> "Сей день... Господень... радуйтеся, людие!"
(Стихира 2 на литургии) Так взывает ныне Святая
Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию
или другим причинам, не остался без участия в радости
настоящего дня. Что же находит она в дне сем особенно радостного?..
То, что он есть день Господень! Подлинно, братие, Сам Господь
сотворил день сей, да возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс.117:24).
Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы
плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем
сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы
не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился
в мире не прежде, как произошла на свет Мария,
и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына
превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий
ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех
святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени
чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем
Бога Слова. Таким образом рождением Марии разрешилось неплодство
не <только Иоакима> и Анны, а всего рода человеческого;
а посему оно есть торжество поистине всемирное: "Сей день...
Господень... радуйтеся, людие!" Радуйтеся явлению Той, Коея Сын
действительно "сотрет главу змия" (Быт.3:15),
Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится
сказать Архангелу: се, Раба Господня, буди Мне по глаголу
твоему (Лк.1:38), Которая Своею плотью
и кровью будет питать ту Плоть и Кровь, без вкушения
коих нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет
стоять на Голгофе и слышать со креста: ...Жено,
се сын Твой (Ин.19:26), Которая, соделавшись
честнейшею Херувим, не престанет простирать над родом человеческим
Своего благодатного покрова: "радуйтеся, людие!"
> Поистине, братие, много ныне для нас причин к радости,
но все они останутся без прочного действия над нами, если
не присоединится еще одна причина радования духовного. Это –
участие в тех благах, кои проистекали для рода человеческого
от рождения Богоматери, яснее сказать, участие в заслугах
Сына Ее, нашего Спасителя и Господа, то есть в освящении
благодатью Его, в наслаждении миром, правдою и радостью
о <Духе Святом>, Им для нас приобретенном. Кто познал
истинно своего Спасителя, предал Ему себя навсегда и соединился
с Ним в духе, принял от Него свет для ума, покой
для сердца, нашел в Нём жизнь вечную, тот не может
не благоговеть при одном имени Матери Его, тот и без <чужих>
напоминаний, <веселится> ныне духом, торжествует и воспевает,
"радуяся, тоя чудеса"*,
ибо знает, что где Сын, там и Матерь, и где Матерь,
там и Сын. А кто христианин по одному имени, дышит
духом мира, а не Христовым, <служит> плоти и страстям,
не знает на опыте, что значит быть спасенным от грехов,
и как до́рог для человека Искупитель, и как много,
по тому самому, мы обязаны тем людям, кои удостоились
послужить ближайшим образом тайне воплощения, и в числе
коих первая есть Матерь Иисусова, тому сколько ни говори о важности
настоящего дня, он останется хладен и не может ощутить истинной
радости, ибо в его сердце нет никакого союза со Спасителем
и Его Матерью. Для такового всё равно, если бы
не было Самого Спасителя.
> Вся сила, говорю, в деятельном христианстве, –
в жизни по учению веры. Одна сия жизнь производит в нас
истинное участие в Таинствах нашего спасения, и делает для нас
действительно важными и радостными все праздники Божии.
Без сего можно иметь вид радости, можно предаваться шуму
и веселью мирскому, но истинной христианской радости иметь нельзя.
Ибо без сего – без жизни по вере, мы чужды
Христу, и Христос нам; даже находимся в состоянии вражды
с Ним, а у враждующих какое общение радости?
> Итак, не удивляйтесь, если я, начав приглашением всех от лица
Церкви к радости, окончу приглашением некоторых к сокрушению
о грехах. Что делать, когда многие неспособны радоваться
духом!.. Лучше восскорбеть плотью, чтоб потом стяжать радость духа,
нежели навсегда потерять ее, радуясь непрестанно радостью плоти и чувств.
Кто обратится к покаянию, тот вдруг почувствует всю важность
настоящего дня, и как отраден он для грешников! Ибо
для истинно кающегося нет ничего драгоценнее Спасителя, а где
Спаситель, там и Его Матерь!
* Ср. ирмос 1-й песни Канона благодарственного
пресв. Богородице: "Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа,
/ и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя,
/ и воспою, радуяся, Тоя чудеса". Перевод иером. Амвросия
(Тимрота): "Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; /
и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим,
/ и воспою радостно Ее чудеса". (Прим. ред.
рассылки.)
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме,
в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец
в сиянии Славы,
дарует вам Дух мудрости и откровения,
чтобы вы смогли познать Его.
Пусть просветит Он очи вашего сердца,
чтобы вы увидели,
какова та надежда, к которой Он вас призвал,
каково богатство и великолепие наследия,
которое вы разделите с Его народом,
и сколь неизмеримо велика Его сила,
что действует в нас, верующих в Него.
Это те же сила и могущество, которыми
Бог поднял из мертвых
Христа
и усадил Его по правую руку на небе -
выше Начал и Властей,
Сил и Господств;
а имя Его сделал превыше
имен всех
не только в нынешнем
веке,
но и в будущем.
И Он всё покорил Ему
под ноги
и поставил Его, Владыку всего,
главой Церкви.
Она же есть Его тело,
в ней вся полнота Того,
кто наполняет Собой всё творение.
И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
покоряясь владыке поднебесного мира,
духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.
Ведь мы все тоже из их числа,
мы тоже жили по законам плотской природы,
исполняя все вожделения нашего тела и ума,
и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми
Суду Божьего гнева.
Но Бог, богатый милостью,
по великой Своей любви, которой Он полюбил нас, мертвых от
грехов,
оживил нас вместе с Христом.
По доброте Его вы спасены!
Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас
и усадил в небесах рядом с Ним,
чтобы явить всем грядущим векам
неизмеримое богатство Своей милости,
Своей доброты к нам через Христа Иисуса.
Вы спасены - через веру - Его великой
добротой!
Не за ваши заслуги - это Божий дар!
И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!
Это Бог сделал нас теми, кто мы есть,
создав нас, через единение с Христом Иисусом,
для добрых дел, которые Он нам изначально предначертал совершить.
Поэтому помните, что вы, язычники по рождению,
люди, которых называли "необрезанными"
так называемые обрезанные с их телесным обрезанием, -
помните, что в то время вы жили без Христа.
Вы были чужестранцами, а не входили в число народа Божьего
Израиля.
Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились.
Вы жили в этом мире без надежды и без Бога!
А теперь - в единении с Христом Иисусом
-
вы, некогда далекие,
стали близкими благодаря жертвенной смерти Христа.
Ведь это Он - наш мир,
Он, соединивший евреев и язычников в один народ;
Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла
нас;
отменивший Закон с его уставами и правилами,
чтобы, установив мир,
создать в единении с собой из двух человек одного нового
и обоих, в едином теле,
примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собою
вражду.
И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим вдали
от Бога,
и тем, кто рядом с Ним.
Так что благодаря Ему мы оба - и евреи, и язычники
-
имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом.
Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы,
вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы.
Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и
пророками,
краеугольный камень которого - Христос Иисус.
Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его,
превращая в храм, посвященный Господу.
В единении с Ним и вы созидаетесь,
чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога. ...
В прежних поколениях человечеству не дано было знать этой
тайны,
но теперь Дух открыл ее святым Божьим апостолам и пророкам.
Она в том, что и язычники получают то же наследие,
и они - часть единого тела,
и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной
Вести,
служителем которой я стал
благодаря великой Божьей доброте ко мне, через действие Его
силы.
Мне, самому ничтожнейшему из всего народа Божьего, был дан
этот дар:
возвестить язычникам Радостную Весть о непостижимом богатстве
Христа,
а также просветить всех,
какой Божественный замысел спасения заключен в этой тайне,
от века сокрытой Богом, Творцом всего,
чтобы только теперь всем Началам и Властям на небесах
-
через Церковь - стала ведома мудрость Бога во всём ее
многообразии.
Бог воплотил Свой извечный замысел в Христе Иисусе, нашем
Господе.
В единении с Ним, через веру в Него
мы смело и уверенно приближаемся к Богу.*
(Еф.1:17-2:22,3:5-12/*/)
*********************************************
/*/ включает апостольское
чтение понедельника и часть чтения
вторника .
В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.