Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
30-Oct-2014 15:25
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> <...> Величайшая беда XIX века в том, что люди
стали употреблять слово «духовный» в значении «хороший». Они решили,
что изысканность и безтелесность путь к добродетели.
Когда была открыта научная эволюция, кое-кто боялся, что она высвободит
животные инстинкты. Она сделала хуже: она высвободила
«духовность». Она приучила людей думать, что, уходя от обезьяны,
они приближаются к ангелам. Но можно уйти от обезьяны
и отправиться к черту.
[ Гилберт Кийт Честертон. Из кн. "Ортодоксия",
из гл.
9 ]
* * *
> "Батюшка, научите меня жить духовной жизнью..."
Вот тут, с этой "духовности", о которой
все безостановочно говорят, и начинаются мои "трудности".
Тут я в чём-то слеп и глух. У нас теперь "духовность"
вошла в состав богословских дисциплин. <.....> мне кажется
ошибочным само выделение этой "духовности" в какую-то
<вещь в себе>, некий или это мне только кажется
тонкий "нарциссизм", во всём этом разлитый...
> "Будьте как дети..." {Ср.: Мф.18:3.}
Но разве дети "духовны"? А с другой стороны
разве не детскостью своей победило христианство мир? Но, создав
"нравственное богословие" и "духовность",
стало терять его? Ибо "духовность" получить можно
и от буддизма, и на худой конец от разных
William James'oв {Провозглашая единственной
реальностью непосредственный чувственный опыт человека и давая
эмпирическую трактовку религиозного опыта, Уильям Джеймс отвергал
традиционный теистический дуализм Творца и творения и основанную
на нём богословскую концепцию религии. Хотя религия получает
в его теории прагматическое оправдание, истолковывается как
спонтанно возникающие субъективные переживания и описывается
в психологических терминах.}, а вот детскую радость
христианства...
> И чем они больше исповедываются, чем напряженнее
изучают (!) "духовность", тем сильнее в них
та религиозная "сумасшедшинка", которую я ненавижу...
* *
> На днях визит молодой греческой "матушки",
жены бывшего нашего студента. У них "проблемы". Но откуда?
Из разговора выясняется, что она начала читать "Добротолюбие",
вообще занялась "духовностью". И вот
жалобы на мужа, недостаточно-де "духовного", на прихожан,
на жизнь... Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но до сих пор
[всегда было так]: как только появляется эта "духовность",
моментально возникают "проблемы", и возникают потому,
что "духовность" эта в наши дни есть еще одно
выражение, форма того патологического "оборота на себя",
которым буквально больна современная молодежь, да и не только
молодежь... Почему это понимал неверующий Чехов ("Убийство")
и не понимают наши новоиспеченные "старцы"?
> Я всё чаще думаю, что священство не должно было бы
быть "профессией", то есть что священники должны
работать, иметь другое дело. Иначе они саму церковную жизнь превращают
в какое-то "дело", или лучше "деятельность",
которой, в сущности, просто не нужно. Создают же
они ее просто потому, что им самим нечего "делать",
а вместе с тем неудобно получать жалованье за ничегонеделанье...
Что "делали" первые христиане в промежутках
между "собраниями в Церковь"? Об этом ничего
не говорится в дошедших до нас "документах".
По-видимому, создавали семьи и старались жить "по-христиански",
то есть прежде всего относить всё к "единому
на потребу", к присутствию Христа среди них,
к опыту Царства Божьего... И опять-таки всё это очень
хорошо показано в чеховском "Архиерее". Радость Церкви
и тяжесть, и уныние, и бессмыслица архиерейской "деятельности".
Всё, что имеет Церковь сказать и явить, всё это
в богослужении, в собрании, в "исполнении"
Церковью самой себя... <...> Знаю, что то, что пишу,
всем покажется невозможным...
* *
> Может быть, отличие "современной" духовности в том,
что она как раз выделена, стала какой-то <вещью в себе>.
Причины этому: огрыв Церкви от современного мира. Духовность
одна из "алиенаций" {Alienation
(англ.) отчуждение, отрыв, уход.}. Не только
путь к Богу, но и бегство от "современности"
(не от мира, следовательно, а в другой
прошлый - мир...).
[ протопр. Александр Шмеман. Из
дневников (17.V, 3.VI.1981; 5.I.1982)
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь
ответить на вопросы... #