> 14Тем временем
услышал обо всём царь Ирод: имя Иисуса стало повсюду известно;
говорили, что это Иоанн Креститель встал из мертвых и потому
в Нём такая сила; 15другие
говорили, что это Илья, а некоторые – что пророк,
такой, как прежние пророки. 16Но Ирод,
слушая, говорил: «Это Иоанн, которого я обезглавил. Это
он встал из гроба». 17Этот самый
Ирод приказал взять под стражу Иоанна и бросить его в тюрьму
из-за Иродиады, бывшей жены своего брата Филиппа, на которой
он женился. 18Иоанн
говорил Ироду: «Нельзя тебе жить с женой брата». 19За это
Иродиада возненавидела его и добивалась его смерти, но
ничего не могла поделать. 20Ирод
боялся Иоанна, он знал, что Иоанн – праведный и святой
человек, и берег его. Ему нравилось слушать его, хотя
эти речи и приводили царя в сильное смущение.
> 21Подходящий
случай выдался в день рождения Ирода, когда тот устроил
пир для вельмож, военачальников и галилейской знати. 22Туда
явилась его дочь Иродиада, и пляска ее так понравилась
Ироду и гостям, что царь сказал девочке:
> – Проси у меня чего пожелаешь.
Всё дам! 23–
И царь поклялся: – Всё тебе дам, чего ни попросишь,
до половины царства.
> 25Девочка
тут же поспешила к царю и потребовала:
> – Я хочу голову Иоанна Крестителя
на блюде, дай мне ее сейчас же!
> 26Царь
сильно опечалился, но не решился ей отказать из-за клятвы,
данной перед гостями. 27Он
тут же послал телохранителя и приказал принести ему голову.
Тот отрубил в тюрьме Иоанну голову, 28принес
ее на блюде и отдал девочке, а та отдала матери.
29Ученики
Иоанна, узнав об этом, пришли, забрали тело и похоронили.
> 14говорили – в некоторых рукописях:
«говорил».
> 20 хотя эти речи и приводили
царя в сильное смущение – в некоторых рукописях
другое чтение: «он многое делал, слушаясь его».
> 22его дочь Иродиада
– в некоторых рукописях: «дочь Иродиады».
> Между рассказом об уходе апостолов
на проповедь и их возвращением Марк, следуя своему излюбленному
приему, вставляет рассказ о смерти Иоанна Крестителя. Это единственный
рассказ во всём Евангелии, в центре которого стоит
не Иисус, а кто-то другой. Но даже здесь причиной рассказа
о смерти Иоанна являются противоречивые слухи о личности
Иисуса. В Нём видят или пророка, или воскресшего
Иоанна. Приход Ильи ожидался перед наступлением конца, приход
пророка тоже знаменовал новый этап в отношениях между
Богом и Израилем, так как пророчество уже давно умолкло.
Кроме того, Илья гневно обличал народ в неверии, а царя
в нарушении Закона и безнравственности.
> Ст.
14-16 – Галилеей в это время правил
Ирод Антипа (4 г. до н.э. – 39 г.), сын Ирода
Великого и Мальтаки. Он был не царем, а тетрархом,
то есть правителем «четвертой части», небольшой территории,
зависимой от Рима. Когда он наконец обратился к римскому
императору Гаю Цезарю (Калигуле) с просьбой о царском
титуле, его лишили власти и отправили в ссылку в Галлию.
Но люди не особенно разбирались в тонкостях титулатуры
и называли его царем. Вероятно, Ирода мучила совесть за смерть
Иоанна, и хотя некоторые думали по-другому, видя в Иисусе
явившегося на землю пророка Илью, он был убежден, что Иисус –
это казненный им Иоанн. В 1.14
сообщалось, что он арестован, а сейчас мы узнаём,
что он уже погиб.
> Ст.
17-19 – Согласно Иосифу Флавию, Ирод
казнил Иоанна по политическим мотивам, опасаясь, что его огромная
популярность может стать причиной народного восстания против растленного
царя. Иосиф тоже связывает смерть Крестителя с новой женитьбой
царя, хотя и опосредованно. Чтобы жениться во второй
раз, он развелся с первой женой, дочерью царя Набатеи,
после чего разгневанный тесть пошел на него войной. Армия Ирода
была разбита, и народ считал, что этоБожье наказание
Ироду за то, что он сделал с Иоанном. Вот что
говорит Иосиф Флавий: «Некоторые иудеи видели в уничтожении
войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа
Бога за убийство Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека,
который убеждал иудеев вести праведный образ жизни, быть справедливыми
друг к другу, питать благочестивые чувства к Предвечному
и собираться для омовения. При таких условиях, учил
Иоанн, омовения угодны Богу, так как они будут прибегать к этому
средству не для искупления различных грехов, но для освящения
тела, тем более что душа их заранее успела очиститься.
Так как многие стекались к проповеднику, учение которого
возвышало их души, то Ирод стал опасаться,
как бы его огромное влияние на массы, вполне подчинившиеся
ему, не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх
предпочел предупредить это, схватив и казнив его раньше,
чем ему пришлось раскаиваться, когда будет поздно. Благодаря
такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон
и там казнен» (Иуд. Древн., XVIII, 5, 2).
> Новая жена Ирода, Иродиада,
была дочерью Аристобула, сына Ирода Великого и Мариамны I,
и приходилась Ироду племянницей. Согласно Иосифу Флавию, тетрарх
Филипп, сын Ирода и Клеопатры Иерусалимской,
был женат на Саломее, а не на Иродиаде.
Возможно, имеется в виду еще один сын Ирода Великого (от Мариамны II),
тоже Ирод, у которого могло быть второе имя Филипп. Генеалогическое
древо Иродов было очень запутанным.
> Закон Моисея (Лев 18.16; 20.21)
запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак
как кровосмешение. Кроме того, Иродиада покинула мужа сама,
в то время как по еврейскому закону право на развод
имел только муж. Так как в синоптических Евангелиях Иоанн
отождествляется с Ильей, то и в самом рассказе есть
некоторое сходство с историей Ильи, Ахава и Иезавели:
слабый царь Ахав по наущению жены преследовал пророка за то,
что он обличал идолопоклонство (3Цар 16.31).
> Ст.
20 – Хотя Ирод и заключил Иоанна в тюрьму, он относился
к нему с большим уважением и, вероятно, с суеверным
страхом. Он даже часто беседовал со своим узником, хотя
его речи и приводили царя в сильное смущение.
> Ст.
21 – Ирод устраивает пир в своем дворце в честь
дня рождения. Иосиф Флавий говорит, что Иоанн был заточен
в крепость Махерон, на восточном побережье Мертвого моря.
Но у царя была также резиденция в Тибериаде, на Галилейском
море. Может быть, события разворачивались именно там, потому что
говорится о присутствии на пиру галилейской знати.
> Ст.
22 – Восточные пиры были сугубо мужскими, поэтому некоторых
толкователей смущает то, что принцесса танцевала перед пьяными
мужчинами. Ее танец перед захмелевшими гостями был, вероятно,
очень зажигательным. Конечно, такого не должно было быть,
но Ироды не отличались высоконравственным поведением.
Традиционно считается, что девушку звали Саломеей и что она была
дочерью Иродиады от прежнего брака. Но некоторые важные древние
рукописи называют ее Иродиадой, дочерьюИрода.
> Ст.
23 – Здесь рассказ приобретает ярко выраженные фольклорные
черты. Пьяному Ироду так понравилась пляска своей дочери или падчерицы,
что он готов исполнить любое ее желание, вплоть до половины
царства. Но надо помнить, что тетрархия Ирода была в вассальной
зависимости от Рима, так что он не мог свободно распоряжаться
своим «царством». Как уже было сказано выше, за одно его желание
закрепить за собой титул царя Рим лишил Ирода Антипу всех владений
и отправил в ссылку.
> Ст. 24-25
– В рассказе, несомненно, чувствуется некоторое влияние Книги
Есфирь (особенно 5.3-4) и мидраша на эту книгу, где царю
тоже приносят на блюде голову его врага.
> Ст.
26-27 – Поведение Ирода отчасти напоминает
поведение Понтия Пилата. Тот тоже пытался защитить Иисуса, но он
не смог преодолеть нравственную слабость и трусость.
> Ст.
28-29 – Так трагически закончилась жизнь
предтечи Иисуса, и его кончина пророчески предвещаласудьбу
Того, кого он возвестил.