> Мы не удивились,
увидев, что Иисус, который сделал любовь центром благочестия, преодолел страх,
а также раввинистический закон с его навязчивыми идеями и тягостными
размышлениями о «жизни по букве», который мы видим во всём
развитии иудаизма. «Совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4:18). Павел —
прекрасный тому пример. Своей верой в любовь, которую мы можем назвать
и «любящей верой», он преодолел страх и тем ослабил путы традиционных
ритуалов и писаний закона; более того, он разошелся с законом Моисея.
Это освобождение от зависимости, открывшее христианству доступ в греко-римский
мир, является важным для мировой истории свершением Павла. Если воспринимать
это деяние лишь как дополнение к миссионерской деятельности, это
не только укажет на полное непонимание душевных переживаний святого
Павла, но и станет свидетельством общей некомпетентности в религиозной
психологии. Без сомнения, Иисус повлиял на Павла очень сильно. Еще до того,
как тот начал отстаивать свое понимание ве́сти Христа в спорах
с первыми апостолами (Деян., гл. 15, Гал., гл. 2), он должен был слышать
об учении Иисуса и о том, когда Он исполнял закон и когда
не исполнял. Несомненно, он знал, что Иисус видел в любви
исполнение закона (Мф.7:12, Мк.12:30), а некоторые заповеди Он практически
игнорировал, но никоим образом не отменял закон в целом. В отвержении
закона Павел иногда рассуждал более радикально; но его осмысление подразумевало
противоречия, и это, при его уважении к власти Христа, заставило
его делать вере в закон странные уступки.
> Павел резко отрицал,
что через закон можно достичь справедливости. Это отражает прежние страдания
апостола в его яростной и временами совершенно бесплодной борьбе
со страхом через соблюдение закона. В устранении навязчивого характера
закона Моисея Иисус и Павел едины.
> Павел о законе.
Смена представлений
> Остатки прежнего страха, порожденного виной и <прежней>
ролью фарисея, повлекли за собой то, что Павел приблизился к закону
ближе, чем Иисус. И смена представлений и понятий с новой
религиозной оценкой закона должны были стать намного более подробными. Его теории
и теологические выкладки строились на рациональных основаниях, для Иисуса
чуждых. Возможно, этот отказ Христа был одной из причин возврата Его учеников
к закону, даже если не обратить внимания на Его слова, обращенные
к богатому юноше: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди
заповеди!» (Мф.19:17).
> Из учения Павла о законе мы можем
выделить элементы, особенно важные для преодоления страха. Достижение апостола —
освобождение верных от закона. Они «умерли для закона телом Христовым» (Рим.7:4).
Для них Христос — конец закона (Рим.10:4), они свободны
от его оков.{} Нет недостатка в уничижительных
высказываниях: закон есть сила греха (1Кор.15:56) и, будучи таковым,
принес людям жало смерти. Грех существовал уже до Моисея и до закона,
но не вменялся людям, пока не явился закон (Рим.5:13). Закон был воспитателем,
пока не пришел Христос (Гал.3:24), и закон не был любящим «учителем»,
он был суровым наставником и держал учеников в покорности и узах.{}
Именно через него люди узнаю́т грех.{} Подчиняться
ему означает находиться под его стражею (Гал.3:21; Рим.6:14). И потому
благословенны верующие, ибо Христос искупил их от <проклятия>
закона! (Гал.3:13). Закон пришел после, чтобы умножилось преступление (Рим.5:20),
к счастью, <он действует лишь до определенного> срока (Гал.4:2),
<он преподан> через ангелов (Гал.3:19), и мы знаем,
что ангелы, которые поддерживают общение с людьми — в лучшем
случае посредники, предвещающие несчастье.
> Тот, кто хочет <снова>
установить закон, берет на себя большую ответственность (Гал.1:7; Гал.2:11),
а тот, кто ищет в нём оправдание, отпадает от Христа (Гал.5:4).
>
Порой Павел защищает закон; кажется, это увеличивает опасность возникновения страха.
«Мы уничтожаем закон верою? Никак!» (Рим.3:31). «Кто исполняет его,
тот жив будет!» (Рим.2:13). Закон свят (Рим.7:12), духовен (Рим.7:14),
и только потому, что человек плотян и продан греху, он не может
этого заметить.
> Попытки примирить эти <противоречия> не входят
в наши задачи. Думаю, прежде всего нужно принять во внимание, что святой
Павел испытал двойственный опыт. В дохристианский период он испытывал
как избавление от страха, так и его усиление; но,
став единым с Христом, он обрел уверенность в спасении. Для нас
важнее всего то, что вера во Христа поистине осуществляет то, чего не может
достичь закон, если принять во внимание человеческую плотскую природу. Она
оправдывает человека перед Богом и освобождает его от страха, рожденного
чувством вины.
> Иногда апостол толкует Священное Писание грубо, словно
раввин. Это результат традиции, рожденной коллективным компульсивным неврозом.
Его вред устраняется толкованием, которое, скорее всего, является внесением
идей Павла.{} Своим великим свидетельством: «Буква убивает,
а дух животворит» (2Кор.3:6) он в само́й сути освободил христианство
от компульсивно-невротической ортодоксальности, основанной на Священном
Писании.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Кем
движет Дух Бога, те сыны Бога. Дух, который вы получили, это не дух
рабства, вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили
Дух, который сделал вас сынами Бога! Это Он побуждает вас взывать: "Абба!
Отец!" Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о
том, что мы дети Бога. А если дети, то наследники
наследники Бога, сонаследники Христу, потому что если
мы разделили Его страдания, то разделим и Его славу. *Я уверен,
что нынешние наши страдания ничто в сравнении с той
славой, которая нас ждет. Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
когда Бог открыто явит Своих сынов (оно не исполняет своего предназначения
не по собственной вине, а потому что такова была воля Бога), в
надежде на то, что оно, само мироздание, станет свободным от рабства
у гибели и разделит свободу и славу детей Божьих.* (Рим.8:14-21/&/)
* * * *Братья, мое самое горячее желание — чтобы Израиль
был спасен. И об этом я прошу Бога. Я свидетельствую, что
они жаждут исполнить волю Бога, но у них нет истинного знания. Поэтому
они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и
стремясь утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей.
Потому что Христос — конец Закона: теперь каждый, кто
верит, оправдан Богом. *Моисей пишет об оправдании через Закон: "Только
тот, кто исполнит все повеления Закона, будет жить".
Но вот что говорит Писание об оправдании за веру: "Не спрашивай
себя: кто взойдет на небо?" (это значит: для того, чтобы привести
на землю Христа). И не спрашивай себя: "Кто спустится в бездну?"
(это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших). Но вот
что говорит Писание: "Рядом с тобой Слово Бога —
на устах твоих и в сердце твоем", то есть весть о
вере, которую мы проповедуем. Если ты будешь устами исповедовать, что
Иисус — Господь, и сердцем верить, что Бог поднял Его из
мертвых, будешь спасен. Кто верит сердцем —
будет оправдан. Кто исповедует устами — будет
спасен.* (Рим.10:1-10/++/)
*
* *
*Продолжая
путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни, его звали Матфей.
Следуй за Мной, говорит Он ему.
Тот встал и последовал за Ним. Когда Иисус был у него на обеде,
там собралось множество сборщиков податей и прочих грешников,
они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками. Увидев
это, фарисеи стали говорить ученикам: Почему
ваш Учитель ест со сборщиками податей и грешниками?
Иисус, услышав это, ответил: Не здоровые
нуждаются во враче, а больные. Ступайте и постарайтесь
себе уяснить, что значат слова:
"Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений".
Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.*
(Мф.9:9-13/^/)
*
* *
*Когда Иисус разговаривал с народом,
Его мать и братья стояли перед домом: они хотели с Ним поговорить.
Какой-то человек сказал Ему: – Там на улице
Твои мать и братья, хотят с Тобой поговорить. –
Кто Моя мать и кто Мои братья? – ответил
этому человеку Иисус и, указав рукой на учеников, сказал: –
Вот Мои мать и братья. Кто исполняет то, что велит
Мой Небесный Отец, тот Мне и брат, и сестра, и мать.*
(Мф.12:46-50/@/)
*
* *
*Иисус о многом говорил им в притчах: -
Вот вышел человек сеять. И когда он сеял, часть зерен упала у
дороги прилетели птицы и склевали их.
Другие упали на каменистую почву, где земли было мало,
и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
а когда взошло солнце, оно опалило их, и ростки, не имея корня,
увяли. Другие упали среди колючек
колючки взошли и заглушили их. А другие зерна упали в землю добрую
и дали урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.
У кого есть уши, пусть услышит!* (Мф.13:3-9/+/)