и происходит
в человеке; вера – это действие божественного Духа, сила,
создающая Новое Бытие – во Христе, в индивиде, в Церкви».
{Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1,2. С. 538.} Оправдание
вносит в процесс спасения элемент «вопреки». Его объективный смысл заключается
в том, что Бог принимает человека несмотря на то,
что тот как был, так и остается грешником. Но субъективно
человек сознает свою вину, сознает, что он недостоин принятия Богом. И тем
не менее он верит, что принят. Протестантский принцип «оправдания
верой» часто понимают примитивно: вера понимается как такой акт человека,
благодаря которому он заслуживает оправдания. Тиллих характеризует такое понимание
как полное и катастрофическое искажение учения Лютера. «Источником оправдания
является лишь Бог… однако вера в то, что человек принят –
это канал, по которому благодать передается человеку».
{Там же. С. 539.} Поэтому протестантский принцип оправдания верой
должен быть сформулирован более четко: оправдание благодатью посредством веры.
>
В-третьих, спасение – это преображение Новым Бытием (освящение).
Это такой процесс, в котором сила Нового Бытия преображает личность и сообщество
как внутри, так и вне Церкви. <...>
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Кем
движет Дух Бога, те сыны Бога. Дух, который вы получили, это не дух
рабства, вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили
Дух, который сделал вас сынами Бога! Это Он побуждает вас взывать: "Абба!
Отец!" Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о
том, что мы дети Бога. А если дети, то наследники
наследники Бога, сонаследники Христу, потому что если
мы разделили Его страдания, то разделим и Его славу. *Я уверен,
что нынешние наши страдания ничто в сравнении с той
славой, которая нас ждет. Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
когда Бог открыто явит Своих сынов (оно не исполняет своего предназначения
не по собственной вине, а потому что такова была воля Бога), в
надежде на то, что оно, само мироздание, станет свободным от рабства
у гибели и разделит свободу и славу детей Божьих.* (Рим.8:14-21)
* * * *Братья, мое самое горячее желание — чтобы Израиль
был спасен. И об этом я прошу Бога. Я свидетельствую, что
они жаждут исполнить волю Бога, но у них нет истинного знания. Поэтому
они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и
стремясь утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей.
Потому что Христос — конец Закона: теперь каждый, кто
верит, оправдан Богом. *Моисей пишет об оправдании через Закон: "Только
тот, кто исполнит все повеления Закона, будет жить".
Но вот что говорит Писание об оправдании за веру: "Не спрашивай
себя: кто взойдет на небо?" (это значит: для того, чтобы привести
на землю Христа). И не спрашивай себя: "Кто спустится в бездну?"
(это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших). Но вот
что говорит Писание: "Рядом с тобой Слово Бога —
на устах твоих и в сердце твоем", то есть весть о
вере, которую мы проповедуем. Если ты будешь устами исповедовать, что
Иисус — Господь, и сердцем верить, что Бог поднял Его из
мертвых, будешь спасен. Кто верит сердцем —
будет оправдан. Кто исповедует устами — будет
спасен.* (Рим.10:1-10)
*
* *
*Продолжая
путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни, его звали Матфей.
Следуй за Мной, говорит Он ему.
Тот встал и последовал за Ним. Когда Иисус был у него на обеде,
там собралось множество сборщиков податей и прочих грешников,
они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками. Увидев
это, фарисеи стали говорить ученикам: Почему
ваш Учитель ест со сборщиками податей и грешниками?
Иисус, услышав это, ответил: Не здоровые
нуждаются во враче, а больные. Ступайте и постарайтесь
себе уяснить, что значат слова:
"Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений".
Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.*
(Мф.9:9-13)