Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
23-Sep-2014 19:23
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> Понедельник, 9 сентября 1974
<.....>
> Вчера начал работать над своим новым курсом: Liturgy
of Death1. И снова
поражаюсь: как никто этим не занимался, никто не заметил
чудовищного перерождения религии воскресения в похоронное самоуслаждение
(с оттенком зловещего мазохизма; все эти "плачу
и рыдаю…"). Роковое значение Византии на пути Православия!
* * *
> Понедельник, 16 сентября 1974
<...>
> Все эти дни чтение, работа в связи с новым
курсом (Liturgy of Death). И, как всегда, то, что казалось
извне сравнительно простым, вдруг предстает во всей своей
глубине и сложности. Смерть стоит в центре и религии,
и культуры, отношение к ней определяет собою отношение
к жизни. Она – "перевод" человеческого сознания.
Всякое отрицание смерти только усиливает этот нервоз (бессмертие
души, материализм и т.д.), как усиливает его и приятие
смерти (аскетизм, плоть – отрицание). Только победа над ней
есть ответ, и он предполагает transcensus2
отрицания и приятия ("поглощена смерть победой").
Вопрос в том, однако, в чём состоит эта победа.
Смерть раскрывает, должна раскрыть смысл не смерти, а жизни.
Жизнь должна быть не приготовлением к смерти, а победой
над ней, так чтобы, как во Христе, смерть стала
торжеством жизни. Но о жизни мы учим без отношения
к смерти, а о смерти – безотносительно к жизни.
Христианство жизни: мораль и индивидуализм. Христианство
смерти: награда и наказание и тот же индивидуализм.
Выводя из жизни "подготовлением к смерти",
христианство обессмысливает жизнь. Сводя смерть к "тому,
иному миру", которого нет, ибо Бог создал только
один мир, одну жизнь, – христианство обессмысливает
смерть как победу. Интерес к "загробной участи"
умерших обессмысливает христианскую эсхатологию. Церковь не "молится
об усопших", а есть (должна быть) их постоянное
воскрешение, ибо она и есть жизнь в смерти,
то есть победа над смертью, "общее воскресение".
> "To come to terms with death"3…
Написал это в своей лекции, но это "изнутри".
В 53 года (стукнуло в пятницу…) пора, как говорится,
"подумать о смерти", включить ее – как увенчание,
всё собою завершающее и осмысливающее, – в то мироощущение,
которое я именно ощущаю больше, чем могу выразить в словах,
но которым я в лучшие минуты жизни действительно живу.
> Для памяти отмечу следующие важные "открытия":
> – В смерти нет времени. Отсюда умолчание Христа
и подлинного предания о состоянии умерших между смертью
и воскресением, то есть о том, о чём больше
всего любопытствует не-подлинное предание.
> – Ужас умирания. Может быть, для внешних? Смерть, две недели
тому назад, Мариночки Розеншильд, утонувшей, спасая своих детей.
Ужас этой смерти для нас. А для нее?
Может быть, радость самоотдачи? Встреча со Христом, сказавшим:
"Больше сея любви…"4.
> – Что исчезает в смерти? Опыт уродства этого мира,
зла, текучести… Что остается? Его красота, то, что радует
и тут же мучит: "Полевые пути меж колосьев
и трав…"5 "Покой".
Тот покой субботний, в котором раскрывается полнота и совершенство
творения. Божий покой. Не смерти, а жизни в ее полноте,
в вечном ею обладании…
————————————
> 1 Литургия смерти (англ.).
> 2 выход за пределы (лат.).
> 3 Примириться со смертью (англ.).
> 4 Ин.15:13.
> 5 Из стихотворения И.Бунина "И цветы, и шмели,
и трава, и колосья…".