> «И остави
нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должником
нашим» (Мф.6:12). Так по-церковнославянски
звучит пятое прошение той главной христианской молитвы,
которую мы находим в Евангелии и которую
Сам Христос оставил своим последователям. По-русски
это прошение можно выразить так: «И прости нам
наши грехи, потому что и мы прощаем тех, кто согрешил
против нас».
> Заметим сразу же, что в этом прошении соединено
сразу два акта — прощение наших грехов Богом связано
с прощением грехов против нас. Христос говорит: «Ибо если
вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам
Отец ваш Небесный; а если не будете прощать
людям согрешения их, то и Отец ваш не простит
вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). И конечно,
именно тут, в этой связанности, в этом соединении
— глубокий смысл этого прошения молитвы Господней.
> Но, может, прежде чем в эту связь вдуматься,
необходимо остановиться на понятии греха, ибо оно стало
совсем чуждым современному человеку. Этот последний
знает понятие преступления, которое связано прежде всего
с нарушением того или иного закона. Понятие преступления
относительно. Так, например, в одной стране может быть
преступлением то, что не является преступлением в другой.
Ибо если нет закона, то нет и преступления.
Преступление не только соотносится с законом,
но оно, в какой-то степени, рождено им. А закон,
в свою очередь, порожден прежде всего социальными
потребностями. Ему нет и не может быть дела
до того, что происходит на глубинах человеческого
сознания. Пока не нарушает человек мирной жизни общества
и не наносит очевидного вреда другим или же
установленному порядку, преступления нет, как нет и закона.
Ненависть, например, не может быть составом преступления,
пока она не привела к какому-то действию: удару,
убийству, ограблению. С другой стороны, закон же и не знает
прощения, ибо само назначение его в том, чтобы защищать
и поддерживать порядок в человеческом обществе
— порядок, основанный на действии закона.
> Поэтому так важно понять, что, когда мы говорим
о грехе, мы говорим о чём-то глубоко отличном
по самой своей сущности от социального понятия
преступления. Если о преступлении мы узнаём от закона,
о грехе мы узнаём от совести. Если нет в нас,
если ослабевает в человеческом обществе понятие
совести или, лучше сказать, непосредственный опыт совести,
то, конечно, чуждым, непонятным и ненужным делается
религиозное понятие греха и связанное с ним понятие
прощения.
> Что же такое совесть? Что такое грех, о котором
говорит нам, который являет нам наша совесть? Это не просто
некий внутренний голос, говорящий нам о том, что плохо
и что хорошо. Это не просто врожденная способность
человека отличать добро и зло, это что-то
еще более глубокое, еще более таинственное. Человек
может твердо знать, что он ничего не сделал плохого,
ни в чём не нарушил закона, не причинил
никому никакого зла, и всё-таки иметь нечистую совесть.
> Чистая совесть, нечистая совесть — эти привычные словосочетания,
может быть, лучше всего выражают таинственную природу совести.
Иван Карамазов у Достоевского знает, что он не убил
отца. И столь же твердо знает, что и он виноват
в убийстве. Совесть и есть вот это чувство
вины на глубине, сознание своего участия не в преступлении
или зле как таковом, а в этом глубоком
внутреннем зле, в той нравственной порче, из которой
вырастают все преступления на этой земле, перед которой
бессильны все законы. И когда произносит Достоевский
свою знаменитую фразу о том, что «каждый перед всеми
за всех виноват», — это не риторика, не преувеличение,
не болезненное чувство вины, это — правда совести.
Ибо дело совсем не в том, что каждый из нас
иногда, кто реже, кто чаще, нарушает те или иные
законы, повинен в больши́х или, гораздо чаще, маленьких
преступлениях; дело в том, что все мы приняли как самоочевидный
закон то внутреннее разъединение, ту внутреннюю противопоставленность
друг другу, ту разбитость жизни, то недоверие,
то отсутствие любви и связанности, в которых
живет мир и неправду которых и являет нам наша
совесть.
> Ибо подлинный закон жизни —
совсем не в том, чтобы только не делать зла,
а в том, чтобы делать добро, и это значит
прежде всего — любить, и это значит прежде всего
— принимать другого, это значит осуществлять то единство,
вне которого даже самое законное общество всё равно
становится внутренним адом. Вот это и есть грех.
И о прощении этого греха — греха всех грехов
— мы и молимся, молимся в пятом прошении молитвы
Господней.
> Но осознать всё это как грех, но просить
прощения этого греха — это ведь и значит осознать
свою разделенность с другими, это и значит стремиться
к ее преодолению, и это значит уже простить.
Ибо прощение есть таинственный акт, которым восстанавливается
утраченная целостность и воцаряется добро; прощение
есть акт не законный, а нравственный. По закону
всякий согрешивший против меня должен быть наказан,
и пока он не наказан, законность не восстановлена,
а по совести, по закону нравственному важно
восстановление не законности, а целостности и любви,
восстановить которые никакой закон не может. Это может
сделать только взаимное прощение. Если мы прощаем друг
друга, то и Бог прощает нас, и только в этой
взаимной связанности прощения нашего и прощения свыше
очищается совесть и воцаряется свет, которого на глубине
и ищет, и жаждет человек.
> Ибо по-настоящему важны для него не внешний
порядок, а чистая совесть, тот внутренний свет, без которого
не может быть подлинного счастья. Поэтому «остави нам
до́лги наша, якоже и мы
оставляем должником нашим» — это прошение о нравственном
очищении и возрождении, без которого не поможет
в этом мире никакая законность.
> Может быть, страшная трагедия нашей эпохи, тех обществ,
в которых мы живем, как раз в том, что они
много говорят о законности и справедливости, много
цитируют всевозможные тексты, но при этом в них
почти совсем утрачена сила и нравственная красота
прощения. Поэтому прошение молитвы Господней о прощении
грехов тех, кто согрешил против нас, нами и наших
— Богом составляет, возможно, центр того нравственного возрождения,
перед которым мы стои́м в эту эпоху.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Мужья, любите жен, как Христос полюбил
Церковь.
Он отдал Свою жизнь ради нее,
чтобы посвятить ее Богу Своим словом;
Он очистил ее, омыв водой в купальне,
чтобы она предстала перед Ним во всей красе -
ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, -
то есть святой и непорочной.
Так и мужья обязаны любить своих жен - как свое собственное
тело.
Кто любит жену, тот любит себя.
Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть.
Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос - Церковь,
потому что мы - части Его тела.
'Вот почему оставит человек отца и мать и привяжется
к жене,
и станут двое одной плотью'.
Здесь есть великая тайна,
но я так понимаю, что слова эти относятся к Христу
и Церкви.
И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жен,
как самих себя.
И жена пусть почитает мужа.
*Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш
долг.
"Чти отца своего и мать" —
вот первая заповедь, за которой следует обещание:
"тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую
жизнь на земле".
*Отцы, не раздражайте своих детей!
Растите, воспитывайте и наставляйте их, как велит
Господь.
*Рабы, повинуйтесь своим земным господам со страхом и трепетом,
от всего сердца, как если бы вы служили Христу.
И не напоказ, как это делают подхалимы,
а как рабы Христа, исполняющие волю Бога, от всей
души.
И с охотой, как если бы служили не людям, а Господу.
Знайте, что Господь вознаградит за всякое доброе дело,
кто бы его ни совершил, раб или свободный.
*И вы, господа, относитесь так же к рабам.
Оставьте угрозы.
Помните, что и у них, и у вас один Господин на небесах,
а Он никому не оказывает предпочтения. ...
*Моли́тесь всеми молитвами и взывайте к Богу во всякое
время,
так, как вас побуждает Дух.
А для этого бодрствуйте,
неотступно и усердно прося за весь народ Божий. ...
Мир братьям,
а также любовь вместе с верой от Бога Отца и Господа
Иисуса Христа!
Божья милость да будет со всеми,
кто любит Господа нашего Иисуса Христа бессмертной
любовью!*
(Еф.5:25-6:9,18,23-24/&/)
*********************************************
/*/
включает апостольское чтение четверга.
/&/
из апост. чтения пятницы.
В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.