Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
12-Sep-2014 14:28
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
* 31 августа ст.ст. 2014 г., суббота суббота
14-й седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: 1Кор.4:1-5;
Мф.23:1-12.
> 4.1-5 ТРИ ВИДА СУДА
> 1
Итак,
пусть видят в нас слуг Христа, которым
> 2
поручено возвещать тайны Бога. ∙ От них в конечном
> 3
счете требуется лишь верность. ∙ Меня меньше
всего
волнует, что меня будете судить вы или
любой
другой человеческий суд. Я даже себя > 4самого
не сужу. ∙ Хотя на моей совести ничего нет,
это
еще не значит, что я тем самым оправдан. Но > 5мне
судья Господь. ∙ Так что ничему не выносите
приговора
до времени, пока не придет Господь. Он
и
выведет на свет все, что скрыто во мраке,
и
сделает явными даже тайные помыслы. Вот тогда
каждый
получит от Бога свою похвалу.
> 4.1которым поручено возвещать
тайны Бога в позднейших рукописях: «домостроителей
Божьих тайн».
> 4.2 Лк 12.42 4.4
Пс 143 (142).2 4.5 1Кор 3.8
> Ст. 1 Итак, пусть видят в нас слуг
Христа, которым поручено возвещать тайны Бога Апостол,
показав, чем не является ни он сам, ни другие
лидеры церкви, теперь говорит о том, что они представляют собой
на самом деле. Они слуги Христа. Греческое
слово означает домашних рабов. Которым поручено возвещать тайны
Бога дословно: «домоправителей тайн Бога». Домоправителями,
или управляющими, были, как правило, тоже рабы, которым
господин поручал надзор за домом и имением, за другими
рабами, а также распределение разных работ и пищи. Тайны
Бога — см. коммент.
на 2.1. Хотя управляющий обладал некоторой властью над другими
рабами, часто слова «управитель» и «слуга» были синонимами.
Так, например, философ Эпиктет в одном случае назвал одного
киника-проповедника слугой Зевса, а в другом
управителем Зевса.
> Ст. 2 От них в конечном счете
требуется лишь верность — Хотя управляющие должны были обладать
многими качествами, всё же самым главным была их преданность
и верность господину, который мог полностью на него положиться.
В Евангелии рассказываются притчи о хорошем управляющем,
который верно исполняет всё, что было ему поручено, и о плохих
управляющих, которые дурно обращаются с другими рабами или обворовывают
своего хозяина (Мф 24.45-51; Лк 12.42-48; 16.1-8).
И, следовательно, один только господин знает, хорошие они слуги
или плохие. Только он может судить своего слугу. Ср. Рим 14.4:
«Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу? Его господин
сам решит, стоит тот или упал». Апостол, называя
себя и своих сотоварищей управляющими, подчеркивает, что, какое бы
положение они ни занимали в церкви, каким бы авторитетом
ни пользовались, они остаются слугами и рабами Христа.
> Ст. 3-4 Меня меньше всего волнует, что
меня будете судить вы или любой другой человеческий суд
Павлу неоднократно приходилось выслушивать в свой адрес резкую
критику и подвергаться нападкам со стороны самых разных
противников. Вероятно, коринфяне теперь тоже подвергают Павла суду,
то есть выносят о нём суждение и, скорее всего,
неблагоприятное. Они сравнивают его с другими, особенно с Аполлосом,
и находят в нём ряд недостатков. Он кажется им недостаточно
духовным, не обладающим красноречием, он не обучает их
некоей сокровенной мудрости, а кроме того, не хочет жить на содержании
общины, как это делали Аполлос, Кефа и другие. Но Павла
не волнует их суд, как, впрочем, и любой другой человеческий
суд, потому что все они судят, руководствуясь критериями земной
мудрости. Суд людей в раввинистическом иудаизме часто
назывался «судом плоти и крови» в отличие от «Суда
Небес». Павел исполняет волю Господа, а не льстит
людям. Иногда ему приходится говорить им нелицеприятные вещи, иначе
ему пришлось бы отказаться от своего апостольства. Павел
знает, что человек не должен быть судьей другому человеку (см. Мф 7.1;
Рим 2.1,19-29; 14.4). Ему также известно, что Божий Суд судит
людей, руководствуясь иными критериями (Рим 4.5).
> Я даже сам себя не сужу Это не значит,
что Павел непогрешим и считает себя выше всякой критики. Наоборот,
он проявляет высшее смирение, отдавая суд Богу. Хотя
на моей совести ничего нет, это еще не значит, что я тем
самым оправдан. Но мне судья Господь
Хотя Павел не знает за собой никакой вины и совесть
его ни в чём не упрекает, он не считает это доказательством
своей безгрешности и совершенства. «Он хорошо знает, что
суждение человека о самом себе часто искажено самодовольством,
гордостью и тщеславием» {У. Баркли,
Толкование Посланий к коринфянам, с. 42.}. Недаром
существует пословичное выражение: «Чистая совесть изобретение
дьявола». Совесть это понятие, заимствованное
из стоической философии. Римский философ Сенека описывает ее
как «исследование самого себя», разумеется, критическое. Близок
к такому пониманию совести и Филон Александрийский. В древнегреческой
мысли роль совести играли богини мщения Эринии, а в еврейской
традиции сердце и Закон. Но, в отличие от стоического
философа Сенеки, считавшего совесть высшим судьей, Павел убежден,
что окончательный суд принадлежит одному только Богу.
> Ст. 5 Так что ничему не выносите
приговора до времени, пока не придет Господь. Он и выведет
на свет всё, что скрыто во мраке, и сделает
явными даже тайные помыслы. Вот тогда каждый получит от Бога
свою похвалу Призыв апостола не судить никого
напоминает слова Христа в Нагорной проповеди: «Никого не осуждайте»
(Мф 7.1). Это не запрет на всякое критическое суждение,
на объективную оценку. Иисус говорит о том, что человек
не должен брать на себя функцию судьи, выносящего окончательный,
вечный приговор, не должен узурпировать права Бога. Ему единственному,
знающему не только внешнее, лежащее на поверхности, но
и внутренние помыслы сердца, скрытые от глаз людей, принадлежит
суд. До времени Это не означает, что
Павел предостерегает от слишком поспешных и необдуманных
суждений. Это время прихода Господа. Господь
Хотя так может быть назван Бог-Отец, но из следующего стиха
видно, что Павел имеет в виду Христа, которому Бог вверил
Свой Суд (Деян 17.31). Всё, что скрыто во мраке
Суду будут подлежать не только дела, но и помыслы, мотивы
и побуждения, не известные никому, иногда даже самому
человеку. Похвала это слово может означать
также должную оценку. См. 3.14-15; ср. Мф 6.1,4,6.
[ В.Н. Кузнецова.
ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
// М., 2007. стр. 86-89 ]