> Последнее прошение главной христианской молитвы, молитвы
«Отче наш», звучит так: «И не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго» (Мф.6:13). Прошение
это издревле вызывало непонимание и подвергалось всевозможным
толкованиям. Прежде всего, что может означать это «не введи»:
значит ли это, что Сам Бог искушает нас, посылает
нам те страдания, испытания, искушения и сомнения,
которыми наполнена наша жизнь и которые делают
ее так часто такой мучительной? Или иначе, неужели
Сам Бог мучит нас, хотя бы для того, чтобы
в конечном итоге это мучение, скажем, просветило
или спасло нас?
> Далее, о ком идет речь, когда мы молимся,
чтобы избавил нас Бог от «лукаваго»? Слово это
переводили и переводят просто как «зло»: «избави
нас от зла», ибо греческий оригинал «апо́ ту пониру́»
может быть переведен и как «от злого», и как
«от зла».
> Так или иначе, откуда же это зло? Если
есть Бог, почему же в мире всё время
торжествует зло и торжествуют злые? И почему присутствие
сил зла настолько очевиднее присутствия силы Божией?
Если есть Бог, как Он допускает всё это?
И если, скажем, спасет меня Бог, то почему же
Он не спасет всех тех, кто так очевидно страдает
и гибнет круго́м?
> Скажем сразу, что вопросы эти не могут получить
легкого ответа. Или еще ясней — на них
вообще нет ответа, если под ответом разуметь рациональное,
разумное, так называемое «объективное» объяснение.
Все попытки так называемой «теодицеи», то есть
рационального объяснения существования в мире зла при наличии
всемогущего Бога, были неудачными и неубедительными,
против этих объяснений сохраняет всю свою силу знаменитый
ответ Ивана Карамазова у Достоевского: «Если будущее
счастье построено на слезинке хотя бы одного ребенка,
я почтительнейше возвращаю билет на такое счастье».
> Но что же тогда ответить?
> Тут-то и начинает, может быть, раскрываться смысл,
и даже не столько смысл, сколько внутренняя сила
последнего прошения молитвы «Отче наш»: «И не введи
нас во искушение, но избави нас от лукаваго».
Ибо прежде всего зло приходит к нам именно как искушение,
как вот это как раз сомнение, разрушение веры,
воцарение темноты, цинизма и бессилия в нашей
душе.
> Страшная сила зла не столько в нём самом,
сколько в разрушении им нашей веры в добро и в то,
что добро сильнее зла. Вот это и есть искушение.
И даже сама попытка объяснить зло, узаконить его, если
так можно выразиться, какими-то рациональными объяснениями
есть всё то же искушение, есть внутренняя сдача перед злом.
Ибо христианское отношение к злу как раз и состоит
в том, что зло не имеет никакого объяснения,
никакого оправдания, никакой основы, что оно есть плод восстания
против Бога, отпадения от Бога, отрыва от Подлинной
Жизни и что Бог не объясняет нам зло, а дает
нам силу бороться со злом и дает нам силу
побеждать зло. И победа эта опять-таки —
не в том, чтобы мы поняли и объяснили
зло, а в том, чтобы мы противопоставили ему всю силу
веры, всю силу надежды и всю силу любви,
ибо вера, надежда и любовь и есть преодоление
искушения, ответ на искушение, победа над искушением
и поэтому победа над злом.
> И именно эту победу одержал Христос, вся жизнь
Которого была одним сплошным искушением. Вокруг Него
всё время торжествовало зло во всех его видах,
начиная с избиения невинных детей при Его рождении
и кончая страшным одиночеством, предательством всех,
физическими мучениями и позорной смертью на кресте.
Евангелие есть в каком-то смысле рассказ о торжестве
зла и о победе над ним, рассказ об искушении
Христа.
> И Христос ни разу не объяснил и поэтому
ни разу не оправдал и не узаконил зло,
но Он всё время противопоставлял ему веру,
надежду и любовь. Он не уничтожил зло, но Он явил
силу борьбы с ним и эту силу оставил нам, и вот
как раз об этой силе мы и молимся, когда
говорим: «И не введи нас во искушение».
> Про Христа сказано в Евангелии, что когда
Он изнемогал один, ночью в саду, всеми брошенный,
когда Он начал, как говорит Евангелие, «скорбеть и тосковать» (Мф.26:37),
когда, иными словами, легла на Него вся тяжесть
искушения, явился Ангел с неба и укреплял Его.
> Вот об этой таинственной помощи молимся и мы,
чтобы в зле, страдании и искушении не дрогнула
наша вера, не ослабела надежда, не иссякла любовь,
чтобы не воцарилась тьма зла в нашей душе и не стала
сама источником зла. Молимся о том, чтобы мы доверились
Богу, как доверился Ему Христос, о том, чтобы
разбивались о нашу силу все искушения.
> И мы молимся также о том, чтобы избавил
нас Бог от лукавого, и тут дано нам еще одно —
не объяснение, а откровение, откровение о личном
характере зла, о личности как носителе и источнике
зла.
> Нет действительной сущности, которую можно было бы
назвать ненавистью, но она является во всей своей
страшной силе, когда есть ненавидящий; нет страдания,
но есть страдающий; всё в этом мире, всё в этой
жизни лично. И потому об избавлении не от какого-то
безличного зла, а от Злого
молимся мы в молитве Господней. Источник зла —
в злом человеке, а это значит —
в человеке, в котором зло парадоксально и страшно
стало добром и который живет злом. И быть может,
именно тут, в этих словах о лукавом, и дается
нам единственно возможное объяснение зла, ибо тут раскрывается
нам оно не как какая-то безличная сущность, разлитая
в мире, а как трагедия личного выбора, личной
ответственности, личного решения.
> Но потому-то и только в личности, а не в отвлеченных
структурах и устроениях,
побеждается зло и торжествует добро, потому-то и молимся
мы прежде всего о самих себе, ибо всякий раз преодолевается
в нас искушение, всякий раз выбираем мы веру,
надежду, любовь, а не тьму зла.
> Начинается в мире как бы новый причинный
ряд, открывается новая возможность победы, и поэтому
звучит наша молитва: «Не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго».
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*...я молюсь
о том, чтобы ваша любовь росла всё больше и больше
и наделяла вас истинным познанием и здравомыслием,
а также умением выбирать то, что действительно важно.
И тогда в День Христа вы будете чисты и безупречны,
с обильными плодами праведности,
что созидаются через Иисуса Христа во славу и
хвалу Богу. ...
Живите достойно Вести Христовой! ...
Будьте всегда и во всём согласны,
равно люби́те друг друга всей душой,
одинаково и чувствуйте, и мыслите!
Ничего не делайте из своекорыстия и тщеславия.
Пусть каждый смиренно считает другого выше себя!
Пусть каждый из вас думает не о собственном благе,
а о благе других!*
(Флп.1:9-11,27;2:2-4/&/)
*********************************************
/&/
содержит часть апост. чтения вторника и пятницы.