> Христиане первых трёх столетий относились ко кресту,
конечно, не как к обычному орудию казни. Слишком часто
Иисус говорил о несении креста. Слишком ярко говорил о кресте
как инструменте спасения апостол Павел. Однако никто не изображал
креста. Самый яркий пример: в римских катакомбах нет ни одного
древнего изображения креста.
> Что двигало людьми IV века, которые начинали
с пустого <листа> почитание
Креста? Искали подлинный крест, «воздвизали» его, стали изображать
крест и сцену распятия, совершать крестное знамение? Прямых
свидетельств нет, можно указать на аналогии. Например,
во Франции XIV-XV столетия существовал обычай публичного
покаяния судей, вынесших неверный приговор (см.
превосходный очерк: Тогоева О.И. Право на ошибку:
ритуал снятия с виселицы во Франции в эпоху позднего
средневековья // Право в средневековом мире. СПб.: Алетейа,
2001. С. 219-230. Отсюда и цитаты в дальнейшем
тексте).
> В какой-нибудь большой праздник, обязательно днём,
при большом скоплении народа, судебный чиновник, окружённый
стражей, шел к месту своего преступления. Стражники следили
за тем, чтобы кающийся вслух объявлял о своём проступке.
Местом преступления судьи считалось место, где казнили человека –
виселица.
> «Судья,
приносящий покаяние, должен был проделать всю операцию
лично, без чьей-либо помощи. Он собственноручно снимал с виселицы
тело несправедливо осуждённого им человека и сам переносил
его в церковь или в дом родственников. Особого внимания
во всей этой процедуре заслуживает не просто
физический контакт судьи и его жертвы (их объятия
в буквальном смысле слова), но обязательный поцелуй в губы,
которым чиновник обязан был наградить умершего. Поцелуй этот
символизировал союз мёртвого и живого тела, попытку вдохнуть
несправедливо отнятую жизнь и установление мира. Ритуал
поцелуя, восстанавливая поруганную честь умершего и, одновременно,
умаляя достоинство преступник, – комментировала
Тогоева, – исполнял функцию отведения агрессии:
предотвращал возможность мести со стороны родственников
потерпевшего».
> Современная смертная казнь не публична. Казнят тайком
и тело повешенного сразу снимают с виселицы.
Уже научились стыдиться казни, ещё не научились воздерживаться
от казни. В древности специально оставляли тело казнённого
висеть в петле – как же, торжество справедливости.
Если торжество справедливости отменялось, когда тело уже разложилось,
разрешалось изготовить фигуру («репрезентацию») повешенного
в натуральную величину. Судья-преступник снимал эту фигуру,
её обнимал, её целовал.
> Продолжалось покаяние в храме (следовало поставить
свечу весом в 1-2 килограмма), заканчивалось похоронами
несправедливо казнённого. Иногда судью приговаривали к сооружению
часовни, где служились мессы об упокоении несправедливого
казнённого.
> Это магия – так называемая «симпатическая
магия», основанная на вере в то, что сходство действий
или предметов отражает их «симпатию», внутреннюю связь
друг с другом. Сделай куклу, похожую на человека,
воткни в неё иголку, и человеку станет больно. На логике
симпатической магии основано большинство примет. Лавровый листок
в супе, значит, придёт конверт с листком бумаги, письмом.
Бывают «православные» приметы: «Кто не постит Воздвиженью –
Кресту Христову, на того семь грехов воздвигнутся».
> Можно было бы предположить, что императрица Елена,
мать императора Константина, вдохновлялась именно таким отношением
к миру, когда предпринимала поиск креста, на котором
был распят Иисус. Проблема в том, однако, что Елена
креста не искала и не находила. В реальности
император Константин в 326 году приказал на месте
иерусалимского храма Венеры построить христианский храм. Это было
последовательное продолжение его политики: по его
указу в Гелиополе разрушили храм Венеры и построили
на этом месте церковь. В египетской Александрии уничтожать
храмы не стали, просто по приказу Константина отдали
христианам под богослужение знаменитые Цезареон и Изеум.
> Позже во многих странах в самое разное время
христианские церкви сооружались на месте уничтожаемых языческих
святынь. Понятно, что язычники относились к этому как к кощунству
и издевательству. Когда сегодня многие люди трепещут, представляя
мечеть на месте той или иной церкви, им следовало бы
поинтересоваться, что чувствовали язычники, когда христиане
ставили эти церкви на месте их древних святилищ.
> Кстати, Храмовая гора была при христианах превращена
в свалку. Мусульмане, завоевавшие Иерусалим в 638 году,
очень возмущались таким кощунственным отношением к святому
месту.
> При строительстве храма была найдена древняя
гробница, которую сочли гробницей Иисуса. Её и до сих пор
показывают в таком качестве. В последующие несколько
десятилетий и родилась легенда, в которой многое напутано:
не император Константин, а его мать Елена, не строит
храм, а ищет крест Христов и находит –
причём именно в пещере, где Иисус был похоронен.
С какой стати эти кресты положили бы в пещеру,
распространители легенды не задумывались. Зато они восторженно
рассказывали о том, как из трёх крестов (в пещере
якобы нашли все три, хотя зачем туда затащили кресты разбойников,
вовсе уже неясно) выбрали настоящий: возложили на больную,
и один из трёх её исцелил.
> К концу IV века поклонение изображениям креста
расцвело, как и почитание «подлинного» Креста и его частиц.
Император Юлиан Отступник, сообщал Кирилл Александрийский, в своё
недолгое правление запретил изображать крест над дверьми,
запретил совершать крестное знамение (тогда крестили только
лоб).
> В V веке императоры Феодосий и Валентиниан III
запрещают под страхом тяжёлого наказания изображать крест
на дорогах или полах: наступить ногой на крест
с их точки зрения – кощунство (Кодекс Юстиниана,
I, тит. VII). Этот запрет подтвёрждён был Трулльским собором
691 года (канон 72). Крест не трогали иконоборцы.
> Григорий Турский в VI веке добавил к легенде
о Елене деталь: якобы некий иудей Иуда Кириак указал
место, где лежит крест. В следующем веке сочиняются
разнообразные сказания об этом Кириаке. Теперь в православных
святцах есть святой Иуда Кириак, якобы епископ Иерусалима.
Появляется завершающая деталь: якобы кресты возлагали на мёртвого,
который воскрес. Появляется праздник в честь находки («Воздвижения»)
креста, причём первоначально было два праздника: один в мае,
другой в сентябре (древние предания относили раскопки Елены
именно к маю). Постепенно остался только сентябрьский.
> Фальшивыми являются абсолютно все частицы, выдаваемые
за часть Креста, от крохотных щепочек до толстых
брёвен. Фальшивы любые "терновые венцы" (перед одним
из них служил в 2007 г. молебен патр. Алексий
в соборе Парижской Богоматери). Фальшивы любые гвозди,
которыми якобы приколачивали Спасителя.
> Сама мысль о том, что это фальшивки, кажется
многим верующим кощунством, хотя кощунство, разумеется,
изготавливать фальшивки. Поклонение фальшивкам, во всяком
случае, неосознанное, к счастью, не есть кощунство
или лукавство.
> Впрочем, если не Елена, то распространители легенды
об открытии Креста, видимо, глядели на мир схоже с французами
XIV века. Когда в России в XVII веке царь
Алексей Михайлович торжественно переносил в Москву останки
митрополита Филиппа, замученного Иваном Грозным, когда в России
в XX веке вчерашние коммунисты торжественно кланялись
останкам Николая Романова, и это была попытка использовать
«симпатию». Правда, события, выстроенные таким образом, показывают,
насколько с течением веков глубокая языческая вера обмельчала
и превратилась в бюрократическую игру, но не христианам
об этом жалеть. Ещё бы бюрократия не порождала
кое-что похуже язычества…
> Любопытно, что один из самых громких французских
процессов против неправедного судьи, закончился своеобразным –
и, к счастью, вполне реальным – воздвижением
креста:
> "Господин
Гийом де Диньонвиль, прево Парижа, приказал казнить двух университетских
клириков ... Они подозревались в многочисленных кражах
и по этой причине, несмотря на их статус...,
были приговорены к смерти и повешены [в 1406
г. – прим. Я.Кротова]. А затем по иску,
поданному университетом, упомянутый прево был лишён права занимать
королевские должности и был обязан сделать каменный крест,
большой и высокий, около виселицы. И на этом
кресте были изображения тех двух клириков. Кроме того
он приказал снять их с виселицы и положить их
на повозку, покрытую чёрной тканью. И в сопровождении
сержантов и прочих людей, державших в руках зажжённые
свечи, были перевезены [тела] в церковь Сан-Матурен,
где прево передал их ректору университета, который приказал
похоронить их с достоинством в этой церкви" (Тогоева,
с. 219).
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме,
в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Обновите свой ум и дух
и облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога,
в истинной праведности и святости!
Поэтому откажитесь от лжи и "говорите каждый своему
ближнему правду",
ведь все мы — части одного тела.
"Даже рассердившись, не допускайте себя до греха".
Пусть гнев ваш остынет прежде, чем сядет солнце.
Не оставляйте лазейки дьяволу!
Кто воровал, пусть больше не ворует,
а усердно работает собственными руками,
чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде.
Пусть не будет у вас на языке ни одного дурного слова,
лишь слова, полезные для назидания, благотворные для слушателей.
И не печальте Святой Дух Божий,
печатью которого вы отмечены для Дня нашей полной свободы.
Навсегда избавьтесь от раздражения,
гнева, ярости, крика, проклятий вместе с прочими злыми чувствами.
Будьте друг к другу добры, сострадательны,
прощайте друг друга, как простил вас Бог через Христа.*
(Еф.4:23-32/*/)
*********************************************
/*/ содержит апостольское
чтение понедельника.
В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.