Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 20-Jan-2021 12:08
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
> Догмат
> Греческое слово δόγμα
означает бесспорную истину; в Деяниях апостолов это "решения",
принятые апостолами и пресвитерами в Иерусалиме (Деян
16:4). Для отцов Церкви догматы выражают "Учение Господа и апостолов".{}
Являясь живительным соком Священного Писания, каждый догмат соотносится со священным
текстом, оправдывая, таким образом, выражение Отцов: "евангельские",
"божественные догматы".
> Будучи "столпом и утверждением
истины" (1Тим 3:15), Церковь исповедует догматы и свидетельствует
об их природе, происходящей из откровения, откуда и происходит
название "догматы Церкви". В своем абсолютном значении истины,
догматы являются определяющими и нормативными элементами веры —
правилом веры.
> Первое правило Четвертого Вселенского собора гласит:
"Тому, кто не приемлет и не исповедует догматов веры, да будет
анафема: отлучен". Самим фактом отделения себя от единодушного исповедания
человек оказывается вовне и свидетельствует сам о своей не-принадлежности
к Церкви. В этом смысле анафема является вовсе не карой (которая
не может быть применена к тому, кто находится вовне), а заявлением
о совершившемся разрыве: "Таковой... самоосужден"
(<Тит> 3:11).
Однако это вовсе не иудейский херем, активно действующее проклятье.
Заявив об отлучении, Церковь молится: "Святая Троице! Да вси приидут
в познание вечныя Твоея истины".
> Отмеченные кровью мучеников,
догматы относятся только к вопросам жизни и смерти; как сказано
в конце Евангелия от Иоанна, далеко не всё описано, но то,
что явлено, достаточно для спасения. Это — "единое на потребу"
Царства Божьего. Вот почему, вступая в Церковь, неофит, исповедуя Символ
веры, произносит "Верую", а кандидат на епископский сан исповедует
православную веру в четкой и полной форме. С другой стороны, перед лицом
поднявшейся волны ложных учений, Церковь должна была с самого начала своего
существования защитить чистоту и целостность догматического мировоззрения
и противопоставить любой ереси консенсус (единое суждение) апостольских кафедр.
Однако, в то время как на Западе развивается тринитарное богословие
святого Августина, характеризуемое уже с самого начала величайшим доверием
к человеческому разуму, греческая мысль, напротив, погружается в безмолвие
апофазы перед лицом Тайны. Каппадокийцы защищают догматическую формулу, но
совсем не разъясняют ее; они говорят о тайне Святой Троицы только
в своих полемических трудах. Святой Иларий <Пиктавийский> хорошо объясняет
эту необходимость:
>
Злоба еретиков и богохульников вынуждает нас совершать недозволенное: восходить
на неприступные вершины, говорить о невыразимых предметах, давать запрещенные
объяснения. Было бы достаточно одной верой совершать то, что предписано,
то есть поклоняться Отцу, чтить вместе с Ним Сына и исполняться
Святым Духом. Но мы оказываемся вынужденными применять наше смиренное слово
к самой невыразимой тайне. Чужая вина нас ввергает в ошибку, заключающуюся
в том, что мы поверяем случайностям человеческого языка тайны, которые
следовало бы скрыть в религиозности наших душ.{}
>
Святой Иоанн Златоуст также скажет, что только по нашей немощи нам даны
записанные Евангелия, и пришествия Христа достаточно для того, чтобы
потрясти всех людей и навсегда отметить их своей печатью.
>
Четко разграничивая истину и ложь, догмат обладает всем положительным значением
утверждения нормы. Из харизматической "памяти" Церкви приходят
слова́, вдохновленные Духом, дабы правильно оградить таинства Слова. Наряду
с литургической поэзией и образной речью проповедей Церковь создала
металогический антиномический язык догматов, обладающий удивительной точностью.
Это вовсе не язык чистой философии, хотя бы и религиозной,
т.к. догматы касаются не идей, а божественных реалий и пишут с их помощью
словесную "икону", постигая "внутреннее слово" точно так же,
как икона заключает в себя "внутреннюю форму". По отношению
к логике и к мышлению всякий догмат символичен, и их совокупность
образует символ веры, представляющий синтез антитипов существующих реальностей.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Один
из учителей Закона ... подошел к Нему и спросил: —
Какая заповедь первейшая? — Первейшая заповедь, — ответил
Иисус, — "Слушай, Израиль! Господь наш Бог —
единственный Господь. Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой,
всеми помыслами и всеми своими силами". А вот вторая: "Люби
ближнего, как самого себя". Нет заповеди больше, чем эти.
— Хорошо сказано, Учитель, — ответил учитель Закона. —
Правду Ты говоришь, что "Он один и нет никого, кроме Него"
и что "любить Его всем сердцем, всеми помыслами и
всеми своими силами" и "любить ближнего, как самого
себя" важнее всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, как
умно тот ответил, сказал ему: — Ты недалек от Царства Бога.* (Мк.12:28-34/+/)