Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> Одно из самых больших недоразумений
между верующими и неверующими заключается в подходе
и тех и других к чуду. Верующие очень любят
ссылаться на чудеса, и создается впечатление,
что вся их вера и основана-то только на «чудесах»,
на сверхъестественных явлениях. Верующие не понимают,
что эти настойчивые ссылки на чудеса, эти рассказы
о львах, роющих могилы для святых отшельников,
о чудесных вмешательствах потустороннего в повседневную
жизнь, о снах и видениях, – это всё
очень часто, вместо того чтобы убедить неверующих и привлечь
их к вере, наоборот, раздражает их и настраивает
против веры. Действительно, если бы в мире
было столько видимых чудес – повсеместно, постоянно,
ежедневно – как это выходит у некоторых
верующих и в определенной религиозной литературе,
то просто непонятно, как всё еще существуют неверующие…
> А с другой стороны, со стороны
неверующих, это упорное отрицание чего бы то ни было
«чудесного», неизменное желание не признавать, не видеть,
не чувствовать, пускай и непонятных разуму, но
несомненных прорывов в жизнь несказанного, необъяснимого,
к одной таблице умножения несводимого, –
также свидетельствует о какой-то страшной духовной
слепоте и узости.
> И вот создались и стоя́т,
один против другого, два лагеря – одинаково
упрямых, одинаково непримиримых. Одни твердят, когда нужно
и не нужно: чудо, сверхъестественное нарушение
законов природы. Другие в ответ: никаких чудес, всё
до конца объяснимо, прозрачно
разуму, рационально. И вот очевидно, что и те
и другие, и верующие и неверующие, просто
забыли, а, может быть, никогда и не знали, что вопрос
о чуде в христианстве во всяком случае совсем
не так прост, и никак нельзя свести его к простой
дилемме: либо естественное – либо сверхъестественное,
либо законы природы – либо их нарушение.
Вот почему и необходимо начать обсуждение вопроса
о чуде с христианского его понимания и восприятия.
И тут сразу же приходится напоминать, что Евангелие
отрицает чудо как «причину веры», как доказательство
бытия Божиего. О Христе сказано, что в одном месте
Он не смог совершить чудес из-за неверия людей. И, таким
образом, как бы мы ни определяли чудо, для христиан –
не вера от чуда, а чудо от веры.
> Но и это еще не всё, так как
в том-то и всё дело, что сама сущность христианства
отрицает чудо как основу религии, как «сердцевину»
религии. Действительно, о чём учит, что провозглашает
христианство? Что Христос – Сын Божий,
Бог, ставший человеком, принявший на Себя нашу человеческую
природу. А это исключает всякое привлечение людей к Богу
путем «сверхъестественных» доводов и доказательств,
так как очевидно, что если бы Христос хотел заставить
людей верить в Себя, то, будучи Богом, Он это
и сделал бы при помощи чудес. Но нет –
в памяти Церкви, в памяти человечества Христос
остался прежде всего в образе нищего, гонимого, бездомного
человека. Христос уставал, плакал, страдал, был искушаем.
В ночь предания на смерть Он молил Отца Своего
не дать вкусить Ему отчаяния смерти. И когда Христос
совершил величайшее из всех чудес – воскрес
из мертвых – то ни ученики, ни женщины,
пришедшие ко гробу, не узнавали Его иначе как
верой, каким-то внутренним, таинственным, а не нашим
«объективным» знанием. В конце все бросают Христа,
все отрекаются от Него, и Христос умирает на Кресте.
И потому, когда начинается распространение веры в Христа,
приятие Христа как Бога, Спасителя, Учителя, то начинается
оно не с «доказательств» от чуда,
а с приятия Христа как раз в этом человеческом,
смиренном образе. Ведь именно тогда, когда Сам Христос,
идя на смерть, говорит: «Душа моя скорбит смертельно»,
когда умирает на Кресте, именно тогда распинавший Его
римский сотник замечает: «Воистину человек этот –
Сын Божий…»
> Всего этого достаточно, чтобы утверждать:
нет, не чудо, не чудо, понимаемое как некое
непонятное, видимое нарушение самых элементарных, самых
абсолютных законов природы, не чудо как некий
Божественный фокус, производимый для того чтобы люди
поверили в Бога, – не это и не такое
чудо составляет сердцевину христианского восприятия, христианского
понимания чуда. Так как, повторяю, – те,
кто «принимают» Христа, принимают Его не из-за чудес,
а по любви, принимают Его и следуют за Ним
прежде всего сердцем. И именно такого приятия
хочет и ищет Сам Христос. «Если лю́бите
Меня, заповеди Мои соблюдаете…» Если лю́бите Меня…
> А вместе с тем Евангелие действительно
полно чудес: чудесных исцелений, воскрешения мертвых, видений
и тому подобного. Как же согласовать эту несомненную
«чудесность» христианской веры с отрицанием ею чуда
как простого доказательства? Об этом
мы будем говорить в следующей нашей беседе.
Однако уже сейчас скажем, что
тайна чуда в христианском его понимании неотделима
от тайны свободы, а это значит – от христианского же
понимания места человека в мире, места его в природе –
и по отношению к природе, и к ее
так называемым законам.
> Вот к этой тайне,
радостной и, скажу, чудесной, мы и вернемся в следующий
раз…
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Теперь я радуюсь моим страданиям
за вас.
Страдая в земной жизни,
я восполняю недостающую меру страданий последних времен
ради прихода Помазанника, Христа.
Я страдаю ради Его Тела, а это Церковь.
Я стал ее служителем во исполнение Божьего замысла:
Он повелел мне возвестить вам во всей полноте слово
Бога -
тайну, веками сокрытую от всех поколений.
А теперь она явлена Его святому народу,
которому Бог захотел открыть
всё богатство и славу этой тайны среди всех народов.
Тайна в том, что Христос живет в вас,
Он - ваша надежда на грядущую славу.
Это Его мы возвещаем,
увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью,
чтобы поставить их перед Богом совершенными в единении
с Христом. ...
... чтобы вселить мужество в ваши
сердца,
соединив нерушимыми узами любви,
пока вы не достигнете той полноты убежденности,
которая дается знанием Божьей тайны, то есть Христа.
А в Нём заключены все сокровища мудрости и познания.
Я говорю это вам для того,
чтобы вы никому не дали сбить себя с толку искусными
речами. ...
Так вот, раз вы приняли Христа Иисуса как Господа,
живите в единении с Ним,
укореняясь в Нём, созидая на Нём свою жизнь,
укрепляя себя верой, в которой вы были наставлены,
с сердцем, переполненным благодарностью!* (Кол.1:18-28;
2:2-4,6-7/*/)
*********************************************
/*/
включает апостольское чтение четверга и часть чтения
пятницы.