Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3148 *сакральность с улыбкой* / 30/IX-2/X/14 (вт-чт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 01-Oct-2014 19:41

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

Был такой журналистский штамп – "письмо позвало в дорогу". А меня вот "позвала в дорогу" – виртуальную – снова (как и в случае с выпуском "Господь (или господин?)") случайно встреченая цитата. Извесный писатель, драматург, телеведущий, режиссер и колумнист высказался против иронии... См. эпиграф.

 

 

Меня очень давно мучил вопрос: «Почему в своих проповедях Иисус Христос всегда столь серьезен? Почему Он не иронизировал, ведь ирония, казалось бы, облегчает понимание?»
Когда я спрашивал об этом священников, некоторые из них отвечали: проповеди Иисуса Христа столь серьезны, что тут не до иронии.
Другие же спорили со мной, утверждая, что в притчах Христа много своеобразного юмора и иронии.
Здесь не место вести теологические споры. Тем же, кто хочет всерьез заняться этим вопросом, могу порекомендовать книгу Александра Меня «О Христе и Церкви», в которой немало страниц посвящено тому, что Церковь понимает под юмором Христа.
Если в двух словах, то вывод Меня такой: он находит в проповедях Спасителя юмор (на мой вкус — более, чем своеобразный), но, тем не менее, соглашается с тем, что Иисус не улыбается.
Я же остаюсь при своей точке зрения: Христос не использовал иронию, или, тем более, юмор для того, чтобы донести свою мысль. Не пользовался Он этим приемом!
/...../
Конечно, можно шутить, можно иронизировать.
Но только давайте хотя бы иногда вспоминать: Иисус Христос всегда говорил серьезно. А Он — во всём — всё-таки указал ту дорогу, по которой нам надо не забывать шагать.

(Андрей Максимов. Почему Христос не иронизировал?)

 

 

 

> Некоторые авторы подчеркивают: Христос никогда не смеялся. Прямого текста, где было бы сказано, что Он смеялся, нет, но юмора и иронии в Его речах очень много. Кстати сказать, Христос создал жанр притчи, потому что в Ветхом Завете слово «притча» означало афоризм (было такое слово машал, оно означало «краткая мысль»; мы его переводим как «притча»). А маленькая новелла, рассказ почти не встречались; бывали такие случаи, но их буквально считанные единицы во всём толстом Ветхом Завете. И Христос был первым, кто эти маленькие новеллы превратил в изложение каких-то высоких истин. А зачем, почему? Потому что это было слово жизни. А какое же «слово жизни», если сказать, что «все народы равны»? Это общее место. Он рассказывает притчу, скажем, о милосердном самарянине. И заметьте, что в этих рассказах, этих новеллах вывода почти никогда не бывает (как в баснях: «Мораль сей басни такова...» — этого не бывает). Почему? Это не случайно. Потому что в притче Он дает ситуацию, и человек должен внутренне, как говорят, экзистенциально, почувствовать эту ситуацию и найти ответ. Свой ответ. Ведь в притче о милосердном самарянине на вопрос «кто ближний?» книжник же нашел ответ! Христос просто рассказал, что была такая ситуация, и спрашивает, кто ближний? Собеседник говорит: тот, кто сотворил ему милость. Тогда Он отвечает: иди и твори то же самое. Вот сегодня в Евангелии читалось слово Христово, Он объяснял ученикам модель притчи о сеятеле и сказал: вам дано всё ясно, а им в притче. Почему? Потому что Он учеников готовил быть проповедниками, и Он им показывал эту схему, каркас, на котором притча держится. А когда Он ее давал людям, она должна была звучать без этого заднего плана, чтоб люди сами нашли ответ. Кстати, и тайну своего служения Он не декларировал, а спросил: за кого принимают Меня люди? За кого вы Меня почитаете? То есть Он всегда ждал активности со стороны людей, чтобы они нашли этот ответ.

> Так вот, возвращаясь к иронии, к юмору, я бы сказал, что семьдесят процентов притч должны были быть произнесены и услышаны с улыбкой. Начиная даже с маленького примера, когда Он говорит: «Ну, ничем не угодишь им. Пришел Иоанн Креститель, не ест, не пьет, живет в пустыне — говорят: "в нём бес". Пришел Сын человеческий, ест и пьет — говорят: "вот, обжора и пьяница"». И дальше Он говорит: «Вы похожи на детей, которые играют в игру», — и спел им детскую песенку из какой-то неизвестной нам игры: «Мы вам пели печальные песни, а вы не плакали, мы вам веселые песни пели, а вы не смеялись»; то есть «до вас никак не доходит».

> Теперь дальше. Скажем, когда человек устает, когда он чувствует, что не может до Бога достучаться, Христос приводит ему историю почти чеховскую, о том, как вдова «достала» судью, который Бога не боялся и людей не стыдился, но вот с этой вдовой ему пришлось считаться, так как он понял, что она вообще не даст ему жизни. Это вовсе не значит, что Он предлагал людям, так сказать, заниматься таким сутяжничеством, — Он просто показал, что такое истинная настойчивость.

> Или о человеке, который должен был принять гостей, но у него ничего не было и он побежал к другу, к соседу, а тот: я уже сплю, я не могу встать... А этот всё равно стучит, и тот подумал: он же мне спать не даст, — пошел и дал. А почему, для чего это нужно было? Потому что люди, воспринимая эту картину, как-то вспыхивали. Они не сидели занудно, слушая какие-то нравоучительные истории. Они, наверняка, улыбались, когда Он это рассказывал. У нас эти тексты сакрализированы. Они и сохраняют свою сакральность, но сакральность раскованную, сакральность, я бы сказал, с улыбкой. И очень многие притчи таковы. И даже та притча, которая кажется нам трогательной, — она, учитывая нравы людей Востока, тоже с улыбкой слушалась. Женщина потеряла деньги. Но когда она подметала пол и нашла их, она не просто сказала: ну, слава Богу, — и положила их; она побежала к соседям: «Слушайте, смотрите, я же нашла деньги, что потеряла», — это живая сценка. (У нас об этом очень хорошо написано в «Богословских трудах», в эссе, которое называется, если я не ошибаюсь, «Евангельские мотивы».) Понимаете, это была и Его жизнь.

Протоиерей Александр Мень. из беседы "Человечество Иисуса" (ср.)  ]

 

 

 

см. также:
свящ. Яков Кротов. Христос и юмор

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Вы были чужестранцами, а не входили в число народа Божьего Израиля.

 Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились.

 Вы жили в этом мире без надежды и без Бога!

 А теперь  -  в единении с Христом Иисусом  -

 вы, некогда далекие,

 стали близкими благодаря жертвенной смерти Христа.

 Ведь это Он  -  наш мир,

 Он, соединивший евреев и язычников в один народ;

 Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас;

 отменивший Закон с его уставами и правилами,

 чтобы, установив мир,

 создать в единении с собой из двух человек одного нового

 и обоих, в едином теле,

 примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собою вражду.

 И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога,

 и тем, кто рядом с Ним.

 Так что благодаря Ему мы оба  -  и евреи, и язычники  -

 имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом.

 Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы,

 вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы.

 Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и пророками,

 краеугольный камень которого  -  Христос Иисус.

 Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его,

 превращая в храм, посвященный Господу.

 В единении с Ним и вы созидаетесь,

 чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога.

 ... Мне в откровении дано было узнать Его тайну,

 как я вкратце писал выше. ...

 В прежних поколениях человечеству не дано было знать этой тайны,

 но теперь Дух открыл ее святым Божьим апостолам и пророкам.

 Она в том, что и язычники получают то же наследие,

 и они  -  часть единого тела,

 и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной Вести,

 служителем которой я стал

 благодаря великой Божьей доброте ко мне, через действие Его силы.

 Мне, самому ничтожнейшему из всего народа Божьего, был дан этот дар:

 возвестить язычникам Радостную Весть о непостижимом богатстве Христа,

 а также просветить всех,

 какой Божественный замысел спасения заключен в этой тайне,

 от века сокрытой Богом, Творцом всего,

 чтобы только теперь всем Началам и Властям на небесах  -

 через Церковь  - стала ведома мудрость Бога во всём ее многообразии.

 Бог воплотил Свой извечный замысел в Христе Иисусе, нашем Господе.

 В единении с Ним, через веру в Него

 мы смело и уверенно приближаемся к Богу. ...

И потому я преклоняю колени перед Отцом,

  от имени которого ведет свое название всякий род на небе и на земле,

  и прошу Его наделить вас силой из сокровищ Своей славы, даровав Дух,

  чтобы внутренний человек в вас становился крепче

  и чтобы благодаря вере Христос поселился в вашем сердце.

  Пусть любовь станет вашим корнем и фундаментом!

  И тогда вы будете достаточно сильны,

  чтобы вместе со всем святым народом Божьим

  постигнуть ширину и длину, высоту и глубину любви Христа

  и познать ее, хотя она и превосходит всякое познание.

  И тогда вы станете столь совершенны,

  что достигнете полноты совершенства Бога!

  Слава Тому, чья сила, действуя в нас,

  способна совершить неизмеримо больше,

  чем всё то, о чём мы можем попросить или даже помыслить.

  Слава Ему во всех поколениях через Церковь и Иисуса Христа

  во веки веков.

  Аминь. ...

 Мы больше не должны быть малыми детьми,

  которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра,

  делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана.

  И наоборот, если будем говорить правду с любовью,

  то будем расти, во всем приближаясь к Нему.

  Он же, Христос, есть Глава.

  Благодаря Ему сохраняет единство всё Тело,

  части которого связаны тесными узами:

  каждый его орган исполняет свое предназначение,

  и всё Тело растет и созидается любовью.*

                             (Еф.2:12-22,3:3,5-12,14-21; 4:14-16/*/)

             *********************************************

/*/ Содержит части апостольских чтений вторника, среды и четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/014/3148.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное