Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4198 "Искупление в свете библейского богословия" 30/VI-4/VII/22 (чт-пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 03-Jul-2022 15:39

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

* 20 июня 2022 г. ст.ст., воскресенье 3-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Рим.5:1-10; Мф.6:22-33.

 

 

 

 

 

> Славянское слово «искупление», соответствующее английскому redemption и использующееся в русских переводах Библии и русскоязычных курсах богословия, в современном русском литературном языке малоупотребительно. Пожалуй, единственное словосочетание, в котором его еще можно встретить вне богословской литературы, это – искупление вины, да и то оно в последние годы встречается редко, относясь к так называемому высокому стилю. Между тем в современном русском языке есть достаточно употребительное слово, соответствующее и латинскому redemptio, и греческим λύτρον, αντίλυτρον, λύτρωσις, απολύτρωσις и еврейским לוג (gaw-al`), הךופ (paw-daw'), רפב (ko'-fer), которыми в библейской и патристической литературе обозначается интересующее нас понятие. Слово это – выкуп, в английском языке ему, видимо, лучше всего соответствует ransom. В последние годы в российской печати это слово связано практически исключительно с криминальной хроникой, когда речь идет о выкупе, который требуют бандиты за освобождение своей жертвы из числа состоятельных граждан у ее родственников. В дальнейшем мы еще вернемся к этому наблюдению, когда нам потребуется рассмотреть фундаментальный Догмат христианского учения со стороны его библейского источника. А пока посмотрим, как уже в еврейской Библии понятия, имевшие бытовой и юридический характер перешли в область сотериологии.

> Слово paw-daw', встречающееся не только в еврейском, но и в других семитских языках и, будучи употребленным в еврейской Библии около 56 раз, связано прежде всего с осуществлением правосудия, согласно Моисееву Закону. Так, если по нерадению хозяина его вол забодал до смерти человека, то данному хозяину может быть назначена смертная казнь. Но если на то будет воля родственников умершего, то на него может быть наложен выкуп: «Пусть даст выкуп за свою душу» (Исх.21:30). Другой раз этот термин встречается уже с религиозным предписанием посвящать Богу всё первородное. При этом если чистые домашние животные, предназначаемые для жертвоприношений, от выкупа (имеющего характер церковного налога) освобождались, то за нечистых такой выкуп полагался, также он полагался за первенцев из людей. В последнем случае устанавливалась и его фиксированная стоимость (Чис.18:15-16).

> Другой термин  gaw-аl`, будучи уже чисто еврейским словом, вместе со своими производными встречается в еврейской Библии более 160 раз. Прежде всего он имеет отношение к еврейским родственным обычаям, предписывающим родственникам выкупать имущество и прежде всего землю, если их обедневший сородич в случае нужды их продаст (Лев.25:25). То же самое касается и выкупа евреем своего родственника, если он в случае нужды продался в рабство чужестранцу, поселившемуся среди евреев (Лев.25:45).

> И наконец, термин ko'-fer, который встречается в еврейской Библии только 13 раз, выступая практически исключительно в своем фигуральном значении и выражая такие понятия, как сумма, присуждаемая в пользу истца (Исх.21:30) или же как взятка (Ам.5:12). Наряду с термином paw-daw' мы встретим его в следующем месте: Пс.49(48):7-10 (цит. по русскому Синодальному переводу): «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! Человек никак не искупит (לאג) брата своего и не даст Богу выкупа (רפב) за него: дорога́ цена искупления (לאג) души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы». Как видим, здесь тема выкупа выходит из семейно-бытовой, юридической или же обрядовой сферы. Смысл данного места состоит в том, что человек не способен подкупить Бога, чтобы избавить другого человека от смерти, что выражено словами «искупить брата своего». При этом сама возможность такого выкупа не исключается, лишь говорится, что его цена <высока>. В этом указании можно усматривать мессианскую аллюзию с местами из Нового Завета, где говорится об искуплении Иисусом Христом верящих в Него. Однако само понятие искупления как синоним спасения, которое Бог дарит Своему народу, коренится в Ветхом Завете, имея следующие исторические аспекты. Яхве выводит Израиль из Египта, иначе говоря, выкупает, что в данном случае означает – избавляет (ga'al, לאג) его от рабства (Исх.6:6; 15:13; Втор.7:8; 9:26; Пс.106:10). У Второ-Исайи, возвещавшего возвращение евреев из вавилонского плена, Искупитель (go'el) – одно из наиболее любимых имен Божьих. Тема искупления в книге этого пророка для нас особенно важна, поскольку на ней основывались мессианские представления Первоначальной Церкви, оказавшие воздействие на новозаветных писателей.

> Но наряду с темой искупления Израиля в Ветхом Завете также присутствует тема искупления, то есть спасения Богом, отдельного человека. Как о своем Искупителе-Избавителе (go'el) говорит о Боге Иаков, благословляя своих сыновей (Быт.46:16).

> Давид призывает Господа, прося искупить его, то есть избавить от бед, или же прославляет Его за полученное избавление (2Цар.4:9; Пс.26:11; 69:18; 103:4). Особенно сильно мысль о Боге как об Искупителе человека, верящего в него, звучит у Иова. Его слова́ имеют особую важность, поскольку связаны с центральной мессианской идеей- воскресения мертвых. «А я знаю, – восклицает Иов, – Искупитель (go'el) мой жив, и в последний день Он восстановит из праха эту мою распадающуюся кожу, и я в своей плоти увижу Бога, Я сам Его увижу; мои глаза, не глаза другого Его увидят...» (Иов.19:25-27).

> Господь Иисус лишь однажды говорит об искуплении. В Мк.10:45 и в зависимом от него Мф.20:28 мы встречаем следующие слова: «Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, а для того, чтобы послужить и отдать Свою душу для выкупа (за искупление) многих». Правда, у Луки дважды встречается слово λύτρωσις – в 1:68 и 2:38, но эти слова там не принадлежат Господу Иисусу и в русском Синодальном переводе они передаются как избавление. В Новом Завете также говорится, что Господь Иисус искупил верящих в Него. При этом используются как глаголы λυτρόω и απολυτρόω (Еф.1:7,14), так и (у Павла) έξαγοράζω – что означает откуп, и даже αγοράζω – что означает просто покупку (например, в Откровении 5:9; 14:3-4).

> Вербально более скупо в Новом Завете обозначена цена искупления. У Павла она обозначена лишь однажды в Еф.1:7, где говорится об искуплении кровью Иисуса. Ярче об этом сказано в 1Петр.1:18-19, где малоазийские христиане ободряются тем, что они были «искуплены от суетной... жизни... не тленным серебром или золотом [обычные средства выкупа. – И.П.], но драгоценной кровью Христа...»

> Но что есть искупление согласно Новому Завету?

> В свое время на это пыталось дать ответ схоластическое богословие. При этом оно исходило из юридического требования удовлетворения того, что запрашивает истец и что правосудие находит справедливым. У Ансельма Кентерберийского в его знаменитом трактате Cur Deus Homo (Почему Бог стал Человеком) это понимание искупления нашло свое оформление, став нормой богословской ортодоксии. В простом выражении многочисленных христианских катехизисов это имеет то представление, что Божья справедливость, оскорбленная грехом Адама, явившего непослушание Божьей заповеди, требовала адекватного удовлетворения, каковым и стала жертва Христа. Но так ли это на самом деле? Если обратиться к двум системам новозаветного богословия (известным как Павлова и Иоаннова), то, думаю, это окажется не так.

> Павел в Послании к римлянам пишет о том, что верящие в Иисуса Христа оправданы даром, по Его милости через искупление, которое дано Христом Иисусом (Рим.3:24). В Четвертом Евангелии слово, которое могло бы быть переведено как искупление, не приводится вообще ни разу. Однако Сам Иисус там говорит о том, что Бог так полюбил мир, что отдал Своего любимого Сына, дабы каждый верящий в него не погиб, но имел бы вечную жизнь (Ин.3:16). Далее добавляется, что Бог послал в мир Сына не для того, чтобы мир судить, но для того, чтобы через него мир был спасен (Ин.3:17).

> Так чем же в свете этих высказываний должно рассматриваться искупление? Очевидно, актом Божьей любви к Своему творению. <Прот. Сергий> Булгаков в свое время сказал: «Любовь – это жертва», имея ввиду именно эту любовь Бога к сотворенному Им миру. Дьявол, человекоубийца от начала (Ин.8:44), как раз изначально и выступает в той роли, в которой сейчас и выступают обманщики и бандиты, жертвами которых становятся доверчивые люди, в погоне за собственной выгодой забывшие про Божью заповедь, подобно тому, как о ней забыли прародители. И вот ему-то, этому обманщику мира (Didache., 16:4), и выплачивается выкуп за плененных им людей, желающих избавления через то, что поверили в Господа Иисуса как в своего Спасителя.

> Такое решение проблемы ставит один простой вопрос. А неужели Бог в Своем всемогуществе не мог бы просто уничтожить Дьявола и вернуть Свое создание в первоначальное состояние? С человеческой (по-библейски говоря – плотской) точки зрения, такой вопрос вполне закономерен. Видимо, его как раз и имел ввиду Павел, когда говорил, что для эллинов (то есть неиудеев) проповедь о распятии Христа есть безумие (1Кор.1:23). Я не случайно выше процитировал Пс.49, где говорится о невозможности человеку принести выкуп за другого человека. Это смог сделать только единственный Сын Божий, ставший человеком, в силу безмерной любви Своего Отца к человечеству. Согласно пророчеству Второ-Исаии (Ис.53), он становится тем Божьим Агнцем, Который уносит грех всего мира. Не случайно поэтому Иоанн Креститель указывает на Иисуса как на Мессию, согласно этому пророчеству (Ин.1:29,36). Да, Дьявол может торжествовать, потому что получил выкуп – унижение и смерть единственного Сына Божьего. Но как кратковременно это торжество. Так же, как и непродолжительно царство зла в мире. Бог приносит в жертву Своего Сына, но Он же и воскрешает Его из мертвых, делая Его первенцем из тех, кто по вере в Него будет воскрешен к вечной жизни в последний день этого мира, пребывающего во зле.

> Павел, не упоминая терминов, которыми обозначается искупление, пишет о нём в главах 5 и 6 Послания к римлянам, подчеркивая, что грех первого человека исправляется исполнением Божьей заповеди <Божьим Сыном, ставшим> Человеком.

> Итак, здесь мы имеем дело с Божьей любовью, с Божьей милостью, которой мы по дару, данному нам в крещении, призваны подражать. Но это перед нами как христианами ставит ряд проблем, связанных с историей Церкви, основанной Христом Иисусом. Об этом в условиях известного прогресса человечества, и, прежде всего, прогресса нравственного и сто́ит поговорить, имея в виду нашу благодарность и ответственность перед искупившим нас Господом.

игумен Иннокентий (Павлов). 
Ст. "Искупление в свете библейского богословия" 
(оп. в сб. "Ансельм Кентерберийский. ПОЧЕМУ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ и ИСКУПЛЕНИЕ. Материалы второго международного симпозиума христианских философов") ]

 

 

к апостольскому чтению:
 + + + протоиерей Вячеслав Рубский:
        Искушение свести богословие к набору “прямых цитат из Библии”
         (+ссылки)
        >...> Внутри Бога происходит торг???
 + + + он же: Без крови не бывает прощения (2017 г.) (аудио)
 + + + В.Н. Кузнецова: Жизнь в мире с Богом
 + + + Мартин Лютер: Христос был отдан на смерть за наши грехи. Ответим дьяволу... messia.ru/rasylka/008/2238.htm (+ссылки)
  + + + Яков Кротов, свящ. Стефан Каприо, Валентина Кузнецова, иг. Иннокентий (Павлов), Светлана Коначева. Об искуплении
  + + + иг. Иннокентий (Павлов), свящ. Яков Кротов.
         Что такое искупление? (видео)
 
 + + + свящ. Александр Мень: искупление - выкуп

 

 

к апостольскому и еванг. чтениям:
 + + + свящ. Яков Кротов:
        Христос беззаботен, Он идёт на смерть, страдая, но не тревожась
 + + + он же: жить беззаботно (+ссылки)
 + + + о Рим.5:10

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*...человек может быть оправдан верой, без дел Закона.
 — А Бог? Он Бог только евреев? Или язычников тоже?
 — Да, Он – Бог и язычников.
   Бог – один, Он оправдывает и обрезанного за веру,
   и необрезанного за веру.
 — Значит, мы упраздняем верой Закон?
 — Никоим образом. Мы укрепляем Закон.
 — Тогда что мы скажем об Аврааме, нашем праотце,
   от которого мы происходим?
 — Если за свои дела Авраам был оправдан Богом,
   тогда он, конечно, может ими гордиться.
    Но не перед Богом.
   Что говорит Писание? –
   "Поверил Авраам Богу, и Бог признал это за праведность".*
                                           (Рим.3:28-4:3/+/)

* * *

*Я уверен, что нынешние наши страдания —
 ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет.
 Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
 когда Бог открыто явит Своих сынов
 (оно не исполняет своего предназначения
   не по собственной вине,
  а потому что такова была воля Бога),
 в надежде на то, что оно, само мироздание,
 станет свободным от рабства у гибели
 и разделит свободу и славу детей Божьих.
 Ведь мы знаем, что всё мироздание
  стонет и мучится до сих пор, как при родах.
 И не только мироздание, но и мы,
 уже получившие Дух как начаток новой жизни, —
  и мы в душе́ стонем,
 дожидаясь того дня, когда Бог примет нас как Своих сынов
 и всё существо наше сделает свободным.
 Пока мы еще только надеемся, что будем спасены.
 Если бы наша надежда уже исполнилась,
  незачем было бы надеяться.
 Кто же надеется на то, что уже есть?
 Но если мы надеемся на то, чего еще не видим,
 мы должны надеяться терпеливо и стойко.
  Дух тоже приходит к нам на помощь:
 ведь мы слабы и не знаем, о чём нам следует молиться.
 Но сам Дух просит за нас воздыханиями,
  которые нельзя выразить словами.
 И Тот, кому известны даже самые сокровенные наши помыслы,
 знает, чего хочет Дух,
  потому что Дух просит за святой народ Божий
 так, как того хочет сам Бог.
 А мы знаем, что для тех, кто любит Бога,
 кто был призван согласно Его замыслам,
 Он всё обращает во благо.
 Это те, кого Бог знал еще тогда, когда их не было,
 и предназначил быть истинным подобием Своего Сына,
 чтобы Сын Его стал первенцем среди множества братьев.
 Кого Он предназначил, тех и призвал;
  кого призвал, тех оправдал;
 кого оправдал, с теми разделил Свою славу.* (Рим.8:21-30/#/)

* * *

Иисус сказал:
"Никто не может служить одновременно двум господам:
 одного он не будет любить, а другого будет;
 одному будет предан, а другим будет пренебрегать.
 Вы не можете служить и Богу, и деньгам.
 Вот почему Я говорю вам:
  не беспокойтесь о том,
 что для жизни нужны вам еда и питье,
  а для тела одежда.
 Ведь жизнь важнее еды,
  а тело важнее одежды.
 Взгляните на птиц:
  не сеют они и не жнут,
  не ссыпают зерно в закрома,
 но их кормит ваш Небесный Отец.
  А разве вы не намного дороже, чем птицы?
 Кто из вас, как бы он ни старался,
  может продлить свою жизнь хоть на час?
 И для чего об одежде забота?
 Посмотри́те, как растут полевые лилии:
  не трудятся, не прядут.
 Но говорю вам, сам Соломон,
  при всём своем блеске,
 не одевался, как любая из них.
 И если полевую траву, которая сегодня есть,
  а завтра будет брошена в печь,
 Бог так одевает,
  уж вас-то тем более, маловеры!
 Итак, не твердите озабоченно:
  "Что нам есть?", "Что нам пить?", "Во что одеться?" —
 это главная забота язычников.
 А ваш Небесный Отец знает,
  что вам всё это нужно.
 Стремитесь прежде всего к Царству Бога
  и к исполненью того, что Он велит,
 а всё остальное Он даст вам в придачу.
 Так не заботьтесь о завтрашнем дне!
  Завтра само о себе позаботится.
 Каждому дню своих довольно тревог". (Мф.6:24-34/**/)

* * *

Иисус сказал:
"Итак, всякого, кто слушает эти слова Мои
  и исполняет их,
 можно сравнить с благоразумным человеком,
  который построил свой дом на камне.
 Польет дождь,
  разольются реки,
  подуют ветры,
 обрушатся на этот дом,
  но он не рухнет,
  потому что стоит он на камне.
 А того, кто слушает эти слова Мои,
  но не исполняет их,
 можно сравнить с безрассудным человеком,
  который построил свой дом на песке.
 Польет дождь,
  разольются реки,
  подуют ветры,
 обрушатся на дом тот,
  и рухнет он,
  и останутся от него одни развалины". (Мф.7:24-29/++/)

* * *

Иисус сказал:
"Вот, Я посылаю вас, как ягнят в волчью стаю.
 Так будьте же осторожны, как змеи,
 но и бесхитростны, как голуби.
 Остерегайтесь людей.
 Они будут судить вас в советах старейшин
 и бичевать в синагогах,
 к правителям и царям приведут вас из-за Меня,
 и вы будете свидетельствовать обо Мне
 им и язычникам.
 И когда приведут вас на суд,
 пусть не заботит вас там,
 что сказать вам и как:
 вам будет дано в тот час, что говорить,
 ведь не вы будете говорить,
 а Дух Отца вашего через вас.
 Предаст смерти брат брата
 и отец — свое дитя,
 а дети восстанут на отцов и умертвят их.
 И все из-за Меня вас будут ненавидеть.
 Но тот, кто выдержит до конца, будет спасен. ...
Ученик не может быть выше учителя,
 а слуга — своего господина.
 С ученика довольно стать таким, как учитель,
 со слуги — таким, как господин.
 А если хозяина дома зовут Вельзевулом,
 разве не хуже еще скажут о всех домочадцах?
 И всё же не бойтесь их!
 Нет ничего скрытого,
 что не станет явным,
 и нет ничего тайного,
 что не станет известным.
 То, что Я говорю вам во тьме,
 говорите при свете дня,
 и то, что слышите шепотом на ухо,
 возвестите с крыш домов.
 Не бойтесь тех, кто убивает тело,
 а душу убить не может.
 Бойтесь скорее Того,
 кто может и душу, и тело сгубить в геенне!
 Не за грош ли пара воробьев продается?
 И всё ж ни один из них наземь не упадет
 без ведома вашего Отца.
 А у вас и волосы на голове все сочтены.
 Так не бойтесь:
 вы сто́ите много больше воробьев!".
                   (Мф.10:16-22,24-39/##/)

* * *

Иисус сказал:
"Того, кто открыто признает Меня перед людьми,
 признаю и Я перед Моим Небесным Отцом.
 А кто откажется от Меня перед людьми,
 от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом.
 Не думайте, что Я пришел установить мир на земле.
 Не мир Я принес,
 но меч рассекающий.
 Я пришел разделить!
 "Разделить сына с отцом,
  с матерью дочь,
  со свекровью невестку.
  И человеку врагами будут его домочадцы".
 Кто любит отца или мать больше Меня,
 тот не для Меня!
 Кто любит сына или дочь больше Меня,
 тот не для Меня!
 И кто свой крест не берет и не идет за Мною,
 тот не для Меня!
 Кто хочет жизнь свою обрести,
 тот погубит ее.
 А кто погубит свою жизнь ради Меня,
 тот ее обретет". (Мф.10:32-39/*/)

*********************************************

/#/ включает чтение четверга.
/##/ включает часть чтения четверга.

/+/ апост. чтение субботы.
/++/ включает часть чтения субботы.
/*/ включает чтения пятницы.

/**/ включает часть чтения воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4198.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное