Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
20-Oct-2014 13:02
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> <...> откуда взялось существующее молитвенное
правило утренние и вечерние молитвы?
> В том виде, в каком молитвенное правило
печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают
другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое
время стали ориентироваться на церковную печать Российской
империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие
печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного
не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв
для мирян рекомендуется такая схема: вечером сокращение
повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве
утренних молитв неизменяемые части, заимствованные из полунощницы
и утрени.
> Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим
меркам сравнительно недавно например, откроем «Домострой»
протопопа Сильвестра то мы увидим почти до фантастичности
идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания.
Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра,
вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед
иконами вместе с домочадцами и слугами.
> Если мы обратим внимание на монашеское, священническое
правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых
Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются
на малом повечерии.
> Собрание молитв под <номерами> возникло достаточно
поздно. Первый известный нам текст это «Подорожная
книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов
нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано.
Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением)
таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной
Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние
и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если
не прямое заимствование от униатов, то определенного рода
заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной
на тот момент Католической церкви,
отчетливо делившей свой состав на две категории: Церковь
учащих и Церковь учащихся. Для мирян
предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов,
вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень
и внутрицерковный статус мирянина.
> Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия
мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается,
а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы,
которые христианин может читать на литургии во время первого
антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен
прочитать и пережить во время малого входа… Что это
как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв,
которые священник прочитывает во время соответствующих частей
литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю,
а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода
истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного
правила.
> Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком
оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную
эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая
норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое
десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве
наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия,
то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле
ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета,
ни у святителя Игнатия мы не найдем.
> Так что, <...> признавая существующее молитвенное
правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах
Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной,
отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной
жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних
молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как
единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.
*Со страхом и трепетом созидайте
свое спасение,
потому что это действует в вас,
направляя и вашу волю, и поступки для Своих
благих целей, сам Бог.
Делайте всё без брюзжания и пререканий.
Вот тогда вы станете непорочными и чистыми,
детьми Бога без порока и изъяна
"среди рода бесчестного и развращенного".
Так сияйте среди них, словно звёзды во вселенной.
Так несите Весть о Жизни!* (Флп.2:12-16)