>
Подлинное покаяние, как и все виды ложного, мы найдем у тех же
святых отцов. Чтобы покаяние не превратилось в самоцель, преподобным
отцам-аскетам требовался некий противовес. Они укрепляли в себе мнение, что результаты
их подвигов ничего не ст`оят, и это спасало их от зазнайства.
Преподобный Сисой Великий, который «просветился лицем как солнце», перед смертью
упрашивал Христа дать ему время на покаяние: «Не знаю, положил
ли я хотя бы начало покаянию?» Даже самое глубокое покаяние самой святой личностью
не воспринимается как покаяние – оно существует как
способ общения, а не как предметная задача удаления того или иного
порока. Ликвидация пороков оказывается только материалом общения с Богом,
дровами, которые сгорают у костра нашей беседы с Воскресшим (Ин.21:9).
>
Вот почему покаяние практиковалось как постоянное занятие, представлявшее
собой форму богообщения. Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Постоянное покаяние
состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями,
которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании
телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди»
(Аскетические опыты. Т. 1, гл. 2). Преподобный Авва Пафнутий: «Покаяние
никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею
делаем их [малозначительные грехи] то по неведению, то по забвению,
в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному
увлечению или по немощи плоти» (Иоанн Кассиан Римлянин. Сочинения. Гл. 11).
Святитель Иоанн Златоуст: «Ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно.
Ибо в сем состоит исповедание. Не будь же ныне весел, завтра
печален, потом опять весел. Напротив – непрестанно плачь и сокрушайся»
(Толк. на 2Кор. Беседа IV).
> Таким образом, настоящее покаяние
в сочинениях отцов есть форма коммуникации, обусловленная опасностью духовного
нарциссизма, почти неизбежного в условиях одиночного усиленного подвига аскета.
Святые отцы решали сразу две задачи: теснейшее общение со Христом и нивелирование
ценности тех огромных усилий, которые для этого были необходимы. Монашество –
высокая плата за богообщение, которую нужно было обесценить, чтобы не окаменеть
в самолюбовании.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Писание
говорит: "Тот, кто верит в Него, не будет посрамлен".
Это относится как к евреям, так и к язычникам. Господь один
у всех, щедрый ко всем, кто к Нему взывает. Ведь "каждый,
кто воззовет к Господу, будет спасен".*
(Рим.10:11-13/*/)