Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 15-Jan-2021 21:57
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
*
4 января 2020 г. ст.ст., воскресенье
перед Богоявлением (Крещением).
литургические чтения: 2Тим.4:5-8;
Мк.1:1-8.
> Когда же Иисус начал переживать опыт познания Бога? С какого возраста?
Еще ребенком, подростком или взрослым? Истории о его рождении у Матфея
и Луки говорят о том, что Иисус был зачат от Духа Божьего
и что Бог был «в Иисусе» с самого начала. Но по причинам,
которые приводятся в главе 3, ведущие ученые считают, что эти рассказы
(как и повествование о двенадцатилетнем Иисусе в Храме) не отражают
исторических фактов. И даже если мы верим в историческую достоверность
евангельских рассказов о рождении Иисуса, они не помогут ответить на вопрос,
когда же Иисус осознал этот опыт познания Бога. Мы не можем сказать,
когда это случилось, потому что Евангелия не приводят
исторических фактов о жизни Иисуса до взрослого возраста.
{В романе Энн Райе «Иисус: возвращение из Египта» автор описывает
семилетнего Иисуса, который уже ребенком осознает свои особые отношения с Богом.
В приложении к роману содержится резкая критика скептицизма, который,
как думает Энн Райе, присущ ведущим современным исследователям жизни
Иисуса. При этом она строит свой рассказ на поздних апокрифах,
которые ни один исследователь из всех, которых я знаю, даже из консерваторов
или фундаменталистов, не считает исторически достоверными —
и эта непоследовательность выглядит комично. Разумеется, автор романа
имеет на это полное право. Но в приложении она делает ошибку, когда
выражает надежду на то, что ее книга найдет поддержку среди консервативных
историков.}
> Мы знаем только то, что Иисус, которому
уже было больше двадцати лет, ушел из Назарета и направился в пустыню,
туда, где действовал Иоанн Креститель. Это путешествие говорит о том,
что Иисусом двигали глубоко религиозные мотивы. Чем еще объяснить, что человек
покидает свой дом и своих родных и отправляется к пророку в пустыню?
>
Иоанн был выдающейся фигурой в мире иудаизма I века. Все Евангелия
говорят о том, насколько он значим, а Иосиф Флавий рассказывает
об Иоанне обстоятельнее, чем об Иисусе (Древности, 18.116–119). Иоанн
не занимал какого-либо официального поста, а потому его значение
не объясняется положением в обществе. Более того, он находился
в оппозиции к властям. Евангелия говорят, что он одевался подобно
великому ветхозаветному пророку Илии, ниспровергателю царств. Мы говорили
о том, что Храм обладал монопольным правом на доступ к Богу,
однако Иоанн предлагал иные средства для прощения — покаяние и крещение —
и тем самым подрывал монополию Храма. Поскольку Иоанн открыто обличал
своего правителя Ирода Антипу, он был арестован, а затем казнен.
>
Марк очень кратко описывает служение Иоанна такими словами: «Был Иоанн Креститель
в пустыне, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов» (1:4).
Таким образом, его крещение совершалось «для отпущения грехов». И это
подрывало монополию Храма, который считался единственным местом покаяния и прощения.
Значит, Иоанн принадлежит к пророкам, обличавшим Храм, и как мы позже
увидим, Иисус последовал тем же путем. Более того, крещение означало покаяние,
а в то время это слово понимали не так, как поздне́е
начали понимать христиане, которые видят в покаянии сожаление, угрызения
совести или чувство вины. В тогдашнем иудаизме покаяние было тесно связано
с возвращением из изгнания: покаяться значит оборотиться и вернуться,
стать на «путь Господень», ведущий из Плена в Землю обетованную. Греческий
корень слова указывает еще на один его смысл: покаяться значит «выйти
за пределы своего ума» — привычных представлений о том, что такое
жизнь с Богом.
> Иоанн не только возвещал покаяние, которое
не зависит от Храма, он также обличал, предостерегал о Суде
и говорил о ком-то, кто грядет. Вот обличения:
> Отродье змеиное, кто указал вам бежать от будущего гнева? Сотворите же
плод, достойный покаяния. И не думайте говорить самим себе: «Отец
у нас — Авраам», ибо говорю вам, что может
Бог из камней этих воздвигнуть детей Аврааму (Мф 3:7-9;Лк 3:7-8).
> Против кого эти обличения?
У Матфея — против саддукеев и фарисеев, но у Луки
эти слова обращены просто к людям, пришедшим креститься. Однако маловероятно,
чтобы Иоанн называл людей, желавших у него креститься, «змеиным отродьем».
Трудно также согласиться с тем, что эти слова обращены к евреям
в целом (включая крестьянский класс). Более вероятно, что они обращены
к отдельным группам людей, хотя тут трудно о чём-либо говорить с полной
определенностью.
> Вот угроза Суда:
> Уже лежит
топор при корне деревьев: итак, всякое дерево, не приносящее доброго
плода, срубается и бросается в огонь… Лопата Его в руке Его, и Он очистит
гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а мякину сожжет огнем
неугасимым (Мф 3:10,12; Лк 3:9,17).
> Это яркая образная
речь: топор уже скоро вонзится в корни, лопата для веяния готова,
чтобы отделить пшеницу от мякины; а за тем и дерево, не приносящее
плода, и мякина будут брошены в «огонь неугасимый». Недостаточно быть
потомком Авраама, требуется нечто большее: покаяние — стать на дорогу
возвращения, на путь Господень, «выйти за пределы обычного ума».
>
И вот слова́ о том, кто грядет:
> Идет
Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись,
развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить
вас Духом Святым (Мк 1:7-8).
> Слова́ о том,
«кто грядет», напоминают слова́ пророка Малахии, последнего пророка
в еврейской Библии времен жизни Иисуса: «Вот,
Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно
придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете,
и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит
Господь Саваоф» (3:1).
> Люди и сам Иисус приходили к Иоанну,
чтобы примкнуть к движению протеста и обновления. Очень важно, что Иисус
встретился с Иоанном. Два ранних источника, Марк и Q*
начинают свое повествование с того момента, когда уже взрослый Иисус
встречается с Иоанном (об этой встрече говорят все четыре Евангелия).
Мы не знаем, сколько времени они провели вместе, но, вероятнее всего,
Иисус стал последователем Иоанна и оставался рядом с ним достаточно
долго. Иоанн стал его учителем, его наставником. Нет сомнения в том,
что Иисус очень высоко ставил Иоанна. Позднее он говорит о Крестителе:
«Истинно говорю вам: не восставало среди рожденных женами большего, чем Иоанн
Креститель» (Мф 11:11; Лк 7:38, эти слова взяты из источника
Q). Здесь засвидетельствовано безмерное восхищение Иоанном.
> Но что
сам Иоанн думал об Иисусе? Видел ли пророк в нём «того, кто придет»?
Марк считал, что этот «грядущий» — Иисус, и с тех пор
христиане начали называть Иоанна «предтечей» Иисуса. Но более правдоподобно думать,
что Иоанн не увидел в Иисусе «того, кто грядет». <...>
Матфей добавил к тексту Марка слова́ о том, что Иоанн ставит
Иисуса выше себя. Более того, когда до брошенного в темницу
Иоанна доходят слухи о деяниях Иисуса, пророк отправляет своих посланцев,
чтобы задать Иисусу вопрос: «Ты ли Грядущий, или ожидать нам иного?» (Мф 11:3;
Лк 7:19). Это показывает, что Иоанн до того момента не предполагал
такого.
> А затем, после Пасхи, Иоанн стал предтечей Иисуса,
который предвозвестил его приход. Но в допасхальном контексте он был
наставником Иисуса, а Иисус — учеником Иоанна. И первый опыт
познания Бога, о котором рассказывают нам источники, Иисус пережил рядом
с Иоанном.
*
"Вероятно, еще до создания Евангелия от Марка существовал сборник
высказываний Иисуса, который ученые называют «источник Q». Данная гипотеза основывается
на том факте, что значительная часть материалов Матфея и Луки, отсутствующих
у Марка, имеет большое сходство, и правдоподобнее всего это объясняется
тем, что Матфей и Лука, создавая свои Евангелия,
пользовались еще каким-то общим источником. Этот гипотетический источник называют
Q, он содержит около двухсот стихов и, возможно, появился в письменной
формер уже в 50-х годах н.э. Описанные
выше соотношения между синоптическими Евангелиями
обычно называют «гипотезой о двух источниках». Согласно этой гипотезе,
синоптики, то есть авторы синоптических Евангелий,
пользовались главным образом двумя письменными источниками: Евангелием от Марка
и Q. Это мнение разделяет большинство ведущих ученых, хотя некоторые
из них сомневаются в достоверности этой гипотезы", —
пишет автор в гл. 2, раздел "Возникновение Евангелий". –
Прим. ред. рассылки.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Да,
бесспорно, велика тайна истинного богопочитания: Тот, кого Бог явил
в человеческом теле, кого Дух оправдал, кого видели
ангелы, о ком возвестили народам, в кого поверили
в мире и кто вознесен был во славе.* (1Тим.3:16/*/)
* * * *В те дни в Иудейской пустыне появляется
Иоанн Креститель. Он возвещает: "Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес
уже рядом!" Ведь он был тот, о котором сказал пророк Исайя:
"Голос глашатая в пустыне:
Проложите путь Господу, прямыми сделайте
Его тропы". Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса
и подпоясывался кожаным поясом, а пищей ему была саранча и дикий
мед. К нему приходили все жители Иерусалима, а также всей
Иудеи и окрестностей Иордана. Они признавались в грехах, а он омывал
приходивших в реке Иордане. Увидев, что приходят к нему для омовения
многие фарисеи и саддукеи, он сказал им: —
Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего
возмездия? Докажите на деле, чего стоит ваше обращение!
Только не вздумайте говорить в душе: "Наш отец — Авраам!"
Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму.
Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево,
которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь.
Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу,
но Тот, кто идет за мной, сильнее меня, я недостоин даже
сандалии Его нести. Он омоет вас Духом Божьим и огнем.
У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току: пшеницу
соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.* (Мф.3:1-12/&/)
*
* *
*А ты обо
всём суди трезво, умей переносить тяготы, делай
свое дело — возвещай Радостную Весть, в
совершенстве исполняй свое служение. Что
же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние. Приближается
время ухода. Я хорошо
провел бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам. И
теперь меня дожидается приз — венок праведности, который
вручит мне Господь в тот День, а Он — праведный Судья. И
Он вручит его не только мне, но
и всем, кто с любовью ждет Его возвращения.* (2Тим.4:5-8/&&/)
*********************************************
/&/
включает еванг. чтение субботы пред Богоявлением. /&&/
апостольское чтение воскр. перед Крещением. /*/
из апост. чтения субботы перед Богоявлением. В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.